Большой юбилей

Жительница деревни Копылово Качугского района Мария Петровна Седых отметила 100-летие
Мария Петровна с правнуками и праправнуком — Ярославом, Степаном, Ольгой и Мишей
Мария Петровна с правнуками и праправнуком — Ярославом, Степаном, Ольгой и Мишей

Поздравление главы государства
Поздравление главы государства
Именинница со своим портретом
Именинница со своим портретом
Степан со своей мамой
Степан со своей мамой
Ярослав с портретом прапрадедушки
Ярослав с портретом прапрадедушки

Первого июля в доме на улице Полевой в деревне Копылово ждали с нетерпением. Даже голосование по поправкам к Конституции отошло на второй план, а всё потому что в этот день мама, бабушка, прабабушка и прапрабабушка Мария Петровна встречала свой сотый день рождения! С утра у ворот выстроилась колонна машин, именинницу поздравляли родные и близкие, глава района Татьяна Кириллова привезла особое письмо с большой красной пометкой «Кремль».

С 12 лет в поле

Для почтенной юбилярши всё в новинку — цветы, торты, подарки. Мария Петровна не помнит, чтобы дни рождения в семье отмечали пышно: не принято в деревне особо праздновать, да и некогда было — с 12 лет в поле, потом на строительстве дороги, на ферме.

— Хорошо помню: мама посадит на лошадь, покажет, как надо боронить, вот целый день ездишь, — вспоминает Мария Петровна. — А когда приходило время жать — брала в руки серп. Колосья связывали в снопы, они тяжёлые получались, обмолачивали уже на складе. Учиться особо не пришлось — окончила только три класса Копыловской школы, в Манзурку уже мама не отпустила. Вспомнить-то нечего — работали да и всё.

В колхозе зарплату не платили, бригадир засчитывал лишь трудодни, на которые тоже устанавливалась норма. В учётную запись за каждый отработанный день ставили палочку. Нормы были большие, поэтому родители в качестве помощников брали в поле своих детей.

Ни о каких авансах или получках, в привычном понимании, даже речи не было. Расчёт шёл натуроплатой, в основном зерном — при условии, что оно родится, конечно.

Работали, пока не отпустит бригадир

Чтобы выехать в город на рынок, надо было попросить разрешения у председателя.

— В Иркутск из Качуга возили даже сено. На окраине города многие держали скот, а косить негде было, вот и покупали, а нам копеечка, — вспоминает Мария Петровна. — Хорошо брали ягоду, кедровые орехи, но и в лес особо не отпускали. Но мы всё равно сбегали за шишкой, чтобы потом платье какое купить или ещё что-нибудь. Один раз пошли после работы со старшей сестрой Евдокией за шишкой-паданкой. Пока дошли до орешника, насобирали шишек, намолотили по горбовику — в него ведра три шибко входило. Домой уже опять затемно возвращались. Волки повстречались — мы в канаву спрыгнули, а потом выбраться не можем — силёнок уже не осталось. На следующий день опять на работу в колхоз, а там снова мешки, только с зерном.

Пригнали как-то ссыльных откуда-то с запада, а они не могут куль поднять. Ох, кладовщик на них ругался: «Что за мужики пошли! Откуда вы? Не можете куль забросить! Вон, смотрите, как девчонки таскают!»

В современном понимании рабочего дня не существовало — работали, пока не отпустит бригадир. Тем не менее молодёжь собиралась на вечёрки, песни пели, а вот какие — Мария Петровна уже не помнит.

Страшная весть о войне застала Седых на дорожных работах. Вместе с остальными катала тяжёлую тачку, перебрасывала грунт, укрепляя полотно.

— Прискакал вестовой, сказал, что началась война. Взрослые заплакали. Одного мужчину вернули с дороги, успел только до Капцыгая доехать, его развернули и сразу увезли в райцентр, даже не дали попрощаться с родными, а дома осталось пятеро детей, — говорит юбилярша. — Когда мужчин забрали, вообще вся работа свалилась на нас. Ничего, выдюжили. Одни воспоминания о том, как мечтали сытно поесть...

Беспросветная работа отчасти стала причиной того, что Мария Петровна так и не встретила своё счастье. Дочку Катю для себя родила да так и жила одна.

Колхозу потребовались огородницы — пошла выращивать капусту, когда построили коровник — доить коров. Несколько лет Мария Седых была подменной дояркой, не имея постоянной группы: по очереди доила чужих коров, давая возможность женщинам передохнуть хоть немного. Потом набрала свою группу, по двадцать голов вручную доила несколько раз в день. С фермы Седых проводили на пенсию.

Официально за плечами Марии Петровны 37 лет стажа, хотя по факту — лет 50.

Поздравление Владимира Путина

Вместе с подарками в дом доставили поздравительное письмо от Владимира Путина.

Президент России лично обратился к почтенной сибирячке:

«Уважаемая Мария Петровна!

Сердечно поздравляю Вас с юбилеем.

Мы искренне гордимся Вашим поколением — поколением мужественных, сильных духом людей, настоящих героев и созидателей. Вы никогда не боялись трудностей, верили в правое дело, в себя и своих товарищей, честно служили Отечеству.

Желаю Вам доброго здоровья и всего наилучшего.

Президент Российской Федерации В. Путин»

— Молиться надо за Путина. Пенсию платят хорошую, домой даже приносят. А главное — нет войны, — говорит пенсионерка

В общем, гарант поздравил юбиляршу, а спустя несколько часов она проголосовала за обнуление его срока. Такое вот алаверды…

У Марии Петровны выросло трое внуков, девять правнуков и два праправнука. Ближе всех к праздничному тортику первого июля оказались правнуки — Ярослав, Степан, Оля — и праправнук Михаил. Сама именинница, устав ворошить память воспоминаниями, ушла отдыхать: не привыкла к вниманию. Да и годы уже — второй век пошёл.

Мария Петровна с внучкой Оксаной и дочерью Екатериной
Мария Петровна с внучкой Оксаной и дочерью Екатериной