Леонид Князьков: «Если будет настоящая игра, народ вернется на трибуны»
В «Байкал-Энергии» кадровые изменения: на пост директора назначен Леонид Князьков. Он сменил Василия Донских, проработавшего у руля «энергетиков» 12 лет. В хоккее с мячом новый директор клуба практически всю жизнь — начал им заниматься еще в 1963 году. Был вратарем иркутского «Локомотива», играл в шелеховском «Строителе», усть-кутском «Воднике». Игровая характеристика вратаря Князькова: «Уравновешенный по характеру, трудолюбивый, отличался быстротой реакции, уверенно руководил игрой партнеров по обороне, действовал надежно и стабильно, нередко парировал 12-метровые. Преждевременно завершил выступления из-за хронической травмы колена».
После ухода из спорта Леонид Князьков перешел в администраторы команды. И эта роль, по его словам, была как раз для него. Поскольку без хороших дружеских отношений администратор много не наработает. А с друзьями у общительного Князькова никогда сложностей не возникало. И все-таки насколько тяжело было расставаться с карьерой игрока?
— Тяжело не то слово, — вспоминает Леонид Александрович. — Лет десять я вообще не мог на игру своей команды смотреть. В напряженные моменты так хотелось на поле, помочь своим! Сердце начинало так колотиться, что я не выдерживал и уходил со стадиона. Похожу кругом, на табло посмотрю, опять похожу... Не мог.
После «Локомотива» была «Сибскана», где Леонид Александрович стал одним из создателей клуба и занял пост вице-президента. В 2001 году, когда команда стала «Сибсканой-Энергией», Князьков возглавил детскую школу при клубе, в какое-то время она насчитывала почти пятьдесят отделений по Иркутской области. И вот третий этап — «Байкал-
Энергия», где Леонид Князьков также сначала отвечал за детские школы. Затем в 2005 году стал исполнительным директором клуба, а в 2006-м занял пост заместителя директора. Весной 2020 года стал исполнять обязанности директора. А позавчера утвержден в новой должности.
— Три эпохи иркутского хоккея — «Локомотив», «Сибскана» и «Байкал-Энергия». Вспомните, какие игры стали для вас самыми яркими?
— В «Локомотиве» запомнился почему-то матч в Ульяновске. Мне было лет двадцать, молодой вратарь. Конечно, меня трясет. Я довольно слабый гол пропустил, но и выручил очень много. И мы проиграли всего 0:1. А потом было собрание, где говорили, что мы так плохо сыграли. И Иннокентий Протасов тогда сказал: «Мы из-за вратаря проиграли этот матч». И так мне было обидно. Думаю: «А ты вспомни, сколько я один на один вытащил!» Конечно, игра вратаря — в том, чтобы он свои мячи все тащил. Я потом это понял. Но тогда такая была сильная обида… А с Протасовым мы потом подружились.
Если говорить про «Сибскану», то вспомню матч в Казани. Тогда бывший тренер «Сибсканы» Сергей Лихачев ушел в казанскую «Ракету». Серия за выход в полуфинал состояла из двух матчей, «Сибскана» была просто обязана выигрывать дома, но… сыграла 4:4. Отыграться на чужом поле мало шансов, в Казани уже и столы были накрыты. И вот конец игры, счет 2:2. Если так и завершим, то в полуфинал выходит «Ракета», так как она больше забила на чужом поле.
И вот сносят нашего Саню Шишкина, назначают штрафной. Идет последняя минута. Мяч лежит на неудобной позиции, слишком острый угол для удара. И тут наш Сережа Домышев как дал! Прямо в ворота. Казанцы аж растерялись, руками развели. И тут же свисток, мы выиграли 3:2! И тут началось: мы лед целуем, в Иркутске ночь была, а мы давай всем звонить! Были у «Сибсканы» яркие матчи еще, но такую эйфорию мне трудно припомнить.
— А какой матч «Байкал-Энергии» вспомните?
— Наверное, победа в финале Кубка России, который проходил в Иркутске. Первая бронза «Байкал-Энергии» в 2015 году, много эмоций было. Но я признаюсь… В «Байкал-Энергии» тоже период — я несколько лет не мог смотреть напряженные матчи. Особенно если в один-два мяча ведем, то просто уходил за пределы стадиона.
— И вот вы директор клуба. Как считаете, над чем нужно работать в первую очередь?
— Это аксиома: надо начинать всегда с детского спорта. Об этом многие говорят, но не всегда что-то делают. В свое время в «Сибскане» было почти пятьдесят детских кортов по области. Постепенно их количество сокращалось. Сейчас в отделении подготовки «Байкал-Энергии» четыре команды, где работают тренеры. Перед нами стоит задача — увеличить их число. Затем хочется, чтобы коллектив был дружный. Я всегда это прививал: чтобы взаимовыручка была и не было такого: «Это не моя работа, почему я должен делать?» Если надо помочь — все дружно сделали. Чтобы не только на поле была команда единомышленников, но и в клубе. И сейчас у нас такая команда постепенно подбирается.
— Какие меры для роста посещаемости будете принимать?
— Как раз мы сейчас над этим работаем. Новое — это хорошо забытое старое: и атрибутика, и встречи с болельщиками должны быть. И к диалогу с болельщиками мы готовы. Глава ЕвроСибЭнерго Михаил Хардиков правильно сказал: что мы готовы к критике. Но только она должна быть рациональной, а не просто негатив.
Вот сейчас кто-то недоволен селекцией. Но надо же понимать, что у клуба есть бюджет определенный. Не все игроки нам по карману. Конечно, мы ждем, что будет всплеск посещаемости — за счет обретения нового дворца. Людям будет интересно. Но это поначалу. А закрепить это дело можно будет только хорошей игрой. Даже не просто хорошей, а игрой на пределе самоотдачи, «на зубах». Наш главный тренер Евгений Хвалько сейчас ставит задачу создать такую игру.
— Что скажете про нового тренера?
— Главное в нем — это работоспособность. И грамотность. Свой подход, совершенно новый. Особенно он внимателен к физической подготовке. Сам разрабатывает какие-то упражнения, каждый раз новые. Не все спортсмены могут их выполнить с первого раза. Но это и интересно. Когда одно и то же — бывает до того муторно, по себе помню. А когда каждый раз что-то новое, освоил — а тренер уже что-то другое дает. Как тренер Евгений Хвалько жесткий. Это только кажется с виду — такой интеллигентный. А команда его слушается.
Да, по всей стране посещаемость падает. Причин много. Было старшее поколение людей, которые ходили на стадион целыми группами, брали с собой поесть-закусить, им было интересно пообщаться. Но эти люди уходят из жизни. Новое поколение иначе мыслит, даже иначе одевается. Вот идет парень зимой по улице, в туфлях и в брючках. Разве пойдет он в таком виде на хоккей? А раньше люди одевались тепло и сразу с учебы, с работы шли на игры. Но самое главное — это игра. Если ее не будет — народ не пойдет. И пусть болельщик не очень разбирается в спорте, но если ты бьешься — он это чувствует. И даже в случае поражения тебе трибуны скажут «спасибо». Дух победителя важен. Сейчас у нас в команде есть люди с такой психологией.
— Помнится, как-то вы были лицом газированного напитка «Сибскана» — вкус победы»...
— Дело было так, — смеется Леонид Александрович, — завод «Кедр» выступал спонсором команды «Сибскана». И они решили выпустить напиток с названием команды. Для дизайна этикетки они присмотрели какого-то мужичка, принесли в клуб его фото. Но в клубе сказали: «Зачем нам ставить чужие лица, если у нас есть не хуже. Вот смотрите, какой у нас колоритный вице-президент». И вот так мое лицо попало на этикетку.