Национальные вопросы
Возрождение культурных и национальных ценностей обсудили представители разных народов в Иркутске. Запрос на изучение своих корней, языка и обычаев всё чаще исходит от нового поколения, а инициативные молодые люди готовы сами разрабатывать и воплощать в реальность общественно значимые проекты. Но как это сделать, знают не все. В Молодёжной школе единства студенты вместе с опытными экспертами обсудили вопросы сохранения национальной самобытности народов и узнали, как подготовить предложения и проекты, которые принесут результат.
Неравнодушные сердца
В этом году 50 молодых людей от 18 до 30 лет из Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, из Нижнеудинского, Качугского и Нижнеилимского районов Приангарья, из Таджикистана и Монголии собрались в Молодёжной школе единства, организованной управлением губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям. Экспертами на этот раз стали ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель председателя совета Ассамблеи народов России Андрей Николаевич Худолеев и председатель Молодёжной комиссии Московского координационного совета региональных землячеств при правительстве Москвы Екатерина Анатольевна Алямкина.
Три дня эксперты проводили уроки, мастер-классы, лекции и дискуссии на разные темы, уделяя много времени диалогам со студентами. Вместо традиционного знакомства участникам предложили сразу представить свои идеи, поделиться задумками по национальному вопросу. Ребята были готовы к этому — каждый из них пришёл в Молодёжную школу единства не просто так, а с заготовкой проекта. Екатерина Укипа — студентка ИРНИТУ, родилась в Тофаларии, и её беспокоят экология и преемственность поколений.
— Сейчас обсуждается проект развития у нас туризма. Но меня беспокоит вопрос инфраструктуры для этого, поскольку, чтобы сохранить нашу природу, нужно будет провести большую работу, — рассказала Екатерина. — Ну и, конечно, я хотела бы, чтобы старшее поколение передавало знание тофаларского языка потомкам, ведь из 700 тофаларов хорошо знают его только около десяти человек. В школах тофаларский преподают по словарям — этого недостаточно, ведь нужно начинать с фонетики, произношения слов.
Идея Кати состоит в изучении языка при помощи интерактивных компьютерных программ, приложений и игр — того, что будет интересно даже детям.
Один из главных вопросов — как оформить подобные идеи и воплотить их в жизнь, и обсуждали в Молодёжной школе единства. В прошлом году прошедшие эту школу активисты из Молодёжной ассамблеи народов Прибайкалья привлекли национальные культурные центры и провели серию уроков в Гуманитарном центре.
Лучшее от каждого
Новое поколение всё больше интересуется национальным вопросом, отметил эксперт школы Андрей Худолеев. В эпоху космополитизма важно понимать, для чего необходимо сохранять культурное достояние каждого народа в России.
— Наша цель — показать, что, независимо от национальности, моральные принципы для всех едины, — объяснил эксперт. — Россия всегда была сильна единством народов. Во время Отечественной войны 1812 года и в Великую Отечественную войну народ воевал не за деньги.
По словам Андрея Николаевича, наша страна объединила так много территорий не просто силой, а на условиях сохранения культуры, языка, национальных традиций и обычаев.
— Скоро, 4 ноября, мы будем отмечать День народного единства, и мы не говорим, что русские освободили Москву. Её освободили народы Поволжья, — привёл пример из прошлого Андрей Худолеев. — А в 1941 году самостоятельная тогда Республика Тыва вместе с СССР объявила войну фашистской Германии, передала свой золотой запас. 8000 тувинцев добровольно пошли на фронт не за деньги, а за победу, они встали на защиту братских народов.
Эксперты предложили студентам сравнить национальные моральные принципы их народов, и оказалось, что они очень близки у всех, что наши предки жили практически по одинаковым нормам, которые они почитали как закон. Ярким подтверждением этой мысли стал выезд студентов в религиозные организации Иркутска: в последний день Молодёжной школы единства ученики отправились на экскурсию в синагогу, мечеть, дацан и православный храм. Посетили также историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора», объединивший православное, католическое, лютеранское, еврейское кладбища. Несмотря на то, что в середине прошлого века кладбище было практически уничтожено, превращено в парк развлечений, сейчас это место вновь обретает своё историческое значение. Народ возвращается к своим корням.