Пряли, ткали, кружево плели
Научиться расписывать доски, прясть шерсть и ткать коврики, плести кружево — одним словом, заняться творчеством для души и посмотреть, как это делают мастера своего дела, смогли гости IV Байкальского международного фестиваля «Хоровод ремёсел на земле иркутской — 2019». Мероприятие прошло в выходные в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». Многие из посетителей сокрушались: помнят, как мамы, бабушки и прабабушки вязали, шили, ткали и пряли, а сами так и не научились. Туристы из-за рубежа, цокая языками, снимали и работы мастеров, и мастер-классы на смартфоны — где ещё увидишь такое разнообразие русских ремёсел?
Участниками фестиваля стали умельцы не только из городов и районов Приангарья, но и из Забайкалья, Бурятии, Красноярска, Новосибирска, Краснодара, а также Казахстана, Кореи и Монголии.
Татьяна Киселёва, руководитель студии моды «Озорной квилт» из Новосибирска, привезла на фестиваль коллекцию одежды «Купеческая улица», созданную совместно с её ученицами.
— В Иркутск приезжаю уже второй раз, встречают всегда тепло, — говорит Татьяна Егоровна. — Студия наша занимается в Центре детского творчества. Сначала мы шили мягкую игрушку, потом делали кукольный театр, теперь занимаемся лоскутным шитьём, вяжем и вышиваем. С удовольствием работаем и с джинсовой тканью — у меня уже большая коллекция «Джинсовый разгуляй», но сама ткань тяжёлая, и везти её в другой город неудобно. Поэтому решила познакомить иркутян с «Купеческой улицей» — в ней использован хлопок, он лёгкий.
Иркутские мастера среди многих нарядов представили на показе мод и чёрные передники «Сибирячки», вышитые по этнографическим образцам. Работа эта долгая и кропотливая, и Валентине Щеновой и Нине Медведовской пришлось занять не один зимний вечер, чтобы на фестивале получить шквал аплодисментов от людей, понимающих в рукоделии.
Как превратить обычную разделочную доску в произведение искусства, показали на мастер-классе три Елены — Михеенкова и Волк из Усть-Илимска и Го-Сун-Чин из Шелехова.
— Мы будем писать акрилом «Сибирский букет», — пояснила Елена Михеенкова. —
Я и Лена Волк будем работать в тагильской технике, она станет рисовать цветы, а я листья. Лена Го-Сун-Чин дополнит ягодами, но в других техниках — хохломской и жостовской.
— Честно говоря, акриловыми красками я пишу впервые, — признаётся Елена Го-Сун-Чин. — Я совсем недавно переехала в Шелехов из Казахстана, где 38 лет использовала только масляные краски. Но, надеюсь, у нас всё получится.
Возле одного из прилавков, словно абстрагировавшись от всеобщего оживления, иркутянка Валентина Яковлева потихонечку плела кружево. Специальная подставка, на ней барабан — небольшой набитый опилками и обтянутый тканью цилиндр, рисунок, булавки и несколько коклюшек с льняными нитками.
— Кружево я плету уже более 30 лет и не могу себе представить ни дня без любимого занятия, — рассказывает Валентина Ивановна, а её руки быстро и уверенно продолжают переплетать нити. — Много лет назад меня учила Клавдия Петровна Фёдорова, тогда в ДК им. Ю.Гагарина был женский клуб по интересам. Потом появился «Оникс», где я до сих пор плету. Ученики у меня есть, но их немного, потому что это долгий процесс. Многие приходят и уходят — хотят получить результат сразу, а это невозможно. Вот этот шарф, например, я плела три месяца, у него длина 2 м 60 см. А вот на этот, шёлковый, ушёл ровно год. Конечно, часто бывает, что параллельно несколько вещей плету, работаю часов по пять в день. Кружево всё равно остаётся в моде, хотя и носят сейчас в основном кружевные аксессуары — броши, браслеты, маленькие воротнички, или, наоборот, большие вещи — жилеты, например. Кружево — занятие для усидчивых, и, чтобы заниматься им, нужно немногое: коклюшки, иголки-гвоздики, барабан, ручки и глазки.
На соседнем прилавке на солнце переливаются яркие бусины, подвески, серьги и другие украшения из стекла. Ремесло называется лэмпворк, или, говоря по-русски, искусство создания стеклянных бусин посредством плавления стекла в огне газовой горелки. Людмила Фатхутдинова и Виктория Шипулина им занимаются уже давно. Женщины утверждают: изделия выполнены из закалённого стекла, и, чтобы их разбить, нужно сильно постараться.
— Мы даём гарантию на свои украшения — один год, и, если всё-таки они раскололись, можем заменить деталь, — говорит Людмила Фатхутдинова. — Делаем их не только из стекла, но и совмещаем с металлом. Очень удобной оказалась для кольца форма квадрата — в нём пальцы не отекают, и оно не давит, если кто-то слишком сильно пожал руку.
Попробовать прясть, как это делали наши предки, можно было у мастерицы Натальи Краснощёковой. Пока она сидит за прялкой, кажется, что это очень легко — знай накручивай шерсть на ниточку. Но хитрость заключается в том, что нужно брать одинаковое количество шерсти, наматывать её ровно и крутить колесо с одной и той же скоростью.
— Конечно, с первого раза ни у кого не получается, — говорит Наталья Краснощёкова, — мастерство приходит с опытом. Вот пух мы прядём на ниточку, шерсть овечью — саму по себе, причём берём нестираную, чтобы лучше между пальцами скользила. А когда спряли, ссучили — скрутили вместе по две ниточки, в клубок смотали, перемотали в кудели — вот тогда можно стирать.
Сюзанна Кулагина привезла самых разных кукол — и сюжетных, и на счастье.
— Вот маленькие, с длинной косой, коса плетётся из трёх частей — мысли, слова и дела, — рассказывает мастерица. — Она для женского счастья, её можно и около компьютера поставить, и на прикроватный столик, можно в сумке с собой носить — куда ваша куколка сама попросится. Есть другие — на «удачно выйти замуж», и семья, или московка: как Москва собирала вокруг себя княжества, так и кукла собирает вокруг себя всю семью. Помогает даже семьям на грани развода.
Но главное, говорит мастер, что это работает. Каким образом — никто точно сказать не берётся. Возможно, сжимая в руке такую куколку, женщина искренне верит, что всё получится. А может быть, мастер во время работы вкладывает частичку своей души и украшает любовью.