Лён любит поклон

Мастера Центра славянской культуры из Атагая Нижнеудинского района возродили промысел своих предков
Мастера Лариса Верхотурова и Олеся Ванцай: «На каждое полотенце уходит два клубка льняной нити»
Мастера Лариса Верхотурова и Олеся Ванцай: «На каждое полотенце уходит два клубка льняной нити»

Своих кукол и их наряды Любовь Ванцай шьёт только вручную
Своих кукол и их наряды Любовь Ванцай шьёт только вручную
Народный мастер Иркутской области Татьяна Верхотурова
Народный мастер Иркутской области Татьяна Верхотурова

Лён — растение универсальное: из его семян можно стряпать хлеб, делать масло, из волокон получается одежда, из отходов — пакля для утепления домов и подстилки скоту. Поэтому наши прабабушки сеяли лён охотно. Старожилы Нижнеудинского района ещё помнят технологию его выращивания и помогли мастерам Центра славянской культуры воспроизвести её в XXI веке. «Всё оказалось непросто, — утверждает Любовь Ванцай, заведующая отделом народного творчества центра. — Чтобы из маленького семечка получилась тонкая нить, проходящая в игольное ушко, нужно льну тысячу раз поклониться».

Мастерам центра потребовалось почти 10 лет, чтобы полностью освоить процесс — от выращивания растения до изготовления изделия. Пока это самотканые рушники, полотенца и маленькие сумочки. Результаты своего многолетнего труда женщины привезли в Иркутск на выставку «Полотняная река», которая проходит в отделе «Ремесленное подворье» Иркутского областного Дома народного творчества. Мероприятие стало третьим в цикле выставок коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, имеющих звание «народный».

Центр славянской культуры в посёлке Атагай Нижнеудинского района открылся в 2004 году по областной программе «Культура села». Здесь проводят фольклорные уроки и праздники народного календаря, работают мастерские по ткачеству, художественной вышивке, народной кукле, гончарному ремеслу. В 2008 году мастера начали осваивать работу со льном, и уже через пять лет их проект, названный «Сибирский шёлк», получил премию губернатора в области культуры и искусства.

— Мы занимаемся исследованием и сохранением не только ремёсел, но и культуры, — рассказывает народный мастер Иркутской области Татьяна Верхотурова. — У нас в Атагае живёт бабушка Мария Андреевна Дмитриева, которая знает много старинных песен, и мы к ней поехали за ними. В разговоре обмолвились, что у нас стоит разобранный ткацкий станок, а собирать его не умеем. Мария Андреевна — ей скоро будет 90 лет — и говорит: «Я вам его соберу». Приехала, привезла с собой нитки, показала нам, как заправлять, как ткать. Признаюсь, были и слёзы, и ругань на этот станок, когда ничего не получалось. Но теперь мы с ним подружились, и заправить в него 278 ниток на ширину полотенца проблем не составляет.

— Мария Дмитриевна научила, как работать со льном. Ох и строгая у нас наставница! — продолжает Любовь Ванцай. — Курировала нас от посадки семян до прядения нити: принесла клубок и показала, какой она должна быть. Всё это время мы сеяли лён на своих огородах, на грядках. А в этом году мэр района выделил нам своё, отдельное здание под Центр славянской культуры, с земельным участком, и надеюсь, что уже нынешним летом займёмся посадками централизованно.

Любовь Анатольевна вспоминает, что, собираясь сеять лён в первый раз, купили семена в аптеке. Выросло то, что надо. А вот на следующий год растения удивили толстыми стеблями.

— Семечки по виду практически не различаются, мы и не поняли, что лён-то разный бывает, — улыбается мастер. — Для ткачества нужен долгунец, а тот, что с толстыми стеблями — кудряш, только для отжима масла.

В Атагае культуру сеют 3 июня, на Олёнин день. Это целый ритуал, на который приглашают школьников. Существует два способа: под тяпку — когда на земле проводят бороздку, в неё бросают семена и потом загребают, и по старинке — разбрасывают семена из лукошка.

— Семечко льна маленькое и шелковистое, в его больших объёмах можно утонуть, — утверждает Любовь Анатольевна. — Поливать его необязательно, раньше же целые  поля засевали, он сам по себе рос. Полоть тоже непринципиально: если на грядке растёт — то можно, а лучше всего посеять густо, и траве будет негде расти. Лён цветёт очень красиво, кажется, что это голубое море. Цветочки распускаются с девяти утра и закрываются после обеда. На месте цветка появляется коробочка с семенами. Убираем наш урожай с 3-го по 6 сентября. Это тоже целый ритуал — идём с иконой, делаем первый зажиночный сноп. А чтобы не болела спина, вырываем стебелёк льна и за спину на пояс привязываем, потому что выдираем растение из земли руками. Представьте, сколько раз нагнуться нужно! Недаром говорят: лён любит поклон.

Собранные стебли сначала сушат на земле, потом замачивают. Наши прабабушки это делали в реке, потомки используют любые большие ёмкости — ванны или бочки. Следующий этап — ещё одна просушка на улице.

— Чтобы сухие стебли стали мягкими, отбилась костра и вышло волокно, мы мнём лён мялками, — объясняет Любовь Ванцай. — Получается пасма. Потом нужно сделать три прочёса: первый — широким гребнем, остаётся дерюга; второй и третий — щёткой, нить становится тоньше, сначала ряднина; а уж на третий раз выходит чистый лён, тонкая нитка. Цвет её серый. Чтобы отбелить, выкладываем или полотно, или готовое изделие на снег в марте, и оно прямо на глазах становится светлее.

Технологический процесс обработки льна раньше передавали по наследству. Мастера центра с помощью старожилов освоили его почти за 10 лет. Работа хлопотная, трудоёмкая, но, по словам женщин, приятная. На одно полотенце, например, нужно два мотка тонких ниток, а с одной грядки получается только один.

— Все четыре наших сотрудника занимаются разным рукоделием: Лариса Верхотурова — вышивкой, Олеся Ванцай — глиной, Татьяна Верхотурова — ткачеством и плетением. Я делаю народных и обрядовых кукол, — говорит Любовь Ванцай. — Но всех нас объединяет любовь к творчеству и ко льну, и мы мечтаем сшить себе из него костюмы. А ещё очень хотим, чтобы льняное полотно из Атагая продавалось рулонами по всей России. Прекрасно понимаем, какой это колоссальный объём работы, тем более что урожай получается больше или меньше в зависимости от сезона и наличия природных катаклизмов. Но ведь мечты сбываются!

Чтобы из пасмы получилась нить, входящая  в игольное ушко, нужно сделать три прочёса
Чтобы из пасмы получилась нить, входящая в игольное ушко, нужно сделать три прочёса