Рынок «Знаменский»: конфликт интересов
Река Ушаковка – одна из малых водных артерий Иркутска – с некоторых пор стала объектом пристального внимания со стороны городской общественности. Широко обсуждаются – ни много, ни мало – вопросы экологического благополучия в водоохранной зоне реки. Дело это, безусловно, правильное и своевременное, только вот почему-то все споры и разбирательства идут вокруг относительно небольшого участка прибрежной территории, находящейся возле рынка «Знаменский». Это – от силы триста метров, в то время как длина всей Ушаковки – 77 километров, более десяти из которых приходятся на городскую черту.
Строительство рынка «Знаменский» началось в 1996 году. На месте заброшенного пустыря и свалки команда молодых и активных бизнесменов во главе с профессиональным строителем Сергеем Скворцовым решила возвести современный по тем временам объект – рынок, специализирующийся на автомобильной тематике.
Были пройдены все необходимые инстанции, получены согласования – и на карте Иркутска появился рынок «Знаменский», сразу ставший местом притяжения автомобилистов со всего города.
Очень скоро арендаторам потребовалось больше места. Сергей Скворцов неоднократно обращался в администрацию города с просьбой о расширении территории. Чиновники не отказывали. По советскому генплану по этому участку шла автомагистраль. В 2007 году было принято решение отказаться от этой дороги, участок отдали «Знаменскому» под застройку. Разрешительные документы пообещали сделать позже, после внесения поправок в генплан, да так и не сделали, по сути заложив законодательную базу под нынешнюю конфликтную ситуацию.
В 2015 году рынок проверяла комиссия Росреестра. По итогам этой проверки впервые и было озвучено, что часть «Знаменского», непосредственно примыкающая к Ушаковке, выходит за рамки выделенной ему территории.
Ситуацией поспешили воспользоваться конкуренты. Депутат городской Думы Григорий Резников, которому принадлежит соседний рынок «Gregory Motors», начал планомерную работу против «Знаменского». На рынок зачастили проверки. Как уверен Сергей Скворцов, проверяющие были излишне мотивированы на репрессивные меры. Искали факты загрязнения реки. Но ни одна комиссия таких фактов не выявила. Тем не менее, слово «снос» звучало все чаще.
В конце 2017 года на территории «Знаменского» прошло выездное заседание городской Думы. Ее предыдущий председатель Ирина Ежова высказала, в итоге, мнение, что нет необходимости в срочном демонтаже тех построек, которые выходят за утвержденные границы «Знаменского». Она предложила рассмотреть возможность их узаконить, если магистраль действительно будет исключена из генплана, а если будет принято решение все же строить дорогу, то предложить арендаторам перенести павильоны на выделенный для этих целей другой земельный участок.
Однако эта взвешенная позиция бывшего председателя устроила не всех. В минувшую среду в Думе Иркутска прошли депутатские слушания. Первым и главным вопросом, который рассматривали депутаты, была ситуация вокруг рынка «Знаменский». Григорий Резников представил собравшимся картину экологического произвола: отходы от автосервисов открытым способом сливаются в реку, система по сбору и утилизации отработанных масел отсутствует, нет мусорных контейнеров и тому подобное. Сергей Скворцов, присутствующий на слушаниях, назвал все эти сведения «фейком», которые не подтверждаются результатами проверок, и обратил внимание депутатов, что за каждым павильоном и складом, который находится на спорной земле, стоят не просто автозапчасти, а арендаторы – живые люди и их семьи, для многих из которых это бизнес является единственным источником существования. Однако депутаты вынесли вердикт: та часть рынка, которая находится на землях, выходящих за пределы первоначального землеотвода, будет снесена.
-- С Резниковым у нас давний конфликт, связанный с ведением бизнеса, -- говорит Сергей Скворцов. – Он начался с его предложения о продаже той территории, где сейчас находится «Gregory Motors», за 250 миллионов. И когда мы в цене не сошлись, началось использование административного ресурса. Непонятно, зачем депутатам становиться орудием для обогащения и так самого богатого депутата Думы города Иркутска? В связи с этим хотелось бы напомнить позицию и жесткое указание Президента Российской Федерации Владимира Путина, в очередной раз озвученное в ежегодном Послании Федеральному Собранию, о недопустимости использования административного ресурса в давлении на бизнес.
Стоит заметить, что рынок Григория Резникова «Gregory Motors» находится рядом со «Знаменским», тоже на берегу Ушаковки. Скворцов называет его «незаконным».
– Одно из строений, -- утверждает Скворцов, -- находится прямо на напорном коллекторе, при этом КУМИ, насколько я знаю, не предъявляет требований о сносе этого здания.
Помимо двух этих авторынков, на Ушаковке – десятки промзон: от лесоперерабатывающих предприятий поселка Горячий Ключ до завода имени Куйбышева, другие авторынки, сотни частных домов, в последнее время на берегах реки возводятся крупные жилые комплексы. Почему ко всем эти объектам ни госорганы, ни депутаты не проявляют столь явного интереса?
Совершенно очевидно, что Ушаковка требует серьезного комплексного подхода, а не сноса строений одного лишь рынка «Знаменский». По заказу Сергея Скворцова разработан проект природного парка с пляжем и детскими площадками, который мог бы стать началом такого подхода. Но власть не слышит Скворцова. У некоторых ее представителей, похоже, другие задачи.
Между тем, стало известно, что Верховным судом РФ поставлена точка в споре между администрацией города Иркутска и одной из предпринимательниц. Город требовал демонтировать ее павильон и освободить земельный участок. После ряда судебных слушаний Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не поддержал требования администрации.
Правомерность выводов арбитражного суда подтвердил и Верховный суд РФ. Таким образом, появился прецедент, указывающий на то, что требования администрации о сносе павильонов не всегда могут быть правомочными. Как комментируют в аппарате уполномоченного по правам предпринимателей Иркутской области, «бизнес может защитить свои права в суде».