По следам государевых ямщиков

Группа исследователей завершила экспедицию протяженностью более 2,7 тысячи километров от Иркутска до Республики Саха (Якутия)

Проект «По следам государевых ямщиков» посвящен 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 275-летию становления Иркутско-Якутского почтового тракта, 220-летию святителя Иннокентия (Вениаминова).

«Впервые в новейшей истории мы воспроизводим ямщицкий тракт из Иркутска до Якутска. По пути мы посетим 126 почтовых станций, которые действовали в XVIII веке, тем самым воспроизведем путь государевых ямщиков. Часть пути будет пройдена по реке, другая часть — автомобильным транспортом. Общая протяженность ямщицкой трассы 2760 км», — сообщил на пресс-конференции первый вице-спикер Законодательного собрания Якутии Анатолий Добрянцев.

 Якутская городовая почтовая станция Иркутско-Якутского тракта образовалась в 1698 году. Именно она положила начало строительству самого длинного в мире тракта — от Петербурга до Охотска, связующим звеном которого значился Якутск, он стал опорным пунктом нового тракта. Якутская городовая почтовая станция находилась от ближайшей Табагинской ямщицкой станции на расстоянии многих верст, по которым в зимний период мчались удалые ямщицкие тройки лошадей, оглашающие своим колокольным звоном окрестности. Ямщицкая служба в те далекие времена была суровой и очень трудной. Заселение отдаленных мест якутского края ссыльными крестьянами совершалось по инициативе царского правительства. Создание почтовых станций и ямщицкой гоньбы способствовало передвижению ссыльных и перевозке транспортной клади. Подавляющее большинство ямщиков состояло именно из крестьян-каторжан. Ссыльные ямщики и извозчики не имели права на свободное перемещение и смену места жительства в пределах почтовых станций Иркутско-Якутского тракта.

До XVII века Якутия жила в полной географической изолированности от Большой земли. Служилые люди, пришедшие вслед за первопроходцами и в буквальном смысле продиравшиеся через тайгу, о дорогах в далекий город Якутск не знали более 100 лет.

Иркутско-Якутский тракт проходил по левой стороне реки Лены по тайге, через притоки, по каменистому берегу — это была одна из самых длинных и тяжелых дорог Сибири с огромными расстояниями между станциями. На всем пути было расположено только 28 станций. В 1778 году их насчитывалось уже 36, а к 1917 году — 66.

В течение трех недель якутская делегация посетила 126 почтовых станций.

Самое важное — с муниципальными образованиями обговорили вопросы установки ямщицких столбов. «На территории Якутии уже установлены верстовые столбы, в будущем мы хотим поставить столбы до Санкт-Петербурга. Но к февралю 2018 года эти столбы должны быть установлены в Иркутской области, везде мы раздадим проекты верстовых столбов, расскажем о нашей работе», — поделился с журналистами Добрянцев.