Усть-ордынского всадника могло и не быть

Автор скульптуры хотел украсить въезд в поселок радугой с семью конями

В Иркутске открылась выставка скульптора Евгения Скачкова. Работа этого художника имеет большое значение для Усть-Ордынского Бурятского округа. Каждый, кто хоть раз был в поселке Усть-Ордынском, не мог не обратить внимание на монументальную скульптуру бурятского всадника, всматривающегося в убегающие вдаль эхиритские степи. Всадник, встречающий и провожающий жителей и гостей поселка, появился на свет благодаря энтузиазму иркутского скульптора. Спустя более 30 лет Евгений Иванович вновь вспоминает о рождении своего детища.

Ни денег, ни материала

Идея установить памятник при въезде в Усть-Орду принадлежала организации «Иркутскавтодор», которая в 70-е годы строила Качугский тракт. Выбор дорожников сразу же пал на Скачкова. Его посоветовал Союз художников. Кстати, в то время в Иркутске практически не было монументалистов, и Евгений Иванович оказался вне конкуренции.

— Моя первоначальная задумка была другой, — говорит скульптор. ­ — Я хотел установить «Радугу», — Евгений Иванович показывает эскиз, который изображает радугу, а в ней семь коней. — Но подумал, что помру, пока ее установлю. Ведь в Иркутске тогда не было ни формовщиков, ни лепщиков, я практически все делал в одиночку.

Идею с радугой скульптор отодвинул в сторону и поехал на место, чтобы проникнуться новым образом.

— Приехал в Усть-Орду, а навстречу мне всадник на коне скачет. Этот образ и в лег в основу памятника.

Стоит отметить, что образ всадника собирательный, а не образ конкретного человека, а именно председателя окружного исполкома Александра Хамаганова, как многие устьордынцы привыкли думать.
— Когда я делал памятник, в глаза не видел Хамаганова, ­— отнекивается скульптор и заливисто смеется. ­

Работа над «Всадником» шла долго и была очень трудной. Началось все со сметы, которую неправильно составили.

— Стоимость памятника по смете составляла 12 тысяч рублей, а правильная сумма составила бы 94 тысячи, ­— отмечает автор «Всадника». — Я подсчитал, и получилось, что мой месячный заработок составлял 20 рублей, когда средняя зарплата в то время была 120. Сметчики ошиблись не только в общей стоимости, но и в объемах материала. Мне выдали арматуру объемом 600 кг, а по факту ушло 11,5 тонны! Приходилось самому доставать арматуру.

Евгений Иванович раскрывает свой очередной секрет: очень часто скульптор брал арматуру на стройках. Взваливал на себя и тащил в мастерскую, которая была расположена в гаражах дорожников в Малой Топке.

— В своей мастерской я не мог работать — высота потолка не позволяла, — говорит монументалист. — В Топке высота гаража была под 7 метров, и то, когда «Всадник» был готов, он практически упирался в потолок.

Кстати, и глину для работы Евгений Иванович копал сам на карьерах, ведь сначала был сделан глиняный колосс в натуральную величину, на которую ушло около 30 тонн материала. Потом следовала отливка из арматуры и железобетона.

Споры о шапках и лошадях

Практически 3 года шла работа над созданием «Всадника». Началась она в 1976 году, и в 1979-м «Всадник» в том виде, который мы знаем сейчас, был «выпущен в степь».

Первоначально «Всадник» был на другой лошади. Об этом мало кто знает.

— Я думал посадить конника на монголку (монгольский вид низкорослой лошади. — Прим. ред.), ­— продолжает раскрывать секреты «Всадника» Евгений Иванович. — Но один из членов художественного совета, Эльвира Матханова, твердо настаивала на том, что конь должен быть классическим. Я же сделал что-то среднее между монгольской и классической лошадью.

Монголку можно увидеть на первой модели, которая представлена на выставке скульптора. На той модели и ноги «Всадника» расположены по-другому: полусогнуты, прижаты к бокам коня.

У автора проекта часто происходили жаркие споры с Матхановой. Так, очередной спор возник из-за головного убора конника. Женщина утверждала, что шапку нужно делать с острой верхушкой, хотя предполагается, что у эхиритских бурят были круглые шапки. Худсовет постановил создать круглый головной убор, что скульптор и сделал.

«Всадник» первоначально был на коне без узды, но вмешался первый секретарь Иркутского обкома КПСС Николай Банников и пригрозил скульптору:

— Если узды не будет, я тебя сниму с работы!

Так произошло еще одно отклонение от первоначальной модели. Наконец спустя два года худсвет принял работу. Но опять с отклонениями: цвет памятника изменили, как и место установки.

«Всадника» портит краска 

Тем не менее Евгений Иванович вспоминает процесс с теплотой:

— Когда делаешь формы, поступаешь как тебе удобно. Я в первую очередь отливал ноги, а потом остальные части скульптуры. Всего было 7 частей. Внутри конь пустой, ведь я изнутри собирал, варил и заливал части памятника. Это необходимо еще и для того, чтобы периодически осматривать состояние «Всадника».

В 2014 году автор приехал к своему детищу с инспекцией. Посмотрел внутри арматуру. Она была в хорошем состоянии, не проржавела:

— Нужно сделать косметический ремонт, снять многослойную краску, скопившуюся за несколько лет, и снова протонировать, — выносит свой вердикт Скачков. — Алюминиевая краска, которой постоянно красят памятник, портит всю пластику. Пригласили бы меня, я отшелушил бы краску и сделал бы новую тонировку. А так «Всадник» сделан добросовестно. Если следить за ним, то он еще долго простоит — даже несколько сотен лет. Тем не менее хотелось бы тщательнее осмотреть памятник: проверить швы, подправить пальцы, которые почему-то отбиты, а у ног ямы какие-то появились.

Стоит отметить, что «Всадник» — это не единственная работа скульптора на территории Усть-Ордынского Бурятского округа. В Кутулике и Хохорске Евгений Иванович устанавливал мемориалы погибшим воинам.

Первый макет памятника и то, каким он получился в итоге. Главное отличие — в породе коня.
Первый макет памятника и то, каким он получился в итоге. Главное отличие — в породе коня.