В Олойской школе не боятся введения новых стандартов образования

Отзвенели последние звонки, сданы в библиотеки учебники; заставив понервничать всех выпускников, завершен единый государственный экзамен.

Дети ушли на каникулы. До самого сентября теперь в коридорах будет пахнуть краской, а учителя в тишине будут приводить кабинеты в порядок. В Олойской школе уже принялись за ремонт холла — раскрашивают его национальными узорами. «У нас ведь самое старое здание школы во всем Эхирит-Булагатском районе. Оно было построено в 1955 году. Так что стараемся, чтобы было пусть и не совсем современно, зато красиво. Капитальный ремонт запланирован на 2016 год. Планируем, что школу обошьют сайдингом, сделают евроремонт», — говорит директор школы села Олой Надежда Хангажеева.

Но и без всякого новомодного сайдинга здание притягивает взгляд. Есть в этой двухэтажной школе с советским лозунгом «Чем больше знает человек, тем он сильнее» на входе что-то такое, что цепляет за душу и чего обычными словами не расскажешь.

— Просто мы все очень любим нашу школу, — объясняет особую энергетику места Надежда Михайловна. — Это ведь для многих второй родной дом. В пришкольном интернате живут дети из Баянгазуя и Отонхоя, каждый день на автобусах приезжают из Гушита и Зун-Булука. Столько поколений здесь выучилось! Да и для меня Олой стал родным местом.

Надежда Хангажеева родилась в Нукутах. После школы не раздумывая поехала поступать в педагогический институт. Перед глазами у девушки был пример ее любимого педагога, учителя истории Нины Халбаевны Алексеевой. Годы учебы пролетели незаметно. При распределении Надежде Михайловне достался Алтарик. «Рядом с домом», — обрадовалась юный педагог.

— В Алтарике я проработала 2 месяца. О том времени у меня только хорошие воспоминания сохранились. А в Олое оказалась после замужества. На новом месте сразу вышла на работу, начала заниматься любимым делом.

С 1982 года Надежда Хангажеева учит олойских школьников. Стала отличником просвещения, получила звание «Лучший педагог района».

В 1997 году она была назначена директором. Чего только не было за это время: и постперестроечный период, и кризис, и введение страшных для каждого ученика аббревиатур ЕГЭ, ГИА. А теперь еще и новый стандарт образования — ФГОС. Но в Олойской школе перемен не боятся.

— ФГОС появился не из пустого места. Это веление времени. Стандарт, до того как внедрить его в массы, был апробирован ведущими педагогами. Его смысл в том, чтобы ребенок сам добывал знания. Учитель должен заинтересовать своих учеников. Просто рассказывать материал — это прошлый век. И успешные учителя, в том числе и из нашей школы, без всяких указаний сверху давно это поняли. Так что новые требования пришли вовремя, — говорит Надежда Михайловна.

К успешным учителям можно отнести и саму Надежду Хангажееву. Она преподает историю и обществознание. Эти предметы часто выбирают для прохождения ЕГЭ. Сдают в Олое хорошо, завалов не бывает. Направление, которое давно выбрала на своих уроках Надежда Михайловна и которое, по ее мнению, помогает лучше узнать предмет, состоит в том, что дети сами должны выработать свое отношение к фактам.

— Все подряд рассказывать неинтересно. Нужно заставить ребенка думать, мыслить. Бывает, что ученики находят такие исторические факты, которых я не знаю. И я не стесняюсь признаться им в этом. Садимся, вместе ищем ответы, рассуждаем, — говорит педагог.

И такой подход дает результат.

Теперь уже у Надежды Михайловны есть свои последователи. Ее ученики работают в Петербурге, Москве, поступают на историков и юристов. В этом году, например, в педагогический отнесла документы выпускница Аня Итанова. Владимир Дархаев, выпускник прошлого года, уже успешно окончил первый курс исторического факультета.

— В Олойской школе много замечательных педагогов. Это и учитель физкультуры Владимир Александрович Васильев, и учитель русского языка Эльвира Оболовна Дархаева, и учитель начальных классов Цезалина Владимировна Васильева, и многие другие. У нас с коллективом настоящее единство педагогической души. Радуют и дети — они, вопреки всем рассуждениям, нисколько за эти годы не изменились. Как жители деревни, они всегда заняты, трудятся, помогают родителям. Понимают, что именно от них зависит, поступят ли они в вуз, и очень стараются. А ведь именно труд создал человека. И в нашей школе мы стараемся поддерживать эту добрую, созидательную атмосферу.