В Аларском районе ищут упавший самолет
Некоторое время назад в редакцию радио "Залари" обратился капитан клуба "Росич" Сергей Яскевич с рассказом о давней трагедии. Районная газета "Аларь" опубликовала текст этой радиопередачи и призвала своих читателей обратиться в редакцию, если им что-либо известно о пропавшем воздушном судне. Вот что известно поисковикам.
— Хотелось бы поведать вам одну историю, случившуюся более 60 лет назад, — говорит Сергей Яскевич. — Представьте себе мартовский день, проталины в снегу; детей, радующихся весне; озабоченных хозяйством взрослых. Над глухой таежной деревней раздается гул авиационных моторов. На запад, где уже второй год продолжается война, мчится эскадрилья, самолеты с красными звездами на крыльях. Взрослые, бросая свои дела, поворачиваются, глядя им в след. Дети карабкаются на наборы и столбы, машут руками, тряпками, пытаясь привлечь внимание летчиков. Вдруг один из самолетов сбивается с курса, резко теряет высоту и, задымив, начинает разваливаться на куски прямо в воздухе, неподалеку от деревни.
Падает он в лес. Грохот взрыва был таким, что его слышали в соседних деревнях. Испуганные лошади, стоящие в запряжке под погрузкой сена, неожиданно взбрыкнули и понесли. Один из самолетов эскадрильи отстал, и, сделав два-три прощальных круга над местом падения, вернулся на прежний курс и ушел на запад. Вся деревня от мала до велика поспешила к месту падения. Увязая в глубоком мартовском снегу, люди торопились к месту падения в надежде помочь, если смогут. Не смогли, не помогли. Спасать было некого.
Воссоздать эту картину, по словам Сергея Капитоновича, помогли старожилы нескольких деревень Заларинского и Аларского районов. Трагедия произошла 5 марта 1943 года. Над этими районами проходил воздушный коридор, по которому перегонялись самолеты для Красной армии. Летчики первой перегоночной авиадивизии доставили в Красноярск более 8 тысяч американских самолетов, а уж из Красноярска эти самолеты уходили на фронт эшелонами.
Сергей Яскевич призвал отдать должное мужеству парней, которые работали на Алсиб — так называлась перегоночная трасса Аляска — Сибирь. Несколько тысяч километров над безлюдной тайгой, над тундрой, над болотами, над заснеженными пространствами им предстояло вести незнакомые машины, чтобы доставить их к месту назначения. Потери были большими, почти как на фронте. Здесь не происходило воздушных боев, здесь были жесточайшие условия Сибири: жуткие морозы, обледенения, недостаточность средств связи, плохая аэродромная обеспеченность.
Организаторы и участники поисковых экспедиций обладают только данными Министерства обороны, а также сведениями, добытыми краеведами, и теми свидетельствами, которые остались в памяти у немногих старожилов деревень, над которыми проходила трасса. В то время погибло 115 пилотов, из них 4 человека пострадали над территориями Аларского и Заларинского районов. Один из летчиков упавшего самолета (судя по всему, радист) успел выпрыгнуть с парашютом и остался жив, остальные погибли на месте падения. Их имена пока неизвестны. Ведется тщательный поиск на территории обоих районов, опрашиваются жители всех деревень, которые примыкают к месту падения: это Бурятское, Романенкино, Зоны, Кутулик и многие-многие другие. Отыскиваются следы на территории давным-давно исчезнувших поселений, таких как Петухово, Бодонки. Место падения определено. Об этом свидетельствуют уже 6 человек, которые приводят поисковиков в одну и ту же точку — на место трагедии, произошедшей 5 марта 1943 года.
Так что же все-таки за самолет упал в 1943 году рядом с деревней Бурятское?
Как сообщил Сергей Яскевич, говорить о самолете, который упал, с уверенностью трудно, поскольку для этого нужно являться специалистом авиационного дела или знатоком военной истории. Сегодня известно, что перегонялись самолеты трех основных марок: это были истребители Р-63 "Аэрокоба", торпедоносцы А-20, бомбардировщики Б-25 "Митчелл". Судя по свидетельствам очевидцев, в частности Федора Антоновича Кращука, жителя деревни Бурятское, который первым привел экспедицию в точку падения, это был именно бомбардировщик.
Как правило, эти самолеты летали эскадрильями по 12—17 самолетов в каждой, и вел их именно "Митчелл". Почему пришли к таким размышлениям? Именно "Митчелл" имел 2 двигателя, бомбовые люки, 4 члена экипажа. Из этого можно сделать вывод, что мы имеем дело с бомбардировщиком Б-25. Важно отыскать его следы. Возможно, при тщательном изучении места падения, при опросе жителей окрестных деревень найдем живые свидетельства того, что именно бомбардировщик упал здесь. Ведь не случайно жители деревни Бурятское помнят, что буквально 10—15 лет назад заборы деревни украшали трепаные плоскости самолета.
По словам капитана клуба "Росич", одним из главных этапов поиска стал последний, четвертый, этап — это поездка в Кутулик. Поисковики выяснили, что эти летчики, оказывается, похоронены в Кутулике, что их прах через несколько лет после падения самолета перевезли в районный центр и похоронили на кладбище. Нужно определить место захоронения. Понятно, что это не решается одним днем, нужны еще очевидцы.
В поисках помогали очень многие люди. В программе принимают участие сразу три подполковника — это военком заларинского района Андрей Романович Чилим, военком Аларского района Сергей Викторович Яценко, представитель Черемховского военкомата Сергей Юрьевич Кирилов, удивительный человек — начальник Аларского ЗАГСа Иванова Наталья Николаевна, работники ФСБ, работники библиотеки и музея имени Александра Вампилова, завотделом культуры Любовь Михайловна Васильченко, директор краеведческого музея Галина Николаевна Макогон, директор Заларинской средней школы N 1 Андрей Николаевич Кобешев, майор милиции Юрий Иванович Каровин и его подчиненные — таких людей много.
Сейчас поисковики готовят пятую вылазку к месту трагедии. Скорее всего, она будет не последней. Главная цель — установление имен погибших летчиков, ознакомление с их жизнью, судьбами их семей, ведь вполне вероятно, что кто-то из их ныне живущих родственников уже и не помнит, какой подвиг совершили их родные во время Великой Отечественной войны.
Участники поисковой группы, военно-патриотического клуба "Росич" обратились к аудитории радио "Залари" с просьбой помочь в поиске. К акции присоединилась и газета "Аларь". Может быть, что-то знают об упавшем самолете читатели "Окружной правды"? Помогите поисковикам!