Чиновники требуют у 107-летней бабушки свидетелей революции

Всю жизнь Анна Тодоева проработала в колхозе и заслужила пенсию в 1354 рубля

Анна Тодоева из села Харбатово Качугского района совершила настоящий подвиг. В глухой деревушке, где в последние годы люди перебиваются с хлеба на квас и не могут купить даже картошки на посадку, она сумела дожить до ста семи лет.
Анна Николаевна родилась больше века назад в богатой бурятской семье, где было не принято есть картошку, капусту и рыбу — только мясо.
Потом семью раскулачили, Анна стала работать в колхозе. Сколько лет она трудилась на благо Родины, сейчас уже никто сказать не может. Работала и во время Великой Октябрьской революции, и во время Великой Отечественной войны. Была свинаркой, телятницей, дояркой. В войну потеряла мужа, похоронила несколько детей, а сейчас переживает второй век на "заслуженную" пенсию в одну тысячу триста пятьдесят рублей.
Сын Тодоевой Сахрат Шаюров, сам уже пенсионер, устал ходить по инстанциям, пытаясь доказать существование своей матери. У нее есть только паспорт — и больше никаких документов. Свидетельств начала трудовой деятельности Анны Николаевны не сохранилось даже в архивах.
Бумага с фронта с сообщением о том, что ее муж пропал без вести, тоже утрачена.
Сахрат Антонович рассказал, как в Пенсионном фонде ему посоветовали найти двух свидетелей того времени, когда Анна Николаевна начала работать в колхозе!
— Мне сказали: "Докажите, что ваша мать трудилась всю свою жизнь, а не тунеядствовала", — негодует Шаюров. — Вот объясните мне, как она могла не работать, например, в сталинское время? Я уже и Говорину письмо писал — ни ответа, ни привета. Ничего не могу добиться. В сельскую администрацию обращался — привезите хоть дров бабушке. А они опять бумаги требуют. Без этих бумажек она не человек. Живет уже 107 лет, и как будто ее нет.
Когда Анне Николаевне было 105 лет, она еще ходила по деревне, все новости узнавала. А бывало, выпьет граммов сто водочки и песни бурятские поет. Последние же два года бабушка не встает с постели и практически не разговаривает. Врачи к ней не приходят. За свою долгую жизнь Анна Николаевна ни разу не обращалась к докторам, и сын с невесткой считают, что и сейчас ей этого делать не стоит.
— Она не знает нынешней жизни, тем и счастлива, — рассказывают родственники. — Когда еще миллионы в ходу были, она в магазин с сотней придет и продуктов на несколько тысяч требует. Ей давали, в журнал записывали, а мы потом расплачивались.
Анна Тодоева живет второй век и не знает, что кто-то из ее соседей голодает, что люди доели последние картофелины и им даже нечего посадить, что в некоторых семьях горстка макарон распределяется на завтрак, обед и ужин. Анна Николаевна считает себя богатой. Попросит у сына денег, невестка нарежет бумажек из журналов и даст ей. Теперь у бабушки много денег, ей не нужно думать о завтрашнем дне, потому и живет. И дай Бог, отпразднует в октябре свой 108-й день рождения.