Осетров и карпов разводят в бассейнах

В небольшом здании под Ангарском плавает шесть тонн рыбы

Под Ангарском кишмя кишит рыба. Сразу при входе в маленькое кирпичное здание, расположенное на территории ТЭЦ-10, ощущается острый специфический запах.
В 12 бассейнах размером 20 и 30 квадратных метров плещутся осетры и карпы. Подрощенные рыбы и мальки проживают отдельно. Особняком держатся и осетры-производители — 150 огромных усатых рыбин весом 25— 30 килограммов готовятся стать родителями. А когда мальки появятся и немного подрастут, их выпустят в Ангару. Так рыбоводное хозяйство ТЭЦ-10 ОАО Иркутскэнерго способствует воспроизведению редких, исчезающих видов рыб с целью сохранения биоразнообразия сибирских рек.

Продовольственная программа до сих пор действует
Рыбами ТЭЦ-10 обзавелась еще в 1985 году. Тогда, согласно продовольственной программе, предприятия были обязаны иметь подсобные хозяйства — разводить овец, свиней, выращивать овощи, цветы и фрукты.
А ТЭЦ, работающим с огромным количеством чистой воды, конечно, было разумнее и проще заняться разведением рыб.
Поначалу специализировались только на сазанах. В 1987 году произвели первые две тонны рыбы, а в 89-м уже реализовали 63 тонны живого карпа.
Однако потом, в связи с перестройкой, производственные мощности резко снизились. Возникли проблемы с кормами — многие заводы закрылись.
Но со временем рыбоводное хозяйство приспособилось к создавшимся условиям и приступило к самостоятельному производству кормов для карпов.
В сутки рыбы съедают 400 килограммов корма
Сейчас в хозяйстве работает специальный цех. Ингредиенты для корма собирают по всей территории Иркутской области и не только. Составляющие полезного питания для рыб приобретают на Тулунском гидролизном заводе, Иркутском масложиркомбинате и других предприятиях. Витамины заказывают на Алтае. Ингредиенты варят, сушат, пропускают через мясорубку, и получается сухой корм, богатый всеми необходимыми рыбам веществами.
Тем не менее осетра, которого хозяйство начало разводить восемь лет назад, такой корм не устраивает. Для него заказывают импортный — датский. За сутки рыбы съедают 400 килограммов корма.
Сотрудники хозяйства — рыбоводы — кормят своих подопечных каждый час днем и ночью. Кроме того, они следят за температурой воды в бассейнах с помощью специального оборудования.
Оптимальная температура воды для карпа — 25— 27 градусов, для осетра — 14— 18 градусов. Если градус понижается или повышается, срабатывает сигнализация.
В неволе осетр растет в два раза быстрее
Начальник хозяйства Эрий Пустовалов говорит, что рыбу они выращивают, как на грядке. Хотя байкальский осетр созревает на 18— 20-м году жизни, в искусственных условиях он становится взрослым уже в 6— 7 лет.
— В природе семь месяцев рыба практически не растет. А мы исключаем период зимовки — осетр постоянно находится в теплой воде, — рассказывает Эрий Андреевич. — Однако разводить его не так-то просто, необходимы большие площади. Осетр — донный вид рыб, он не терпит плотности посадки. Если карпа можно содержать в количестве 150— 200 килограммов на кубический метр — как сельдей в бочке, то у осетра плотность посадки в пять раз меньше.
По словам Пустовалова, речь о реконструкции предприятия уже ведется — необходимо расширение производственных мощностей, независимая насосная станция, а также инкубационные аппараты.
В ангарских прудах водятся невиданные рыбы
При ТЭЦ в Усть-Илимске существует подобное хозяйство, оно было построено позже и уже с учетом всего необходимого для такого производства. Так вот там имеются инкубационный цех и насосная станция, которая позволяет выращивать еще и форель.
Дело в том, что форель не может жить в перенасыщенной азотом воде. А вода в хозяйство ТЭЦ-10 подается под высоким давлением и насыщается воздухом.
Хотя само качество воды хорошее — она не задействована в технологическом режиме ТЭЦ. Вода проходит по специальным трубам и охлаждает турбины, а потом поступает в рыбоводное хозяйство, где в специальную емкость под давлением подается в горячем, холодном виде и насыщается кислородом.
Подготовленная вода поступает в бассейны из распрыскивателей, а на дне бассейнов имеются сливные отверстия. То есть рыбы живут в проточной воде.
Слив уходит в систему прудов биологической очистки. Нередко туда попадают мальки и вырастают до приличных размеров. Знающие люди приезжают на эти пруды и ловят карпов. Иногда попадаются и осетры. Но их отлов наказуем, поэтому, если кто и вылавливает царскую рыбу, то не афиширует.
То, что в ангарских искусственных прудах и каналах водятся редкие рыбы невиданных форм и размеров, уже довольно старая байка.
Раньше существовал в Ангарске теплый канал, который тек с АЭХК. Однажды кто-то выпустил туда аквариумных рыбок, и они развелись в канале в огромном количестве — температура воды была подходящая.
— Я еще ребенком туда ходил, — рассказывает Эрий Андреевич. — Меченосцев, гуппи видимо-невидимо. Берешь сетку и поднимаешь сразу до килограмма этих мелких рыбок. Но в аквариумах они быстро гибли — привыкли к другим условиям.
Государство не в силах бороться с осетровой мафией
Осетров и карпов рыбоводное хозяйство сдает на рынки области. Рыба доставляется к месту торговли во флягах с водой и продается в живом виде.
В бассейнах на Центральном и Новом рынках Иркутска как раз плавают рыбы, выращенные под Ангарском.
Хозяйство реализует около двух тонн рыбы в месяц. За это время подрастает еще тонны полторы, а общий объем биомассы, постоянно находящейся в бассейнах, составляет порядка пяти-шести тонн. В год по плану рыбоводы производят 20 тонн карпа и осетра.
Карпов хозяйство сейчас сдает по 100 рублей за килограмм, осетра по 180. Однако отпускная цена на рынках изменяется в зависимости от спроса и поступления браконьерской рыбы.
— Байкальский осетр занесен в Красную книгу, его очень мало, и официально квот на вылов никто не дает, — говорит Эрий Андреевич. — Но то и дело царская рыба появляется в продаже, и мы точно знаем, что она была добыта браконьерским путем. Кроме того, много рыбы сейчас поступает с Дальнего Востока — огромные осетры килограммов по 50, которые продаются у нас, тоже были выловлены браконьерами. На Дальнем Востоке осетр, так же как и у нас, занесен в Красную книгу и квот на вылов не существует. А браконьеры сдают осетра по дешевке — 120 рублей за килограмм и сбивают цены на рынке. Однако у нас есть свое преимущество — мы можем реализовывать рыбу круглый год и в живом виде.
По словам Пустовалова, в России работает осетровая мафия и государство не может наладить контроль за выловом осетровых рыб — слишком большие деньги завязаны в этом деле. Государство финансирует рыборазводные мероприятия, но вернуть затраченные средства не может — в основном они попадают в руки мафии.
Скоро в Ангаре появится байкальский осетр
Рыбоводное хозяйство ТЭЦ-10 не только продает рыбу, но и занимается ее воспроизводством, отпуская подрощенных мальков в водоемы области.
В Ангаре всегда водились осетры. Но после строительства ГЭС царская рыба не может восстановиться естественным методом. Поэтому это и делается искусственно.
Первые природоохранные мероприятия хозяйство начинало осуществлять с зарыбления сазаном. Эту рыбу называют еще водяной свиньей — она уже приручена человеком и имеет большое хозяйственное значение.
А летом прошлого года рыбоводы выпустили в бассейн реки Ангары около 50 тысяч подрощенных мальков осетра.
Делается это непросто. Создается специальная комиссия, и представители рыбоохраны указывают подходящее место высадки мальков.
Однако отследить процесс воспроизводства пока не удавалось. Предполагается, что в скором времени специализированные институты займутся контролем за восстановлением численности осетровых рыб.