Нити судьбы

Рукодельницы утверждают: вышивая определённую схему, можно влиять на свою жизнь — удачно выйти замуж, родить ребёнка, привлечь удачу и достаток
Светлана Ерёмина: «Покосная рубаха выглядит как платье»
Светлана Ерёмина: «Покосная рубаха выглядит как платье»

Председатель Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галина Березина
Председатель Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галина Березина
Ирина Шавер
Ирина Шавер

Вышивка — это не просто вид искусства, а целая философия. В каждую работу мастерица вкладывает пожелания себе, своим близким, тем людям, кому она предназначена. Вышивка — это та же книга, только в нитках и тканях, в которой говорится о любви, о желании быть здоровым и счастливым. Недаром наши предки украшали определёнными рисунками свою одежду и предметы быта: каждый символ нёс свой сакральным смысл, служил оберегом и призывал силы природы помочь семье в благополучии.

«Узорная летопись культуры» — первая выставка из нового цикла тематических мероприятий Иркутского областного Дома народного творчества, который в этом году отмечает 80-летие. В течение 2020 года в Ремесленном подворье будут показывать разные виды народных ремёсел, представленных на территории Приангарья, и рассказывать о них.

На первой выставке, которая продлится до 5 апреля, представлено более 50 работ — это произведения мастериц ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс». Экспозиция будет меняться — к 8 Марта здесь появятся шедевры умелиц из Нижнеудинского, Заларинского, Иркутского и Зиминского районов.

— Женщины, которые занимаются вышивкой, не стареют, а, наоборот, молодеют, и не надо тратить деньги на пластические операции, — уверена председатель Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галина Березина. — «Оникс» — это единственное место, где с 1993 года мастера проводят системное обучение вышивке как искусству. Занятия идут в течение долгого времени: это вам не получасовые мастер-классы в Интернете за большие деньги, где что-то показали, а чему научили — непонятно.

Существует поверье, что этот вид рукоделия помогает женщинам привлечь к себе то, чего им не хватает. Если женщина хочет стать матерью, то она должна вышить сюжеты с изображением детей; если встретить любимого — маки; стать успешной в науке, искусстве или торговле — пчёл; быть счастливой и красивой — птиц; стать сильной и выносливой — лошадь; а чтобы детки хорошо развивались и были умными — парусник.

— Вышивали женщины всегда, с древности, и наша задача — это наследие сохранить, — говорит Галина Яковлевна. — Во времена, когда ниток не было, они брали фильдекосовые рубашки и распускали их на нити. Но прежде чем распустить, резали на кусочки и красили: опускали каждый в краску, один — несколько раз, другой — один или два, чтобы добиться равномерного цвета. И так у них получалось до 20 оттенков!

У наших прапрабабушек вышивка использовалась в том числе и в обрядовых костюмах.

— Покосная рубаха выглядит как платье. Это традиционная обрядовая одежда, которую женщины надевали только в первый день, чтобы трава лучше росла, — рассказала Светлана Ерёмина, народный мастер Иркутской области. — Эта рубаха должна быть нарядной, вышитой и иметь красный подол — он символизирует жизненную энергию, цвет солнца и возрождения. Женщины выходили в поле и этим красным подолом мели по траве, тем самым передавая ей свою силу, чтобы та росла густой и сочной. А в конце лета для завершения обряда использовались сенокосные рубахи — в них женщины буквально валялись по уже сжатому полю и приговаривали: «Нивка, нивка, верни мою силу».

Широкую известность в стране получила иркутская гладь, придуманная Марией Азеевой в начале 2001 года. Мастер посвятила её 340-летию Иркутска.

— Многие из нас учились у Марии Алексеевны, — вспоминает Нина Медведок. — Как-то она пришла на занятия и говорит: «Девчонки, я придумала новый вид вышивки, назову её иркутской гладью. Мы хором: «Давайте азеевской!», а она — «Нет, иркутской». Время показало, как она была права. В 2017 году мы ездили со Светланой Ерёминой в Москву на фестиваль, и поездка состоялась из-за названия «иркутская гладь». Изобретение Марии Алексеевны основано на традиционной технике «полтавская гладь». В иркутской один тон накладывается на другой, от светлого до тёмного, но можно и наоборот. Обшивка чёрным стебельком взята из русского шва.

При небольшом выборе инструментов (иглы, нитки и в некоторых швах крючки) видов вышивки очень много. Например, есть такие, которые издалека не отличишь от картины, написанной художником. Или старинный досюльный шов — двухсторонняя вышивка, она считается высшим пилотажем: для её выполнения сначала нужно провести сложнейшие математические расчёты. Задача в том, чтобы ниткой пройти весь контур и вернуться в исходную точку без ошибок и узелков.

— Мне нравится техника «свободная художественная гладь», — делится мастер Ирина Шавер. — Сначала подбираю сюжет, это может быть даже фотография, потом нитки. Использовать можно любые — и хлопчатобумажные, и шерстяные, и полушерсть, и даже леску и люрекс. Недавно начали пробовать шерсть для валяния, чтобы создать туман. Главное, чтобы нитки вошли в ушко «цыганской» иглы — для придания объёма нитки иногда идут в несколько сложений. Эта вышивка зародилась в Орле, её придумала педагог ремесленного училища Анна Колупаева, когда в трикотажном производстве оставалось много отходов. Я у неё училась, это было более 30 лет назад, а сейчас я уже свои способы придумала.

Несмотря на солидный возраст вышивки как искусства (а о ней упоминается ещё в «Одиссее» Гомера), она продолжает жить и в наше время. У современных мастериц есть все предпосылки, чтобы, сохраняя народные традиции, привнести в этот вид рукоделия что-то своё и передать следующим поколениям.