Невкусный каолин

Лепить из природного материала полезно всем: у детей развиваются моторика и чувство прекрасного, а взрослые во время процесса забывают о суете и проблемах
Мастер Елена Геннадьевна Майновская и шестиклассница Маша обсуждают,  какой длины должна быть указка у подарочной фигурки учительницы
Мастер Елена Геннадьевна Майновская и шестиклассница Маша обсуждают, какой длины должна быть указка у подарочной фигурки учительницы

Гончарный круг, мешки с глиной, фартуки для мастера и учеников, краски и кисточки... О том, что это всё-таки современная студия, напоминает печь с электронным управлением для обжига готовых изделий. В гончарную мастерскую, что в «Ремесленном подворье», к Елене Майновской взрослые приводят на занятия детей и сами невольно и с удовольствием присоединяются к творческому процессу. Так когда-то и сама Елена Геннадьевна нашла своё увлечение, ставшее профессией, а теперь делится секретами мастерства с читателями «Копейки».

Гончарная мастерская расположена в самом центре Иркутска, в отделе Иркутского областного Дома народного творчества «Ремесленное подворье». Её хозяйка — народный мастер Иркутской области Елена Майновская — рассказывает, что нашла своё призвание, уже будучи взрослой женщиной.

— В керамику меня привёл мой сын, и вышло это случайно, — говорит Елена Геннадьевна. — Забирала его из садика и увидела крошечное объявление — набирали группу детей в гончарную мастерскую. Поскольку она была в 100 метрах от дома, решила — сходим. И, как только я зашла туда, сразу поняла: это моё. Стала заниматься и там, и дома: ребёнка спать уложу, а сама что-то делаю, рисую, мужу вдохновенно рассказываю. Это было 13 лет назад. Сначала родственники не понимали: взрослая женщина, учитель химии и биологии, возится с глиной. Действительно, сначала я работала в школе, а в годы перестройки, чтобы выжить, всей семьёй сажали гектарами картошку и продавали. А тут — творчество. Сначала мне знаний очень не хватало, поэтому пошла учиться в вуз, и, когда я получила диплом, мне было 53 года.

Зачем глине постелька?

Рецепт глины, из которой создаются настоящие изделия, у каждого мастера свой и разрабатывается опытным путём. Елена Майновская рассказывает, что в Иркутской области есть разные виды сырья.

— Местная глина в чистом виде не подходит для лепки, потому что изделие из неё обязательно потрескается, если не во время сушки, так во время обжига, — делится мастер. — Поэтому мы специально ездим в другие районы области добывать каолин.

Каолин, или белая глина, на ощупь как мука мельчайшего помола. Это вещество, которое используют и в косметической промышленности, и в медицине — как сильное противоядие, оказывающее абсорбирующее действие. Во время войны каолин использовали как питательное вещество, а некоторые северные народы добавляют его в пищу.

— Когда я детям рассказываю про белую глину, они обязательно сразу пробуют и говорят: ой, невкусно! А я им говорю: «Надо посолить или сахара добавить», — смеётся Елена Геннадьевна.

Творческому процессу создания изделий или игрушек из глины предшествует процесс подготовительный. Сначала глину нужно очистить от примесей. Камешки, веточки, корешки, листики и прочий крупный мусор можно выбрать руками, если много мелкого — стоит её процедить через сито. Затем два вида глины — охристую и белую — смешивают в специальной ванне, в определённых пропорциях с водой. Получившуюся субстанцию выкладывают на поддоны из кирпичей, накрытые тканью.

— Поддоны с кирпичами производят на детей неизгладимое впечатление, они называют их и постелькой для глины, и кроваткой, — улыбается мастер. — Ребята прямо чувствуют энергетику глины: ведь это прах горы, которая разрушилась под воздействием ветра и дождей, но сохранила в себе все полезные вещества — кальций, магний, железо, медь и даже золото с серебром.

Из готового сырья можно начинать творить. В гончарной мастерской Елена Майновская и её коллега Ольга Штейникова проводят занятия для желающих постичь азы мастерства, разрабатывают собственные методики обучения людей разного возраста, которые потом используют в командировках по области: Иркутский областной Дом народного творчества уже восьмой год участвует в губернаторской программе «Деятели культуры и искусства — жителям Иркутской области». Сотрудники ИОДНТ проводят для жителей отдалённых сёл мастер-классы по разным видам творчества, в том числе и по керамике.

— Сейчас с ребятами, которые у нас занимаются по воскресеньям, мы пробуем копировать настоящую дымковскую игрушку — барыню, уточку, коника, — рассказывает Елена Григорьевна. — Вот смотришь — кажется, примитивная работа, а садишься делать — сразу и не получается. Не зря раньше навыки мастерства из поколения в поколение передавались.

Подарок для второй мамы

Одной из учениц настолько приглянулась дымковская барыня, что девочка решила сделать две такие фигурки и подарить их на День матери своей маме и учительнице. Для этого шестиклассница Маша специально приезжает с окраины города в центр.

— Наша Зинаида Георгиевна нам как вторая мама, поэтому я хочу приготовить подарок и для неё тоже, — рассказывает девочка. — Я сделала ей короткие волосы, шляпку, вот сейчас журнал в руки дам и указку.

После того как изделие из глины готово — вылеплено или создано на гончарном круге, оно должно просохнуть в естественных условиях от трёх дней до недели. Срок зависит от толщины стенок. Потом его отправляют в специальную печку на обжиг.

— У нас отличная печка, — не скрывает своего восторга Елена Майновская, — она среднего объёма, на 60 литров. На 8 часов задаём температуру до 150 градусов, в это время из глины испаряется оставшаяся влага. На следующий день начинаем плавно повышать температуру уже до 900 градусов. Этот процесс тоже длится 8 часов. Изделие раскаляется докрасна. Выключается печка автоматически и так же постепенно остывает.

По цвету пламени

Елена Геннадьевна вспоминает: раньше, когда не было автоматики, в стене печки один кирпич не закрепляли. Периодически его вынимали и по цвету пламени определяли температуру печи, нужно ли подкидывать дрова и сколько.

— И когда сами изделия начинали светиться белым, тогда процесс практически завершён, — говорит мастер. — Я видела это завораживающее сияние, когда сама ещё училась у Николая Соколова. Фигурки прямо просвечивали друг через друга. Так что, пока твоя ваза и игрушка не прошли обжига, рано говорить, что работа закончена.

Перед тем как попасть в печку, вазочка или игрушка имеет серый невзрачный цвет. После обжига она становится светло-оранжевой — за счёт содержания в глине оксида железа, который не выгорает даже при 900 градусах. Теперь изделие остаётся только раскрасить, чтобы придать ему законченный вид. Горшки, крынки поливаем специальными красками, предназначенными для работы с глиной — ангобами и глазурями, чтобы глиняная посуда не пропускала воду. А игрушки, свистульки расписываем красками, которые обычно используются на занятиях рисованием, это гуашь, акрил. А наши дымковские игрушки можно было расписать акриловыми красками, но если следовать правилам старинных мастеров — лучше взять темперные. Они в несколько раз дороже, но результат отличается: игрушки получаются яркими, и краска со временем не выгорает.