Нельзя вылечить, но можно помочь

Как работает школа для детей с ограниченными возможностями
Каждую пятницу в школе проводят мероприятия. В прошлую — проводили Масленицу. Напекли блинов, придумали веселые конкурсы. Дети активно принимают участие в подготовке праздников.
Каждую пятницу в школе проводят мероприятия. В прошлую — проводили Масленицу. Напекли блинов, придумали веселые конкурсы. Дети активно принимают участие в подготовке праздников.

Александра Плотникова: «Дети все разные, к каждому нужно найти индивидуальный подход. Мне нравится моя работа, нравится видеть, как у школьников начинает получаться то, чему я их учу».
Александра Плотникова: «Дети все разные, к каждому нужно найти индивидуальный подход. Мне нравится моя работа, нравится видеть, как у школьников начинает получаться то, чему я их учу».

«Все получится!» — такие слова встречают каждого на пороге школы № 12 в Иркутске. Раньше это здание было санаторной школой-интернатом для тубинфицированных, но вскоре она закрылась, а на ее месте 4 июня 2018 года появилось специальное учебное заведение для детей с ограниченными возможностями.

Взаимная помощь

— Обучаем детей с легкой, умеренной степенью умственной отсталости, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития. Среди данной категории можно выделить детей с расстройством аутистического спектра, сейчас у нас 11 таких ребят, есть также те, у кого ДЦП, — рассказала директор школы Марина Дмитриева.

Каждый день к половине девятого приходит около 200 школьников. Заканчиваются уроки у всех по-разному. У малышей — в пять часов вечера, а у ребят постарше — в шесть. Каждая минута у детей занята делом, здесь же они делают уроки — это обязательное условие. Есть у них и внеклассные мероприятия, театр, хор — все для активного развития. Недавно школа стала работать по направлению предпрофессиональной компетентности в рамках дополнительного образования. Все дети начиная с первого класса посещают настоящую гончарную мастерскую, обучаются швейному, столярному делу, бисероплетению и даже сити-фермерству.

— Иркутск — это туристическая территория, у ремесленных направлений большое будущее. То есть ребенок, который не может читать, писать, считать, может всегда сделать что-то своими руками. Продать это и иметь какие-то деньги. Конечно, все задания они пока делают с помощью учителя. Но многим это нравится, и они хотят связать свою жизнь с каким-то ремеслом, — говорит Марина Витальевна.

«Горячие сердца» — так называется волонтерское движение, в которое вступают не только дети, но и их родители, педагоги. Накануне Дня Победы они поздравят жильцов из дома престарелых. Есть и другой проект, в котором активно участвуют школьники, называется он «Подари тепло». Уже второй год школа сотрудничает с организацией органического земледелия и Фондом пожилых людей. Проходят встречи с людьми зрелого возраста и детьми из дома инвалидов № 2, которые обучаются в школе. Они совместно выращивают рассаду, вышивают да и просто пьют чай, общаются.

— Сиротство бывает не только детское, но и взрослое. У многих этих стариков дети далеко, у кого-то их уже нет или не было, и они компенсируют эту недополученную любовь и внимание. И дети к ним тянутся, у них просто горят глаза, когда они общаются и видят такое доброе тепло по отношению к себе со стороны пожилых людей, — рассказала Марина Дмитриева.

Круглосуточное самообразование

В школе детям помогают адаптироваться и социализироваться в обществе два педагога-психолога, два педагога-логопеда, социальный педагог и два педагога дополнительного образования.

— Весь штат школы имеет переподготовку по направлению «олигофренопедагогика». С базовым дефектологическим образованием в школе работают пять человек, — отметила Марина Витальевна.

Штат школы почти на 40% состоит из педагогов бывшей санаторной школы, которые прошли переподготовку. Но не все их бывшие коллеги смогли остаться в новой коррекционной школе и заниматься с детьми, многие уволились.

— Мы пытались разговаривать, объясняли, что трудности — это просто период адаптации к новому, к новым особым ученикам, условиям. Наверное, нужно очень любить свою работу, чтобы делать ее качественно, и если человек понимает, что не справляется, то лучше действительно уйти, — говорит Марина Дмитриева. — Те педагоги, что остались, заинтересованные люди. Они самостоятельно, без нашей административной помощи, находят различные курсы, интересуются развитием и обучением детей с нарушением аутистического аппарата, проходят семинары, мастер-классы. Самообразование у педагогов проходит круглогодично, круглосуточно. Они действительно хотят помочь и научить детей.

Александра Плотникова пришла работать в школу в 2018 году дефектологом (психологом) и сейчас так активно влилась в школьную жизнь, что уже не представляет себя без этой работы.

— После окончания института долго думала, куда идти, очень много рассматривала вариантов, но однозначно понимала, что хочу работать с детками. К сожалению, мало где берут без опыта работы, но в этой школе мне пошли на встречу. На мой взгляд, моя профессия подразумевает постоянное самосовершенствование и самовоспитание. Мне очень нравится работать с детьми, развивать их. Конечно, бывают и трудности, они есть всегда, но когда у тебя доброжелательный коллектив, то этого не замечаешь. Дети все разные, и ко всем нужен индивидуальный подход. Мне доставляет удовольствие придумывать им различные игры и упражнения и видеть, как у них все получается, пусть не сразу, а со временем, — говорит Александра.

Помогает девушка не только ученикам, но и их родителям. 20 декабря на базе школы открылся родительский клуб «Семейная гостиная», руководителем которого и является Александра. Заседания, а точнее, дружеское неформальное общение проходит каждый месяц, специалисты-психологи рассказывают о трудностях, их решениях, помогают родителям, которые не могут поделиться в другом месте своими проблемами и тем, что наболело. Помимо этого, у каждого психолога есть часы для консультаций с родителями. В холле лежит небольшой журнал, где каждый может подойти и записаться к специалисту, с которым хочет пообщаться насчет своего ребенка.

Также на базе школы есть свой консультативный психолого-педагогический пункт, который ориентирован не только на родителей, чьи дети обучаются в школе, а на всех жителей города. Если есть необходимость проконсультироваться с психологом, любой житель может записаться по определенному телефону, указанному на сайте школы. Любая помощь будет оказываться и лично, и дистанционно.

Мама маленького Сережи Елена Левашева старается не пропускать встречи с психологом.

— Я завсегдатай нашего психологического клуба. Очень много там поднимается тем про детей, про семью в целом. Такая теплая и душевная обстановка очень помогает, — говорит Елена Левашева.

— Первое время, когда ребенок пошел в школу, сильно волновалась, часто заглядывала то к завучу, то к директору: «А как там мой Сережа, он трудный, с ним не справляются, может?» Директор меня успокоила, сказала: «Ваш ребенок в надежных руках». Такое внушила доверие, что я поверила, перестала тревожиться. А через некоторое время смотрю, а мой сын молодец, он бегучий такой, прыгучий, усидеть не мог, а я смотрю — сел за парту, организованно ходит в столовую, на мероприятия, на прогулки. Это радость. Раньше он совершенно не брал в руки ни карандаш, ни кисть, не прикасался к краскам. Работа в группе, в коллективе — это очень важно. Не передать словами, как я счастлива, что моему ребенку тут помогают, — рассказала Елена.

«Моя душа спокойна»

С момента открытия в школе появилась своя традиция. Каждую пятницу здесь проводится праздник.

Мы попали сразу на два мероприятия. Первое — приурочено к Дню гражданской обороны. Дети учились действовать в режиме ЧС. А после такого серьезного мероприятия отправились провожать зиму. Перетягивать канат, играть в снежки, водить хоровод — все это, казалось, никогда не надоест ребятам.

— Мне нравится участвовать в мероприятиях, — говорит Даша, — для этого в школе у нас много разных кружков. Сегодня я скоморох, сама вызвалась. Мы помогаем конкурсы проводить, которые наши педагоги придумали.

После все отправились есть блины и показывать гостям праздника школу. Пока в столовой разливали горячий чай, мы пообщались еще с одной мамой, которая очень долго искала школу для ребенка.

— Я два года ждала очереди, а тут открылась эта школа, — говорит Инна Нехорошева. — Мой ребенок учится тут полтора года, и за все это время у меня никаких претензий. Все очень отзывчивые, добродушные. У меня душа спокойна. Как бы ни переживала, как он там, ест или нет — все эти беспокойства просто оставляю за порогом школы и отдаю со спокойной душой. Мне нравится, что учитывают особенности детей, программа написана индивидуально, а сколько тут кружков — да ни одна обычная школа не сможет похвастаться тем, что здесь дают нашим детям. Таких детей брать мало кто захочет, но здесь педагоги все отзывчивые, постоянно обновляют оборудование.

Оборудование школы действительно меняется. Пока еще нет идеальных условий, но руководство школы и учителя надеются, что это ненадолго. Уже разработана проектно-сметная документация, летом планируется капитальный ремонт туалетов, специально для детей, которые передвигаются на коляске. Также должен по-
явиться новый пандус. В планах также приобрести таблички с шрифтом Брайля для тех, кто не может видеть, и информационные таблички для тех, у кого есть проблемы со слухом.