Нелегальное такси вычисляют
Иркутская область стала одним из первых в стране регионов, где заработала система проверки легальности такси. Подобные системы до этого действовали только в трех регионах России — в Москве, Краснодаре и Новосибирске. Этот поисковый информационный сервис разработан по заказу регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта.
Официалы и нелегалы
Сейчас на дорогах автомобили, занимающиеся извозом, можно условно разделить на две части. Первые — это таксисты из официальных фирм такси. Они имеют своего диспетчера, соответствующую «боевую» раскраску машин и опознавательные знаки, лицензии и т. д.
Вторая группа — это частные водители, работающие через мобильные приложения, которые связывают клиента и шофера. В этом лагере извозчиков посредников гораздо меньше, поэтому и цена за поездку в итоге получается ниже.
Но всегда ли это хорошо для пассажира? Ведь подобные извозчики-нелегалы предоставляют услугу фактически незаконно, порой подвергая опасности тех, кого везут. Они не соблюдают необходимые требования к перевозке, поскольку перед рейсом их авто не проходят техосмотр, никто не следит за состоянием здоровья водителя. В рейс может выйти даже человек без опыта вождения.
И еще важный момент: на действия таксиста-нелегала клиент не сможет подать жалобу в контролирующие органы, потому что элементарно не удастся доказать факт поездки на данном транспорте.
Система в действии
Как же работает поисковая информационная система «Проверка легальности легкового такси»? Заходим на сайт www.taxi38.info. Система проста в использовании — на сайте лишь одно окно ввода. В него любой клиент, заказавший легковое такси, вводит государственный регистрационный номер транспортного средства. Легальность предоставляемой ему услуги — наличие или отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси — проверяется моментально.
В случае, если к вам пришло легальное такси, вы видите информацию о конкретном и реальном перевозчике, владельце разрешения. Это означает, что перевозчик гарантирует соблюдение обязательных требований законодательства: у водителя соответствующий стаж работы, он проходит обязательные медосмотры, техническое состояние транспортного средства проходит предрейсовый контроль и т. д.
Если поисковая система сообщает об отсутствии действующего разрешения на прибывшее транспортное средство, то пассажир должен понимать, что доступ к выполнению его заказа получил нелегальный перевозчик. Даже несмотря на то, что на автомобиль может быть нанесен логотип одного из известных сервисов заказа такси («Максим», «Яндекс.Такси», Uber, «Сатурн»). В отношении подобных машин полицией Иркутской области проводятся контрольные мероприятия по пресечению незаконной деятельности в сфере таксомоторных перевозок.
Шесть нелегалов в ряд
Жительница Иркутска Виктория не один год пользуется услугами такси: девушка работает на двух работах и зачастую не успевает добираться на общественном транспорте из одной точки в другую. В смартфоне Вики три приложения — «Яндекс.Такси», «Поехали» и «Максим».
— Пользоваться приложениями удобно, — говорит Виктория, — иногда с вечера заказываю машину на утро. Могу еще цену сравнить в разных приложениях. Никогда никаких казусов не случалось.
Корреспондент «СМ Номер один» вместе с Викторией решил проверить номера машин, которые сохранились в истории заказов. Открываем «Яндекс.Такси», смотрим номер машины, которой Вика пользовалась последний раз, вбиваем номер в поисковую систему нашего сайта и получаем следующее: «Отсутствует действующее разрешение по состоянию на 05.03.2020». Понимаем, что тот водитель осуществлял заказ нелегально.
Подобную манипуляцию мы проделали с госномерами шести такси подряд, и ни одна наша попытка не показала положительного результата.
— Не страшно, что все это время ездила на нелегальном такси?
— Не по себе немного, но вроде хорошо все было, никакого хамства или злобных действий не происходило.
— Будешь теперь проверять номера машины при заказе такси?
— Возможно, первое время, ради интереса, а потом… Я думаю, это должны контролировать соответствующие органы, а не сами жители. Пусть компании заключают трудовые договора с сотрудниками или находят другие способы контроля, — отметила Виктория.
Другой нашей собеседнице, Анне, в отличие от Виктории, повезло меньше. В прошлом году ей пришлось писать жалобу на сервис такси «Максим». С тех пор девушка серьезно подходит к выбору транспортного средства.
— Опаздывала с утра на работу. Заказала такси и, когда садилась в машину, видимо, случайно хлопнула дверцей. Никогда в жизни столько грубостей не слышала в свой адрес, как тогда… Водитель стал кричать, чтобы я вышла, не хлопала дверью и прочее. После этого, конечно же, не поехала никуда с таким неадекватным человеком, написала жалобу в службу такси. Но все, что они мне там предложили, это донат со следующей поездки, — рассказала Анна. — С тех пор этим сервисом не пользуюсь, мне мое здоровье дороже, мало ли что могло случиться тогда. Замечала еще, что в такси из подобных служб водители постоянно пытаются познакомиться, говорить какие-то неприятные слова. Это всегда пугает. Поэтому в плане безопасности я рада, что сейчас разработали такую систему.
Как отличить легального перевозчика от нелегального?
1. Внешние признаки:
— легальное такси имеет на крыше автомобиля фонарь оранжевого цвета, по всей ширине дверей — так называемые шашечки.
2. Внутри автомобиля, на передней панели:
— табличка с наименованием перевозчика, с указанием номеров его телефонов и почтового адреса;
— визитная карточка водителя с фотографией и указанием его ФИО;
— условия оплаты за пользование легковым такси;
— наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль осуществления перевозок пассажиров и багажа.