Нелегальное такси вычисляют

Дешевле ездить не значит безопасно
Наш регион стал одним из первых, где заработала система проверки легальности такси.
Наш регион стал одним из первых, где заработала система проверки легальности такси.

Иркутская область стала одним из первых в стране регионов, где заработала система проверки легальности такси. Подобные системы до этого действовали только в трех регионах России — в Москве, Краснодаре и Новосибирске. Этот поисковый информационный сервис разработан по заказу регионального министерства жилищной политики, энергетики и транспорта.

Официалы и нелегалы

Сейчас на дорогах автомобили, занимающиеся извозом, можно условно разделить на две части. Первые — это таксисты из официальных фирм такси. Они имеют своего диспетчера, соответствующую «боевую» раскраску машин и опознавательные знаки, лицензии и т. д.

Вторая группа — это частные водители, работающие через мобильные приложения, которые связывают клиента и шофера. В этом лагере извозчиков посредников гораздо меньше, поэтому и цена за поездку в итоге получается ниже.

Но всегда ли это хорошо для пассажира? Ведь подобные извозчики-нелегалы предоставляют услугу фактически незаконно, порой подвергая опасности тех, кого везут. Они не соблюдают необходимые требования к перевозке, поскольку перед рейсом их авто не проходят техосмотр, никто не следит за состоянием здоровья водителя. В рейс может выйти даже человек без опыта вождения.

И еще важный момент: на действия таксиста-нелегала клиент не сможет подать жалобу в контролирующие органы, потому что элементарно не удастся доказать факт поездки на данном транспорте.

Система в действии

Как же работает поисковая информационная система «Проверка легальности легкового такси»? Заходим на сайт www.taxi38.info. Система проста в использовании — на сайте лишь одно окно ввода. В него любой клиент, заказавший легковое такси, вводит государственный регистрационный номер транспортного средства. Легальность предоставляемой ему услуги — наличие или отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси — проверяется моментально.

В случае, если к вам пришло легальное такси, вы видите информацию о конкретном и реальном перевозчике, владельце разрешения. Это означает, что перевозчик гарантирует соблюдение обязательных требований законодательства: у водителя соответствующий стаж работы, он проходит обязательные медосмотры, техническое состояние транспортного средства проходит предрейсовый контроль и т. д.

Если поисковая система сообщает об отсутствии действующего разрешения на прибывшее транспортное средство, то пассажир должен понимать, что доступ к выполнению его заказа получил нелегальный перевозчик. Даже несмотря на то, что на автомобиль может быть нанесен логотип одного из известных сервисов заказа такси («Максим», «Яндекс.Такси», Uber, «Сатурн»). В отношении подобных машин полицией Иркутской области проводятся контрольные мероприятия по пресечению незаконной деятельности в сфере таксомоторных перевозок.

Шесть нелегалов в ряд

Жительница Иркутска Виктория не один год пользуется услугами такси: девушка работает на двух работах и зачастую не успевает добираться на общественном транспорте из одной точки в другую. В смартфоне Вики три приложения — «Яндекс.Такси», «Поехали» и «Максим».

— Пользоваться приложениями удобно, — говорит Виктория, — иногда с вечера заказываю машину на утро. Могу еще цену сравнить в разных приложениях. Никогда никаких казусов не случалось.

Корреспондент «СМ Номер один» вместе с Викторией решил проверить номера машин, которые сохранились в истории заказов. Открываем «Яндекс.Такси», смотрим номер машины, которой Вика пользовалась последний раз, вбиваем номер в поисковую систему нашего сайта и получаем следующее: «Отсутствует действующее разрешение по состоянию на 05.03.2020». Понимаем, что тот водитель осуществлял заказ нелегально.

Подобную манипуляцию мы проделали с госномерами шести такси подряд, и ни одна наша попытка не показала положительного результата.

— Не страшно, что все это время ездила на нелегальном такси?

— Не по себе немного, но вроде хорошо все было, никакого хамства или злобных действий не происходило.

— Будешь теперь проверять номера машины при заказе такси?

— Возможно, первое время, ради интереса, а потом… Я думаю, это должны контролировать соответствующие органы, а не сами жители. Пусть компании заключают трудовые договора с сотрудниками или находят другие способы контроля, — отметила Виктория.

Другой нашей собеседнице, Анне, в отличие от Виктории, повезло меньше. В прошлом году ей пришлось писать жалобу на сервис такси «Максим». С тех пор девушка серьезно подходит к выбору транспортного средства.

— Опаздывала с утра на работу. Заказала такси и, когда садилась в машину, видимо, случайно хлопнула дверцей. Никогда в жизни столько грубостей не слышала в свой адрес, как тогда… Водитель стал кричать, чтобы я вышла, не хлопала дверью и прочее. После этого, конечно же, не поехала никуда с таким неадекватным человеком, написала жалобу в службу такси. Но все, что они мне там предложили, это донат со следующей поездки, — рассказала Анна. — С тех пор этим сервисом не пользуюсь, мне мое здоровье дороже, мало ли что могло случиться тогда. Замечала еще, что в такси из подобных служб водители постоянно пытаются познакомиться, говорить какие-то неприятные слова. Это всегда пугает. Поэтому в плане безопасности я рада, что сейчас разработали такую систему.

Как отличить легального перевозчика от нелегального?

1. Внешние признаки:

— легальное такси имеет на крыше автомобиля фонарь оранжевого цвета, по всей ширине дверей — так называемые шашечки.

2. Внутри автомобиля, на передней панели:

— табличка с наименованием перевозчика, с указанием номеров его телефонов и почтового адреса;

— визитная карточка водителя с фотографией и указанием его ФИО;

— условия оплаты за пользование легковым такси;

— наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль осуществления перевозок пассажиров и багажа.