А не почитать ли нам книжку

Как с малых лет привить ребенку любовь к чтению
Читайте вместе с ребенком. Читайте по ролям, просто по очереди, по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами.
Читайте вместе с ребенком. Читайте по ролям, просто по очереди, по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами.

С утверждением о том, что дети стали гораздо меньше читать, не поспоришь. Вместо книг каждый день подростки погружаются во Всемирную паутину. Их не оторвать от планшетов, компьютеров и телефонов. Хотя это относится не только к молодежи. Взрослое население также предпочитает чтению просмотры телесериалов или видеороликов в интернете. Именно поэтому некогда самая читающая страна на сегодняшний день таковой уже не является. Особенно непростой складывается ситуация в школах, где дети ленятся лишний раз открыть учебник по литературе и многие классические произведения стараются прочитать в кратком содержании с помощью того же интернета. О том, можно ли побороть эту зависимость и как вызвать интерес у детей к чтению, мы попробуем разобраться прямо сейчас.

Почему прошла мода

Конечно, нельзя не согласиться с тем, что значение книги в жизни человека меняется. Меняются авторы, меняются способы получения информации, ее носители и доступность. Но стоит ли этого опасаться и бить тревогу? Надо ли заставлять детей, да и себя самого, читать?

Известный писатель Виктор Ерофеев так оценивает ситуацию: «Огромное количество людей в разные времена кричали, что заканчивается культура. Видимо, на этом поколении она и закончится в том виде, в котором мы ее себе представляли многие века. На нашу планету наступает эпидемия в виде оглупления. Такая фатальная эпидемия глупости».

Почему же мода на чтение и представление о том, что интеллигентным и по­настоящему полноценным человеком и членом общества может быть только человек, не чуждый чтению, прошли?

Попробуем ответить на этот, в общем­то, риторический вопрос.

Есть утверждение, что мы «объелись чтением» в детстве. Отвращение к учебе, обязательные программы чтения теперь ассоциируются с чем­то неприятным. И совсем не хочется к ним возвращаться.

Во­вторых, чтение книг требует внимания, сконцентрированности и, соответственно, временного бездействия. А ведь многие к этому непривычны. Сегодня время требует активности, даже гипер­активности. Так считают многие. Мы много суетимся и не выносим бездействия, полагая, что только активность ведет к результату. Хотя, как правило, умение размышлять и есть необходимое качество в достижении цели.

Принято считать, что самый главный враг книжной литературы — это телевидение. После вступления России на путь демократического развития телевидение прорубило себе окно практически в каждый дом. Каналы становятся все разнообразнее, реклама все интереснее. В конечном итоге люди, увлеченные сериалами, просто не могут найти время для чтения книг. Дети же, которым теперь доступны всевозможные мультфильмы, с раннего возраста приручались телевидением.

И вообще, зачем читать книги, когда можно посмотреть фильм? Таково мнение многих людей. Они уверены, что это и быстрее, и проще. Не надо напрягать мозги, портить зрение. Плюс при чтении требуется включать воображение, создавать образы персонажей и ландшафты мест, где разворачивается действие. В фильме же тебе подается сразу готовая картинка, которая гораздо лучше усваивается, без лишней мозговой работы.

Весь мир в кармане

Как мы уже говорили выше, несомненно, причиной равнодушного отношения к чтению являются и ПК, интернет и гаджеты. Въехав на диванах в третье тысячелетие, люди получили доступ ко Всемирной паутине. Она оказалась гораздо более увлекательной, чем телевидение. Здесь можно найти практически все, что только захочешь. Миллионы фильмов и игр на любой вкус. Тысячи развлекательных площадок. И все это можно получить в любой момент. Нужно всего лишь сделать пару кликов мышкой. Весь мир открывается на мониторе.

Сегодня человек стал носить свой мир в кармане. И речь идет, естественно, о сотовых телефонах. Наступила эра смартфонов. Теперь вся жизнь людей, особенно молодого поколения, проходит там, по ту сторону экрана. На просторах интернета кипят страсти: здесь влюбляются и ссорятся, дружат и предают, женятся и разводятся.

Да, в сети можно найти практически любую книгу. Загрузить ее на смартфон или планшет. Но вот получится ли ее прочитать? Когда на экране мелькают десятки сообщений из различных соцсетей и мессенджеров, вряд ли долго удастся сосредоточиться на книге.

Ну и, наконец, если вы все же надумаете прийти в книжный магазин с целью прикупить пару книг, вряд ли вас обрадуют цены на издания. При взгляде на их стоимость порой складывается впечатление, что книги скоро будут просто недоступны большей части населения. Да и ассортимент многих магазинов более чем скуден. Полки просто ломятся от одно­образной массы детективов, романов, фэнтези и прочего малосодержательного чтива. Поэтому есть категория людей, которые, побродив минут десять по магазину, вынуждены отправиться восвояси, где уже заждались любимый сериал и очень увлекательная игрушка.

Книга не должна стать врагом

Несмотря на все это, помните: читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. Любовь к хорошей книге, привычку читать надо воспитывать с детства. И это задача родителей — привить любовь к чтению, впустить ребенка в волшебный мир литературы.

Так как же мотивировать детей читать?

Для одного ребенка книга действительно лучший подарок, а другой при виде очередного тома скривится. Многие сразу встают в позу — мол, в школе заставляют, а теперь еще и дома. Рассмотрим несколько советов, чтобы все­таки увлечь ребенка книгами.

— Первый прием чему­-то на­учить ребенка — это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интереса к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.

— Учите ребенка сочинять и сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение.

— Не ставьте условий. Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.

— Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не наседайте. Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес, а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте подсунуть комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что­то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки.

— Заведите дома большую библиотеку. Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что­нибудь.

— Не заставляйте дочитывать до конца. Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из­под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта.

— Психологи развили идею ведущей деятельности — это основное занятие ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно­ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно­личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно подсунуть книгу об отношениях.

— Читайте вместе с ребенком. Читайте по ролям, просто по очереди, по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами. Обсуждайте с детьми книги, которые читаете сами. Читающие при ребенке родители — большая редкость. Используйте эти моменты, чтобы говорить с ним о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты. Можно обсуждать книги с другими взрослыми при детях. Или, к примеру, если совпадает вкус со знакомыми, то созваниваясь, обсуждать книги по телефону, дети при этом все слышат.

И наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.