Не надо публичности

Депутаты думы Иркутска выбрали тайный способ голосования за мэра
При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей — как рядовых граждан вроде нас с вами, так и избранных нами депутатов. Теперь депутаты думы Иркутска будут голосовать за кандидатуру мэра города (сити-менеджера) без свидетелей, один на один с бюллетенем
При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей — как рядовых граждан вроде нас с вами, так и избранных нами депутатов. Теперь депутаты думы Иркутска будут голосовать за кандидатуру мэра города (сити-менеджера) без свидетелей, один на один с бюллетенем

В старом-старом КВН была такая шутка про похороны: долго-долго несли, долго-долго стояли со страдальческими лицами, долго-долго говорили о тяжелой утрате… А потом быстро-быстро закопали, быстро-быстро отряхнулись и побежали по своим делам. Примерно так и было в истории с поправками в устав Иркутска по новому порядку выборов мэра города. Долго-долго обсуждали, долго-долго спорили, а потом приняли за три минуты.

В четверг утром, 30 января, состоялось заседание Иркутской городской думы по вопросу изменения способа голосования при избрании главы города с открытого на тайное. Это заседание ждали, к нему готовились, некоторые СМИ даже заранее объявили, что будут вести онлайн-трансляцию. Напомним, после отмены общенародных выборов мэра в 2015 году главу города выбирали большинством голосов депутатов думы из своего состава открытым голосованием. Срок полномочий нынешнего мэра заканчивается в марте, предстоит новое голосование. И вот его-то депутаты предложили сделать тайным, а не открытым.

Вопрос о возврате к тайному голосованию был поднят весной 2019 года, еще при прошлом составе думы. Двадцать депутатов выступили с инициативой сделать процедуру голосования тайной. Проект поправок в статью 35 устава Иркутска благополучно прошел юридическую экспертизу. Прокуратура и управление Минюста нарушений не выявили.

Да и о чем, собственно, спорить! Весь мир, за исключением, может быть, Северной Кореи и КНР, использует процедуру тайного голосования. Таким способом мы больше четверти века выбираем президента, губернатора, депутатов и до недавнего времени мэра. Так что все логично.

Однако эта инициатива вызвала настоящую бурю негодования во время публичных слушаний 11 июля. Мероприятие являло собой парад осуждения и порицания депутатов, которые посмели ставить вопрос о тайном голосовании. Почти в каждом выступлении присутствовали ритуальные фразы, обращенные к депутатам: «Где ваша гражданская ответственность?», «Проявите порядочность, «Подумайте о жителях, которые вам доверили».

В сентябре 2019 года состоялись выборы в городскую думу Иркутска, и вопрос о процедуре голосования (тайная или открытая?) встал теперь уже перед депутатами новоизбранной думы Иркутска. 17 ноября проект решения о внесении изменений в устав города был внесен группой депутатов. А 13 января, согласно закону, в мэрии Иркутска состоялся второй акт публичных слушаний. Январские слушания мало отличались от июльских. Вновь представители общественности убеждали, требовали голосовать за кандидатуру мэра открыто. Атмосфера была накалена до предела, ведущий слушаний депутат Сергей Юдин даже пригрозил вызвать полицию.

27 января вопрос изменений в устав города обсуждался на заседании думской комиссии по муниципальному законодательству и правопорядку. Руководитель аппарата думы Максим Абрамов сообщил, что проект изменений соответствует всем нормам российского законодательства и что прокуратура и Минюст замечаний к проекту не имеют. Против проекта выступили представители администрации города; по их словам, он не соответствует федеральному и областному законодательству и содержит коррупционные факторы. Депутаты Евгений Стекачев, Александр Квасов и Дмитрий Ружников поддержали тайный способ избрания мэра, отметив, что это возврат к прежней норме и что все выборы в России тайные. А депутат Юрий Коренев добавил, что тайное голосование является способом защиты от давления извне. Единственным, кто не поддержал тайное голосование, был депутат Андрей Лабыгин, который пытался подвести коллег к мысли, что граждане должны знать, как голосовали их представители. Но в итоге комиссия большинством голосов рекомендовала думе принять поправки.

Наконец, 30 января эпопея с тайным-открытым голосованием завершилась. К разочарованию многих наблюдателей — в исключительно мирной обстановке. Без битвы, крови и даже без дискуссии. На все ушло не более трех минут. Председатель думы Дмитрий Ружников объявил, что дума обязана привести муниципальную нормативно-правовую базу в соответствие с требованиями областного законодательства, и поставил вопрос на голосование. Итог: 27 депутатов за, один против, четыре воздержались. Решение принято.

Что будет дальше? Дальше нас ждет следующий этап — утверждение положения о проведении конкурса на должность мэра, точнее сити-менеджера (в соответствии с законом, принятым 18 сентября 2019 года депутатами Заксобрания области).

В феврале он должен быть утвержден. А затем, в марте — выборы из числа кандидатов, отобранных специальной комиссией. Победит тот, за кого проголосует абсолютное большинство депутатов Иркутской думы…

Почему эта тема важна, и почему она вызывает такой ажиотаж?

Напомним предысторию: с 1994 года выборы иркутского градоначальника были всенародными. В конце ноября 2014 года депутаты городской думы из фракции «Единая Россия» выступили с инициативой отменить прямые выборы мэра в Иркутске. Буквально через неделю соответствующий законопроект по­явился в региональном Законодательном Собрании. А уже 24 декабря депутаты ЗС приняли закон о введении в Иркутске сити-менеджера. Причем его сразу рассмотрели в трех чтениях. Однако спустя полтора месяца члены фракции ЛДПР областного ЗС предложили отказаться от института сити-менеджера и избирать мэра города из числа депутатов. 18 февраля новый порядок был благополучно утвержден. Наконец, 27 марта 2015 года депутаты думы Иркутска открытым голосованием единогласно избрали мэром своего спикера Дмитрия Бердникова. Срок его полномочий заканчивается в марте 2020 года.

Таков закон

Несмотря на возражения противников тайного голосования, мы должны твердо руководствоваться российским законом. Согласно статье седьмой Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя, не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя.