Научить самостоятельности

В Усть-Ордынском дети занимаются моделированием и ставят спектакли
Текст: Татьяна Швыдченко , Фото: из архива героев публикации , Окружная правда , № 49 от 13 декабря 2018 года , #Общество
Галина Агатина ходит на работу как на праздник. Еще бы! Там ее с нетерпением ждут дети.
Галина Агатина ходит на работу как на праздник. Еще бы! Там ее с нетерпением ждут дети.

Марианна Хажелаева работает с дошкольниками. Малыши учатся не бояться сцены.
Марианна Хажелаева работает с дошкольниками. Малыши учатся не бояться сцены.

Алгебра, русский, химия, а зачастую и репетиторы — в расписании современного школьника полно предметов. Но ведь должны же быть занятия и для души, такие, на которых можно, например, развить творческие навыки. В городе этот пробел в основном восполняют многочисленные платные студии. У кого есть возможность — ходят, а вот в селах научиться новому можно бесплатно. В пяти районах Усть-Ордынского Бурятского округа трудятся педагоги областного центра дополнительного образования. Во многом уроки педагогов похожи на привычные старшему поколению кружки, но если познакомиться с их работой поближе, видно, что подход теперь иной.

Полторы тысячи учеников

— Наш центр после объединения округа и области стал подведомственным учреждением министерства Иркутской области, но работаем мы на территории округа по четырем направлениям: туристско-краеведческому, естественнонаучному, художественному и техническому. В центре обучается 1500 детей от 5 до 18 лет, — говорит Любовь Жербакова, директор ГБУ ДО «Центр дополнительного образования детей». — В штате сейчас двадцать семь педагогов. За год проводим более 30 мероприятий, организуем семинары для учителей и участвуем в областных конкурсах. 2018 год — год столетия дополнительного образования детей в России, поэтому большинство наших мероприятий в этом году были посвящены этой дате. Кроме этого, наш коллектив работает с методикой организации проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, теперь это часть учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что так учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Так как разговор проходил в Усть-Ордынском, о работе нам рассказали педагоги, работающие в Эхирит-Булагатском районе.

И арбуз вырастить, и оберег сделать

— Наше творческое объединение называется «Родной край», — рассказывает Галина Агатина, педагог дополнительного образования. — Занимаемся с детьми 3—5-х классов на базе усть-ордынской школы № 2. Мне там выделили кабинет. Всего у меня 5 групп от 15 человек, плюс есть 6-я группа из 5 детей с индивидуальным обучением, где мы занимаемся проектной деятельностью. Проект «Обереги» рассчитан на один год, дети приходят на занятия три раза в неделю. Мы делаем кукол в национальных костюмах, учимся ткать мини-гобелены, изготавливаем национальные обереги. Подходим к делу основательно — не просто, например, делаем оберег, вначале мы узнаем все о видах бурятского орнамента, материалах — коже, шерсти, конском волосе, дереве, предназначении оберега. Затем собираем материал в библиотеке, музее, центре художественных народных промыслов, встречаемся с интересными людьми. После окончания работы над проектом будем его защищать.

В работе Галины Николаевны присутствует, как сейчас принято говорить, национальный компонент — практически все изделия выполнены в этническом стиле, но не стоит думать, что на занятия записываются только дети бурятской национальности.

— У нас занимаются дети разных национальностей: русские, буряты, татары, белорусы, азербайджанцы. Задача стоит через любовь к культуре коренных народов Сибири привить интерес и уважение к разным национальностям, — говорит Галина Агатина. — Дети с радостью бегут на занятия, значит, им это нужно. Они общаются, учатся друг у друга. Это не может меня не радовать. Бывают, конечно, вопросы, но не у детей, а у взрослых — у таких же педагогов. Вот, например, на Байкальском образовательном салоне недавно обсуждали, как учить школьников национальной культуре, если они не знают бурятского языка. Но я считаю, что учить можно и нужно. Я сама не владею языком, но от этого не стала меньше интересоваться историей, культурой. Хотя и язык, конечно, учить необходимо. Но самое главное привить интерес, а с этой задачей мы справляемся.

В недавнем прошлом Галина Николаевна работала учителем английского языка в школе села Бозой, затем трудилась в детском доме психологом, но всегда занималась с детьми творчеством, таким образом нашла себя в дополнительном образовании.

— У меня вся семья занимается творчеством, отец хорошо рисовал, брат работает с кожей, сестра-двойняшка увлекается изготовлением бижутерии, работает старшим воспитателем в детском саду. Вот и я нашла себя. На работу, правда, как на праздник хожу. Дети радуют. Кроме того, что люблю мастерить, много времени провожу летом на огороде. В этом году вырастила 36 сортов помидоров, арбузы, дыни. В Сибири длинный световой день, все растет даже лучше, чем на Кавказе, просто нужно сорта знать и некоторые секреты. В будущем мечтаю написать еще одну авторскую программу и заняться с детьми выращиванием экзотических растений.

Выделить и решить проблему

Есть в центре дополнительного образования занятия и с малышами. Марианна Хажелаева трудится на базе детских садов «Туяна» и «Солнышко».

— Я работаю по двум программам: «Радуга творчества» и «Художественное слово», — говорит Марианна Хажелаева. — Дети узнают историю родного края, узнают, кто те люди, в честь которых названы улицы поселка, знакомятся с детскими писателями Приангарья. Ну и сами учатся осмысленно выступать на сцене, мы много работаем над дикцией. Но главное, что дает работа по проектам, — это самостоятельность детей. Даже маленьких. Они уже в таком возрасте могут поставить цели, выделить проблему, решить ее. Конечно, это все пригодится в будущем.

Подготовить к реальной жизни

Педагоги центра часто помогают друг другу, готовят совместные мероприятия. Например, для спектаклей, в которых участвуют дошкольники, кукол шьют ученики Галины Николаевны. Есть и проекты с привлечением организаций поселка. Воспитанники педагогов дополнительного образования — постоянные гости национального музея, библиотеки, участвуют во многих мероприятиях, выезжают на конкурсы. Например, ученики начальных классов — те, что ходят на занятия к Нине Олзоевой, школы № 1 поселка Усть-Ордынского, частые гости международных конкурсов.

— На своих занятиях я занимаюсь с детьми техническим моделированием. По чертежам из ватмана мы вырезаем и собираем дома, машины, самолеты. Ходит много мальчишек. У меня шесть групп — 64 ученика. Их отличает технический склад ума, но, несмотря на любовь к точным наукам, они с удовольствием занимаются и изготовлением сувениров, пробуют разные техники, например сухого валяния, — говорит Нина Олзоева. — С 2016 года выезжаем на международные конкурсы, дважды были в Улан-Баторе, заняли второе место, также хорошо выступили и на детской «Алтаргане» в Северобайкальске. Для детей это неоценимый опыт. В наступающем году также планируем участвовать и, надеюсь, побеждать. Хотя это не основная цель. Вы представляете, как-то я с ужасом обнаружила, что современные дети не умеют держать иголку в руках, ведь им не приходится, например, штопать. Взялись учиться. Теперь все умеют шить разными способами — думаю, какие бы сюрпризы им ни готовила жизнь, они должны быть к ним готовы. Подготовить детей к реальной жизни — немаловажная цель дополнительного образования.

Воспитанники Нины Олзоевой побеждают на международных соревнованиях
Воспитанники Нины Олзоевой побеждают на международных соревнованиях