Научить хорошему

Проект «Наставники: не рядом, а вместе!» начал работу в Ангарской воспитательной колонии
«У нас с парнем много общего: он покинул дом в 15 лет, я в его возрасте тоже уехал из дома, в суворовское училище. Никита интересуется военным делом, а я 25 лет служил в армии, так что общий язык найдем», — говорит депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Бренюк.
«У нас с парнем много общего: он покинул дом в 15 лет, я в его возрасте тоже уехал из дома, в суворовское училище. Никита интересуется военным делом, а я 25 лет служил в армии, так что общий язык найдем», — говорит депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Бренюк.

«Вадиму нравится техника, любит работать руками. Покажем ему работу стадиона в комплексе, это ведь не только спорт, это и ремонты, и обслуживание. В колонии он научился кататься на коньках — отлично, в первую нашу встречу посмотрим, как работает прокат, и научимся точить их», — строит планы директор стадиона «Ангара» Максим Понятовский.
«Вадиму нравится техника, любит работать руками. Покажем ему работу стадиона в комплексе, это ведь не только спорт, это и ремонты, и обслуживание. В колонии он научился кататься на коньках — отлично, в первую нашу встречу посмотрим, как работает прокат, и научимся точить их», — строит планы директор стадиона «Ангара» Максим Понятовский.

«А неплохо. У нас такого не было», — мужчины входят в просторный класс информатики и оглядываются. По краям кабинета расставлены столы с компьютерами, вместо школьной доски работает проектор. Мужчины усаживаются за стол, через пять минут входят подростки в одинаковой зеленой форме, садятся напротив, начинают искоса изучать мужчин. Все немного нервничают. «Будем знакомиться! — объявляет куратор проекта, тьютор средней школы при колонии Мария Сыромятникова. — Для начала разбейтесь на пары, и начнем».

Наставничество как самая продуктивная форма воспитательного воздействия на ребенка сейчас активно развивается по всей стране — в учреждениях для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Иркутской области волонтеры-наставники появились уже в нескольких детских домах, а в феврале проект по краткосрочному наставничеству впервые в России начал работу в условиях исправительного учреждения.

— Начинать первыми всегда трудно, но интересно, — говорит Ирина Пескова, директор средней общеобразовательной школы ГУФСИН, действующей при Ангарской воспитательной колонии. — Мы, если честно, не ожидали, что жители города так массово откликнутся на наш призыв стать наставниками. Думали, в лучшем случае будет три-четыре волонтера, а сформировали 11 пар и могли больше, но детей уже не хватило.

Определяющим критерием для отбора воспитанников было их желание, а также возможность участия в проекте в течение полугода. Ребята заполнили анкеты, исходя из их интересов были подобраны наставники: руководители спортивных школ и молодежных центров, депутаты, успешные предприниматели. В течение полугода парам предстоит шесть встреч под присмотром тьюторов — прошедших специальное обучение учителей школы. Наставники покажут подопечным свое место работы, обсудят цели и планы, роль друзей и других значимых людей в жизни, поговорят об образовании и карьере, поделятся жизненным опытом.

Подростки и наставники уже выпили по чашке чая, рассказали друг другу о себе.

— Сегодня вы вместе составите календарь встреч. Наставники, помните, что встречи должны проходить за пределами колонии, по месту вашей работы или на любом общественном мероприятии. Учитывайте, что к пяти часам дня ребятам нужно успеть обратно, на вечернюю проверку», — говорит Мария Сыромятникова.

Мужчины сосредоточенно вспоминают рабочее расписание, хлопают по карманам, вспоминают, что оставили телефоны на контрольно-пропускном пункте, качают головами. Один из коротко стриженных подростков сосредоточенно царапает на листке: «20 марта — лыжная база в городе».

Школа, действующая при колонии, по-своему уникальна и может дать фору не только коллегам по работе в уголовно-исполнительной системе, но и обычным городским лицеям и гимназиям. В 2012 году здесь впервые в системе российского пенитенциарного образования ввели тьюторское сопровождение, в 2015 году школе был присвоен статус педагогической площадки областного Института развития образования, а в 2016-м школа стала победителем всероссийского конкурса «Успешная школа». В 2018-м школа начала профилактический проект «Не повторяй мой путь». Воспитанники колонии встречались со своими ровесниками в ангарской спецшколе, проводили онлайн-встречи с ребятами, стоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних в Саянске и Черемхово, Тарбагатайском, Кабанском и Баргузинском районах Бурятии, рассказывали о себе, своей жизни до суда и в колонии. Особенно яркое впечатление на внезапно притихавших слушателей производило горькое признание, что после ареста никто из прежних лучших друзей не написал даже письма, и описание жестко регламентированного режима дня с подъемом в шесть утра и посещением школы и училища, движением по колонии только строем и в сопровождении сотрудников. По словам работников КДН, результаты от этих встреч есть и только положительные. Многие подростки будто просыпаются, начинают если не задумываться о своем поведении, то серьезно сомневаться в радужности криминального будущего.

— В апреле 2018-го мы представляли проект «Не повторяй мой путь» на Московском международном салоне образования. Пообщались с коллегами, экспертами и просто заразились идеей наставничества. Практически все наши ребята в каком-то плане запущенны, им не хватало внимания родителей, педагогов, не было рядом взрослого авторитетного человека, необходимой поддержки в сложную минуту. Мы часто повторяем: трудные дети — это дети, которым трудно, — говорит Ирина Пескова.

Еще до начала знакомства Мария Сыромятникова предупреждает наставников:

— Не задавайте вопросов о семье; если ребенок сам начнет разговор, можете поддержать его, но не начинайте первыми.

Судя по беседам пар, самой табуированной темой для воспитанников является даже не семья, а причины, по которым они попали в колонию.

«Болтался без дела, не задумывался о будущем, связался с нехорошей компанией, пошел по неправильному пути…» — такими стандартными фразами описывают свою жизнь до приговора почти все подростки. Говорить о самом преступлении не хочет почти никто, морщат лоб, краснеют: «Ничего не помню», «Я здесь по ошибке». Будущее все видят по-разному: один уже 18-летний парень, кажется, всерьез мечтает войти в сборную страны по футболу, другой с энтузиазмом осваивает новые профессии в профучилище и надеется помогать деду-строителю, третий тянет абстрактное: «Выйду по УДО, найду работу, заведу семью»…

Сегодня в колонии находятся 58 подростков из трех регионов страны: Иркутской области, Бурятии и Забайкалья. Самому младшему 15 лет, старшему 18. Около половины осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийства, изнасилования. Для остальных колония стала крайней мерой наказания после трех-четырех и более судимостей за кражи и грабежи, постановки на учет в КДН, условных сроков или спецшколы. Проект «Наставники: не рядом, а вместе!» призван показать мальчишкам другую жизнь — с успешной работой, любимым делом и надежными друзьями — и убедить, что всего этого несложно добиться, главное захотеть.

Наставничество как самая продуктивная форма воспитательного воздействия на ребенка сейчас активно развивается по всей стране.  В условиях исправительного учреждения проект реализуется впервые.
Наставничество как самая продуктивная форма воспитательного воздействия на ребенка сейчас активно развивается по всей стране. В условиях исправительного учреждения проект реализуется впервые.