Нас не проведешь!

Как мошенникам не удалось обмануть бдительных иркутян
Текст: Ольга Романова , Фото: из архива редакции и героини публикации , Пятница , № 20 от 24 мая 2019 года , #Происшествия
Все помнят сказку «Волк и семеро козлят», где хитрый серый волк, чтобы проникнуть в дом к наивным козлятам, представился их мамой. Примерно так же действуют и мошенники. Они нередко играют роли сотрудников ЖЭКа или пенсионного фонда, сантехников или электриков, почтальонов, чтобы втереться в доверие к ничего не подозревающим людям и заполучить их деньги. Как правило, жертвами аферистов становятся пенсионеры, которые в силу привычки и воспитания склонны доверять людям, чем обманщики и пользуются без зазрения совести
Все помнят сказку «Волк и семеро козлят», где хитрый серый волк, чтобы проникнуть в дом к наивным козлятам, представился их мамой. Примерно так же действуют и мошенники. Они нередко играют роли сотрудников ЖЭКа или пенсионного фонда, сантехников или электриков, почтальонов, чтобы втереться в доверие к ничего не подозревающим людям и заполучить их деньги. Как правило, жертвами аферистов становятся пенсионеры, которые в силу привычки и воспитания склонны доверять людям, чем обманщики и пользуются без зазрения совести

Иркутянка Елена Литвиненко работает администратором в гостинице. Однажды ей пришлось ответить на довольно странный телефонный звонок: «Незнакомый мужской голос спросил, сколько у нас в гостинице свободных номеров, есть ли бронь и сколько денег в кассе. А когда я поинтересовалась, кто звонит, стал возмущаться, что я плохой работник, если не узнаю своего генерального директора». Да вот незадача, директор гостиницы — женщина, которая к тому же предупреждала работницу о возможных диверсиях мошенников. Иркутские полицейские отмечают, что подобная схема обмана напоминает всем известный принцип «холодных звонков», то есть мошенники на удачу прозванивают различные организации: гостиницы, рестораны, клубы, кафе. А попав на впечатлительного работника, убеждая или угрожая увольнением, раскручивают его на деньги
Иркутянка Елена Литвиненко работает администратором в гостинице. Однажды ей пришлось ответить на довольно странный телефонный звонок: «Незнакомый мужской голос спросил, сколько у нас в гостинице свободных номеров, есть ли бронь и сколько денег в кассе. А когда я поинтересовалась, кто звонит, стал возмущаться, что я плохой работник, если не узнаю своего генерального директора». Да вот незадача, директор гостиницы — женщина, которая к тому же предупреждала работницу о возможных диверсиях мошенников. Иркутские полицейские отмечают, что подобная схема обмана напоминает всем известный принцип «холодных звонков», то есть мошенники на удачу прозванивают различные организации: гостиницы, рестораны, клубы, кафе. А попав на впечатлительного работника, убеждая или угрожая увольнением, раскручивают его на деньги

С начала этого года уже больше сотни жителей Приангарья попались на уловки мошенников! Суммы ущерба варьируются от пары тысяч до нескольких сотен тысяч рублей, а ведь сценарии отъема денег даже не блещут разнообразием. Все не раз читали о них в газетах или в интернете, видели по телевизору, обсуждали с родственниками и друзьями. Казалось бы, предупрежден, значит, вооружен, но не тут-то было. Обманщики так ловко втираются в доверие и давят на жертву, что человек даже не понимает, как он оказывается у банкомата или зачем диктует лжецам номер своей карты и код с обратной стороны. Но все же есть и те, кто не теряет бдительности и не поддается на хитрые уловки мошенников.

— Примерно с месяц назад на номер телефона гостиницы, где я работаю, позвонил мужчина, — рассказывает администратор Елена Литвиненко. — Он не представился и сразу стал задавать вопросы: сколько номеров занято, есть ли бронь, как смена проходит.

Незнакомец говорил очень уверенно, с напором, создавалось впечатление, что он знает Елену лично. Но актерские таланты невидимого собеседника не впечатлили администратора, и она перебила его монолог.

— Я спросила, кто он такой. На что он довольно грубо, командирским тоном мне ответил, что он наш генеральный директор, а мне стыдно этого не знать. Стал ругаться и отчитывать меня за то, что я его не узнаю.

Наверное, в этот момент у Елены должны были задрожать от страха колени, но этого не произошло. Хотя девушка отмечает, что гнев лжедиректора был очень правдоподобным.

— Может, в других обстоятельствах я бы и поддалась, но, во-первых, у нас один директор и это женщина, а во-вторых, когда я устраивалась на работу, меня сразу предупредили, что на телефон гостиницы могут звонить мошенники с разными историями и пытаться выудить у сотрудников деньги.

Иркутянка вспоминает недавнюю историю, когда телефонным обманщикам все-таки удалось поживиться:

— В смену другого администратора так же позвонил мужчина, представился директором и, чтобы притупить внимание и втереться в доверие, стал задавать наводящие вопросы. А под конец спросил, сколько денег сейчас в кассе.

Ничего не подозревавшая администратор назвала сумму, и тогда собеседник попросил перевести ее ему. Недолго думая девушка взяла деньги из кассы, а со своей банковской карты перевела ту же сумму лжедиректору. Тогда мошенники «заработали» пять тысяч. Нужно ли говорить, что взятое из кассы девушке пришлось вернуть, чтобы против нее не возбудили уголовное дело о хищении.

— Они к каждому человеку подбирают подход, — говорит Елена Литвиненко. — Та девочка более наивная, с ней и разговаривали ласково. А я общаюсь по-деловому, поэтому со мной говорили строго, давили авторитетом. Кстати, когда я еще раз переспросила, кто звонит, тот человек бросил трубку. Следом были еще попытки, но я уже звонила в полицию.

Это лишь один случай, а ведь таких ловкачей, не обделенных актерскими талантами, по всей стране пруд пруди. По словам полицейских, эта мошенническая схема далеко не редкость, ведь телефоны гостиниц и хостелов, магазинов и ресторанов можно без труда найти в интернете и различных онлайн-справочниках. Мошенники прозванивают их все на удачу, сочиняют разные истории, но цель одна — выудить у людей деньги. Кстати, шансов найти таких мошенников крайне мало, так как звонят они, как правило, из других регионов и очень часто меняют номера. Правоохранители отмечают, что в тот день Елене звонил «директор» из Московской области.

Еще одна иркутянка, Наталья Николаевна, работает продавцом в магазине и говорит, что мошенники частые гости в ее павильоне:

— За десять лет, что работаю продавцом, я даже не смогу сосчитать, сколько раз меня пытались облапошить. Несмотря на то что уловки всегда одни и те же, главное — не терять бдительности.

Женщина даже вывела для себя два типа мошенников: «менялы» и «фальшивомонетчики». Первые пытаются сделать небольшую покупку или просто разменять пятитысячную купюру. Кладут ее на прилавок, берут, снова кладут, вертят в руках, а затем быстро прячут в карман или рукав. Уставший продавец, которого мошенник в это время активно забалтывает и всячески отвлекает, думает, что уже взял деньги, и отсчитывает мошеннику сдачу. Второй тип обманщиков, пользуясь различными отвлекающими маневрами, пытается расплатиться билетом банка приколов или распечатанными на принтере бумажками.

— Опытного продавца сложно провести, — утверждает Наталья Николаевна. — Ненастоящие деньги отличаются на вид и на ощупь. В случае с менялами не нужно оставлять купюру на прилавке, лучше сразу ее взять и убрать в кассу, и только после этого отсчитывать сдачу.

Полицейские областного центра отмечают, что им поступает очень много заявлений от обманутых иркутян.

— Постоянно проводим профилактику, особенно среди пожилых, — рассказывает старший участковый отдела полиции № 7 МУ МВД России «Иркутское» Дарина Кочкина. — Они были воспитаны в другое время, привыкли доверять людям, хотя в последнее время наметилась позитивная тенденция. Люди чаще звонят в полицию и уточняют, например, если в их подъезде кто-то ходит и представляется сотрудником какой-нибудь организации, сантехниками, электриками, говорит, что проводит осмотр труб, счетчиков, пластиковых окон и так далее. Сообщают о подозрительных людях, некоторые записывают приметы, фотографируют человека, называют телефоны, с которых им звонили.

По словам полицейских, сейчас основную массу составляют мошенничества, что называется, «без очного контакта», то есть с банковскими картами, обман через соцсети: покупка товаров, предоставление псевдобанковских услуг. На пожилых действует схема продажи лекарств, ненастоящие платежки, которые каждый из нас хоть раз да находил в своем почтовом ящике.

— Все факты мы проверяем, — объясняет Дарина Кочкина. — У нас есть специальный отдел, который занимается обработкой этой информации, аккумулирует у себя все данные, проверяет информацию.

В наше время всем известный принцип «доверяй, но проверяй» уже неактуален, трансформировался в «не доверяй и проверяй». И это неудивительно, ведь раскрыть дело о мошенничестве часто бывает очень сложно, а найти обманщика в многотысячном городе — все равно что иголку в стоге сена. Так что лучше не терять бдительности и не попадаться на уловки мошенников вовсе.

Проверяйте проверяющих

Мошенники держат нос по ветру и отслеживают всю актуальную информацию. После пожара, произошедшего 2 мая в ТРЦ «Сильвер Молл» в Иркутске, сразу активизировались лжеинспекторы по пожарному надзору. Схема следующая: неизвестный звонит в организацию и сообщает о внеплановой проверке пожарной безопасности, но за солидное вознаграждение обещает уладить некоторые вопросы. Больше всего подобных звонков было летом прошлого года в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском и Черемхово. «Преступники, как правило, активизируются после резонансных пожаров, используют приемы психологического давления, в разговоре оперируют фамилиями чиновников и, конечно, намекают на закрытие объекта, если требуемая сумма или подарки не будут переданы в определенный срок», — говорит заместитель главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору Александр Кузнецов. Сотрудники МЧС отмечают, что о предстоящих внеплановых проверках владельцев бизнеса информируют официально с обязательным вручением уведомления. Помимо служебного удостоверения у инспектора отдела надзорной деятельности должен быть нагрудный знак с номером и документы, предусмотренные законодательством.

Даже в поисках своей второй половинки можно напороться на афериста! «Пятница» уже писала о женихах-жуликах, которые в соцсетях или на сайтах знакомств пишут любовные письма, одаривают комплиментами, рисуют светлое будущее, а затем постепенно, придумав жалостливый повод, начинают выманивать у влюбленной женщины деньги. Для таких мошенников есть даже свой отдельный термин — скамеры, от английского scam, которое переводится как «мошенник». Следы мошенничества ведут в Африку, хотя на фотографии в профиле жениха, как правило, красуется бравый солдат, военный врач или ученый из Америки или Европы. Истории кавалера могут быть разными, но итог всегда один — вовремя не сообразившая что к чему женщина остается без денег и с разбитым сердцем