Наказали за задержку рейса
Поездку всей семьей к морю в конце июня 2018 года ангарчане Николай и Маргарита и их сын Гриша запланировали еще зимой. Билеты купили по самым выгодным тарифам, а стыковка между рейсами вполне позволяла им переехать из аэропорта Шереметьево в Домодедово. Казалось, все было учтено, если бы не одно «но». Супруги не подумали, что рейс из Иркутска может быть отложен на несколько часов.
Семейство вовремя прибыло в аэропорт Иркутска, из которого должен был стартовать их рейс до Москвы, а уже оттуда — в Симферополь. В ожидании вылета они томились в аэровокзале лишних 4,5 часа. Никаких объяснений пассажирам не давали, всякий раз звучала лишь информация о том, что рейс задерживается. К моменту вылета стало понятно, что на стыковочный рейс ангарчане, скорее всего, не успеют. Так и получилось: приземление, получение багажа, 100 км через пробки в другой аэропорт сделали свое дело — самолет улетел без них.
Выбора у супругов не было — пришлось покупать еще три билета до Симферополя и потратить 41 745 рублей. Более дешевого варианта найти не удалось. Именно в этот момент ангарчане твердо решили подать в суд на ПАО «Аэрофлот», как только вернутся с отдыха.
Иск о защите прав потребителей, взыскании убытков, штрафа и компенсации морального вреда к ПАО «Аэрофлот» был подан в Ангарский городской суд уже через месяц. Начались заседания и слушания гражданского дела. Со стороны истцов в них участвовал адвокат, сторона ответчика и вовсе не направила представителя в суд, лишь предоставила запрошенные сведения.
Из справки Аэрофлота следовало, что рейс SU 1441 Иркутск — Москва (Шереметьево) вылетел в пункт назначения в 9 часов 59 минут по местному времени. Время задержки составило 4 часа 29 минут. Причину ответчик пояснил так: «В связи с поздним прибытием воздушного судна, выполнявшего рейс SU 1440 от 25.06.2018, в аэропорт Иркутска, по причине плохих метеоусловий в Иркутске (туман)». То есть самолет, который должен был вылетать в 5.30 в Москву, накануне поздно прибыл в Иркутск. В 5.30 на взлетной полосе Иркутска тумана уже не было, но то ли самолет был не готов, то ли экипаж еще не выспался — рейс отложили.
В решении суда говорится: «Ответчик не исполнил надлежащим образом взятые на себя обязательства по договору перевозки по доставке истцов в пункт назначения, по причинам, за которые несет ответственность перевозчик. Позднее прибытие воздушного судна из Москвы не может являться основанием для освобождения перевозчика от ответственности за просрочку в доставке пассажиров, поскольку указанные обстоятельства не могут быть отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы, вследствие которых перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Кроме того, суд обращает внимание на то, что истцами приобретались билеты не на конкретное воздушное судно, а на рейс по определенному маршруту».
Информация о плохой погоде была опровергнута: по данным ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», фактические условия погоды на аэродроме Иркутск в период с нуля до десяти часов местного времени 26.06.2018 не могли повлиять на регулярность полетов.
После того как был предъявлен иск, ответчик никаких мер к заглаживанию своей вины не предпринимал, убытки истцам не возместил. Поэтому суд решил взыскать с ответчика в пользу истцов убытки — 42 245 рублей (стоимость билетов и справки об их цене), штраф за просрочку доставки пассажиров в пункт назначения — 125 рублей, компенсацию морального вреда — 6000, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя — 24 185 рублей. Итого 72 555 рублей. Ответчик пытался обжаловать приговор, но он остался неизменным. Ангарчане решением суда удовлетворены.