Накануне бабьего лета

Погода, как всегда, не отвечает за исполнение прогнозов
Текст: Василий Потемкин , Фото: Виталии Лисичкиной и из открытых источников , СМ Номер один , № 34 от 17 сентября 2020 года , #Происшествия
Утром в понедельник, 14 сентября, на Хамар-Дабане метеорологи измерили высоту покрова — оказалось, выпало 52 сантиметра! Сейчас тот активный циклон уже ушел из региона дальше — в Монголию и Забайкалье. Угроза бабьему лету снята. На фото — в выходные возле Метеостанции по дороге на пик Черского.
Утром в понедельник, 14 сентября, на Хамар-Дабане метеорологи измерили высоту покрова — оказалось, выпало 52 сантиметра! Сейчас тот активный циклон уже ушел из региона дальше — в Монголию и Забайкалье. Угроза бабьему лету снята. На фото — в выходные возле Метеостанции по дороге на пик Черского.

Чтобы упредить возникновение в Иркутске чрезвычайной ситуации, в том числе в результате вероятного повышения уровня воды в реке Ушаковке до критических отметок, на низменных участках, а также на тех территориях, которые попадают в зону риска, силами городских служб начали обустраивать дамбы и отводы для воды.
Чтобы упредить возникновение в Иркутске чрезвычайной ситуации, в том числе в результате вероятного повышения уровня воды в реке Ушаковке до критических отметок, на низменных участках, а также на тех территориях, которые попадают в зону риска, силами городских служб начали обустраивать дамбы и отводы для воды.
Обычное восхождение на пик Любви в Тункинском районе Бурятии для участников улан-удэнского турклуба «Горыныч» резко превратилось в экстремальное. Чем дальше туристы поднимались, тем сильнее шел снег. Началась метель. Несколько групп на маршруте не стали рисковать и вернулись обратно. Но «Горыныч» решил двигаться до конца. И дошли.
Обычное восхождение на пик Любви в Тункинском районе Бурятии для участников улан-удэнского турклуба «Горыныч» резко превратилось в экстремальное. Чем дальше туристы поднимались, тем сильнее шел снег. Началась метель. Несколько групп на маршруте не стали рисковать и вернулись обратно. Но «Горыныч» решил двигаться до конца. И дошли.
Из-за проливных дождей 14 сентября на Кругобайкальской железной дороге произошел камнепад: на 78-м километре камни обрушились на туристический поезд. К счастью, никто не пострадал. Пассажиров отправили водным транспортом до Листвянки и далее в Иркутск. Сейчас движение на КБЖД перекрыто — пока до 20 сентября.
Из-за проливных дождей 14 сентября на Кругобайкальской железной дороге произошел камнепад: на 78-м километре камни обрушились на туристический поезд. К счастью, никто не пострадал. Пассажиров отправили водным транспортом до Листвянки и далее в Иркутск. Сейчас движение на КБЖД перекрыто — пока до 20 сентября.

Подобные пейзажи для южных районов Восточной Сибири в середине сентября — настоящая аномалия. Особенно когда в прошлом номере нашего еженедельника синоптики утверждали, что «сентябрь будет теплым». Но… В субботу и воскресенье в Иркутской области отметили первый снег. Утром 14 сентября на байкальском хребте Хамар-Дабан в Слюдянском районе метеорологи измерили высоту покрова — оказалось, выпало 52 сантиметра!

На пик Любви сквозь метель

Участники улан-удэнского турклуба «Горыныч» в выходные решили сходить на пик Любви в Тункинском районе Бурятии. Но неожиданно штатное восхождение превратилось в экстремальное.

— Все началось с безобидного дождика, — рассказали представители «Горыныча» в своем аккаунте в «Инстаграме». — Наблюдая с первой обзорки за густыми облаками тумана, мы уже смирились с тем, что изящество Тункинских гольцов с пика не увидим. Пройдя чуть меньше четверти, на траве увидели первый снег. Куча возгласов, радости, селфи, сторис… Кто ж знал, что через пару часов нам придется грести по сугробам.

Чем дальше туристы поднимались, тем сильнее шел снег. Начиналась метель. Несколько групп на маршруте не стали рисковать и вернулись обратно. Но «Горыныч» решил двигаться до конца.

«Тропа резко превратилась в аттракцион, каждый шаг становился испытанием, — рассказ участников турклуба приводит издание «МК в Бурятии». — Погода стойко держала свои позиции, засыпая нас снегом и сбивая пронизывающим ветром. На секунду показалось, что мы не в Тунке вовсе, а в Хамар-Дабане: в лесу местами стояла такая тишина, что снег, ложась на ветви елей, превращался в огромные лапы и красиво переливался в дневном свете. Такое не редкость на Мамае, Черском, но тут…».

В итоге группа покорила пик. Но разглядеть на вершине практически ничего не удалось — соседние вершины были в облаках. Спустились туристы к поселку Аршан уже к полуночи. Стоит отметить, что сотрудники МЧС крайне не рекомендуют подниматься в горы в плохую погоду. Скользко, холодно, и есть большая вероятность потеряться.

Мешки с песком, дамбы

Тем временем в Иркутске и окрестностях бушевала стихия: порывами ветра срывало баннеры, по улицам текли реки, падали деревья. В правобережной части в понедельник подтопило 19 улиц, на левом берегу локальные подтопления были зафиксированы в поселках Боково и Селиваниха.

Чтобы упредить возникновение чрезвычайной ситуации, в том числе в результате вероятного повышения уровня воды в реке Ушаковке до критических отметок, на низменных участках, а также на тех территориях, которые попадают в зону риска, силами городских служб начали обустраивать дамбы и отводы для воды. Как сообщила пресс-служба мэрии, подтопленные участки были взяты под контроль, на них организовали откачку воды. Наблюдение за уровнем воды предприняли и на реках Иркут и Кая.

— В работах по устранению последствий обильных дождей задействовали более ста человек и 20 единиц техники предприятий «Иркутскавтодор», «Водоканал» и «Горзеленхоз». Также привлекли специалистов аварийно-спасательной службы МКУ Иркутска «Безопасный город». Работы ведутся в круглосуточном режиме. Сформирован необходимый запас песка и мешков, все службы готовы к оперативному реагированию, — доложила заммэра Иркутска Марина Цыренова.

Кроме того, в каждом округе развернули пункты временного размещения граждан на случай эвакуации из подтопленных домов, на предприятии «Иркутскавтотранс» зарезервированы автобусы для перевозки людей.

Реки пошли вверх

Непогода принесла повышение уровня воды и в реках области. Подразделения регионального МЧС перевели на усиленный режим работы. В Тулунском, Шелеховском районах и Тальянском муниципальном образовании Усольского района ввели режим повышенной готовности реагирования на возможные наводнения.

Близкое к критическому повышение уровня зафиксировали во вторник на реке Кирей в районе села Уйгат Тулунского района — за сутки там вода поднялась на 95 см, затопило пониженные участки местности, дорог, огородов.

Как сообщает пресс-служба регионального ГУ МЧС, на реке Ие в районе Тулуна во вторник отмечалось повышение уровня воды на 66 см, на остальных левобережных притоках реки Ангары повышение менее значительное — на 15—35 см. На реке Лене, на участке Качуг — Жигалово, а также в верховьях реки Киренги и на малых реках Южного Прибайкалья повышение составило от 15 до 50 см.

Кстати, сотрудники МЧС предупредили, что сегодня, 17 сентября, на реке Ие в районе Тулуна они прогнозируют повышение уровня на 80—120 см и выход воды на пойму в пониженных участках местности.

Поезд завалило камнями

А на Кругобайкальской железной дороге непогода принесла прямую угрозу людям. Из-за проливных дождей 14 сентября произошел камнепад: на 78-м километре участка КБЖД Порт Байкал — Уланово камни обрушились на туристический поезд сообщением Порт Байкал — Слюдянка. Движение по дороге пришлось приостановить. Никто не пострадал. Турпоезд возвратили в пункт отправления, а пассажиров отправили водным транспортом до Листвянки и далее в Иркутск.

Отметим, что это уже второй инцидент за последнее время: 28 августа камнями завалило пути на 143-м километре участка Култук — Шарыжалгай.

Кстати, подобное происшествие случилось и два года назад — осенью 2018 года. Обвал произошел на 125-м километре Кругобайкальской железной дороги. Тогда, в начале октября, камни обрушились на пути из-за дождя и мокрого снега. К счастью, завалило только пути — состав не пострадал. Он остановился на станции Маритуй. Более 300 его пассажиров вернулись в порт Байкал. Их вывезли в Листвянку катерами и уже оттуда автобусами доставили в Иркутск. После аварийные бригады занялись восстановлением движения на магистрали.

Сейчас Кругобайкалку на время закрыли для всех поездов из-за плохой погоды. Как сообщается, в связи со сложной аварийной обстановкой, вызванной неблагоприятными погодными условиями, с 14 до 20 сентября включительно отменены все пригородные поезда, курсирующие по маршруту Слюдянка-1 — Байкал.

Что это было?

Как рассказала заместитель начальника Иркутского гидрометцентра Юлия Янькова, пришедшая экстремальная непогода — действие активного циклона, который, впрочем, уже вчера из региона ушел. А двигался он с запада региона на восток, затем — в Бурятию, Монголию и Забайкальский край.

— Первая декада сентября была теплой, на один-два градуса выше нормы, но при этом за 14 дней осени в областном центре выпало 82 мм осадков, а это в полтора раза больше месячной нормы в 50 мм, — прокомментировала ситуацию Юлия Янькова. — Обычно первая декада сентября — это еще летний режим, затем приходят холодные воздушные массы, а после них наступает то самое бабье лето.

Синоптики обещают: тепло еще будет. Солнце и летние температуры до +20 градусов порадуют нас до конца этой недели. Но это днем. А ночью станет по-
осеннему холодно, от +2 до +5 градусов, в пониженных формах рельефа ожидаются заморозки. С воскресенья вновь придется доставать теплые куртки — регионом завладеют холодные воздушные массы. Ожидается, что они покинут Прибайкалье после 21 сентября.

Ну а там — долгожданное бабье лето…

На Култукском перевале глубина сугробов во вторник достигала 30 сантиметров, делая сентябрьские пейзажи вполне новогодними.
На Култукском перевале глубина сугробов во вторник достигала 30 сантиметров, делая сентябрьские пейзажи вполне новогодними.