Надо менять

Иркутские депутаты настаивают на изменении способа оплаты за ТКО для жителей многоквартирных домов
Фото: из открытых источников, пресс-служба Думы города Иркутска , СМ Номер один , № 16 от 27 апреля 2023 года , #Общество

Для справки

В Иркутске дей­ствует два способа оплаты: в индивиду­альных домах из расчёта по количе­ству граждан, в них проживающих, и в многоквартирных домах из расчёта по площади помеще­ния. Существует ещё и третий способ – расчёт платы при раздельном нако­плении отходов, но в Иркутске он пока не применяется.

За последние семь месяцев депутат Думы Иркутска по изби­рательному округу 8 Сергей Золотухин второй раз выносит вопрос о необходимости изме­нения способа оплаты за вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на территории города.

Первый раз, 22 сентября 2022 года, по результатам рассмотре­ния его инициативы, депутаты предложили совместно с админи­страцией обратиться в правитель­ство Иркутской области, которое уполномочено внести данные изменения. При этом дополни­тельно провести оценку платежей, чтобы новшество реально снизило нагрузку на жителей. Вот что говорил Сергей Золотухин в обо­снование своей инициативы:

«Ко мне много раз обращались граждане с просьбой поднять вопрос о пересмотре существую­щей системы, так как им прихо­дится платить значительные суммы. Считаю, что для снижения тарифов необходимо взимать плату не с количества квадратных метров, а с количества прописан­ных жильцов».

На днях вопрос депутата был рассмотрен вновь. 20 апреля 2023 года на заседании думской комис­сии по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству основным докладчиком по вопро­су был заместитель министра – начальник управления региональ­ной экологической политики министерства природных ресур­сов и экологии Иркутской области Сергей Нестеров. В полномочиях данного министерства вносить изменения в способ оплаты за вывоз ТКО по обращению муни­ципалитета.

Сергей Нестеров напомнил порядок изменения способа опла­ты в соответствии с приказом министра:

«Один раз в год муниципальное образование имеет право подать в министерство заявление с прило­жением пакета определённых приказом документов. После этого мы рассматриваем, также дополнительно согласовываем со Службой по тарифам Иркутской области и, если не будет увеличе­ния тарифа и социальной нагруз­ки на население, то утверждаем этот тариф».

Замминистра сообщил, что, согласно определённому порядку, муниципалитету необходимо про­вести опрос граждан, при этом опрошено должно быть не менее половины населения.

По мнению депутата по избира­тельному округу №32 Александра Сафронова, «существующий на текущий момент порядок не толь­ко не отражает интересы жите­лей, но и является барьером для изменений, которые хочет внести муниципалитет».

«50% голосов горожан собрать в поддержку инициативы с такого муниципалитета, как город Иркутск, просто невозможно. Средняя явка на выборах у нас от 25 до 35%. Это первый барьер.

Провести опрос населения с точки зрения муниципального законодательства – это целая история. Необходимо соответ­ствующее решение, постановле­ние мэра города с соответствую­щими полномочиями счётной комиссии, утверждёнными проце­дурами. Это будет, кстати, очень затратное мероприятие, практи­чески сопоставимое с проведени­ем ограниченной выборной кам­пании. Это, на мой взгляд, второй барьер».

Председатель комиссии по жилищно-коммунальному хозяй­ству и благоустройству, депутат по избирательному округу №15 Александр Квасов, разделяя тре­вогу своего коллеги, высказал мнение, что министерство, услож­нив порядок рассмотрения иници­ативы по изменению оплаты, «может действовать в интересах коммерческих структур».

– Действительно, раньше раз в год муниципалитеты обращались с заявлением, и порядок оплаты менялся без референдумов и опросов, – сказал Александр Ква­сов. – И таким путём ряд террито­рий внесли изменения. Какие ещё обоснования нужны? У нас в горо­де Иркутске за последние пять лет население уменьшилось на 5 тысяч человек. А нового жилья ежегодно вводится примерно 250 тысяч квадратных метров. Населе­ние не растёт, оно уменьшается. 250 тысяч квадратных метров жилья умножаем на 40 рублей за квадрат, и коммерческое предпри­ятие ежегодно получает плюс 10 миллионов рублей. Население, которое вырабатывает мусор, уменьшается, а платежи растут. Вот почему мы хотим изменить способ оплаты в многоквартирных домах не с площади квартир, а в расчёте на количество прописан­ных человек.

Замминистра природных ресур­сов и экологии Иркутской области Сергей Нестеров не согласился с оценкой о возможном лоббирова­нии коммерческих структур, обо­сновав тем, что общий объём мусора по отчётам регионального оператора по вывозу мусора прак­тически не меняется.

На это депутат по избирательно­му округу №33 Ростислав Белых порекомендовал министерству попробовать новые способы кон­троля за регоператором:

– Я предлагаю уже к выбран­ным вами способам контроля вывезенного объёма мусора доба­вить ещё один. Выбрать месяц, допустим, август, и ежегодно на мусорном полигоне, куда выво­зится ТКО, проводить измерения с помощью маркшейдерской съёмки. Такой способ, учитывая изменения по протяжённости, глубине, высоте, даст точную оценку количества вывезенного мусора.

Депутат также поинтересовал­ся, нет ли проблем с перерасчётом оплаты за вывоз ТКО для льгот­ных категорий граждан с учётом семей участников специальной военной операции:

«Я хотел бы порекомендовать министерству чаще информиро­вать граждан о возможных льго­тах. Население иногда даже не знает об этом. Используйте не только свои возможности, но и муниципальную газету «Иркутск», проводное радио».

Замминистра Сергей Нестеров, отвечая на вопрос депутата, сооб­щил, что проблем со льготниками нет:

– Муниципалитеты нам направ­ляют списки льготников, мы согла­совываем и отправляем регопера­туру. Регоператор и сам заинтере­сован сообщать о льготах. Жалоб к нам не поступало.

Заместитель председателя коми­тета городского обустройства администрации города Иркутска Елена Юрганова обратилась к Сергею Нестерову с просьбой о помощи в работе с регоператором по вывозу ТКО. По её словам, регоператор, заключая договоры с предпринимателями, загружает мусором существующие мусор­ные площадки у многоквартирных домов, не информируя при этом власти.

– Дополнительные контейнеры на таких площадках, в основном у многоквартирных домов, не при­обретаются. Мусора становится больше, а на все обращения адми­нистрации города об увеличении периодичности вывоза ТКО рего­ператор не реагирует. В результа­те контейнеры долгое время стоят переполненные, мусор складиру­ется по всей площадке, и убирать его приходится за счёт горожан и городского бюджета, – сказала Елена Юрганова.

Замминистра Сергей Нестеров сообщил, что министерство возь­мёт на контроль данную ситуа­цию.

В результате депутаты думской комиссии обратились к прави­тельству Иркутской области с просьбой скорректировать приказ Минприроды региона в части упрощения порядка изменения способа оплаты за вывоз ТКО. Они предлагают заменить рефе­рендум решением Думы по данно­му вопросу.

Напомним, что иркутские депу­таты инициировали обращения об изменении способа расчёта опла­ты за вывоз ТКО с жильцов много­квартирных домов с 2019 года. Инициативу расчёта по количе­ству граждан, проживающих в квартире, поддерживали предста­вители городских Территориаль­ных общественных самоуправле­ний (ТОС) и общественных орга­низаций.