Начали за здравие…

Эксперты проекта «Безопасные дороги» проверили, как проходит ремонт на иркутских улицах
Улица Фурье
Улица Фурье

Улица Ядринцева
Улица Ядринцева

В Иркутской области продолжается ремонт улиц и магистралей. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2020 году работы пройдут на 286,3 км автодорог регионального и местного значения. Стоимость всех дорожных мероприятий составляет в Иркутской области 8 миллиардов рублей. Важно, чтобы солидные деньги были потрачены не напрасно. Ремонтные работы в Иркутске проконтролировала группа экспертов партийного проекта «Безопасные дороги».

Образцовый объект

В этом году в областном центре в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется отремонтировать 286,3 км дорог на 24 участках. Такую информацию даёт и. о. министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина.

На улице Култукской проходит масштабный капремонт. Власти обещают, что объект станет образцовым в плане проведения дорожных работ. К моменту прибытия экспертов шли выборка непригодного грунта и замещение его на более качественный, а также обустраивалась ливневая канализация.

Глядя на старый грунт, который являлся основанием дороги, становится понятно, почему на Култукской асфальт постоянно проседал и выбивался автотранспортом. Асфальт в своё время положили на грунт, и чего только в этом грунте не было: земля, кирпичи, камни, куски конструкций. Всё это вывозится, дорогу отсыпают новым грунтом на основе ПГС разных фракций согласно нормативам.

Вдоль дороги укладывают ливневую канализацию — сооружение, которое должно положить конец гигантским лужам, раньше здесь практически не исчезавшим.

Работы ведутся, только на стройплощадке не замечено грунтоуплотняющей техники. А она здесь просто необходима: по Култукской ожидается интенсивное движение, в том числе и грузовиков, подготовка полотна к укладке асфальта должна проходить основательно. Рабочие заверили: техника будет, мол, рано ещё.

Косметический ремонт

Следующий объект — бульвар Постышева. Здесь полностью снят старый асфальт, частично установлен дорожный камень. Работников нет — возможно, потому что пошёл дождь, но и техники не видно. Судя по всему, строители решили особо не торопиться. По сути, здесь осталось лишь качественно положить асфальт, чтобы он вышел на уровень коммуникационных колодцев и решёток ливневой канализации. Задача не такая сложная, но не везде с ней справляются.

С бульвара Постышева направляемся в центр Иркутска. Здесь одной из первых закрыли улицу Фурье. Иркутские автомобилисты помнят, что дорога давно потеряла цивилизованный вид. Огромные ямы, проваленные колодцы, кривой асфальт… От серьёзных поломок технику спасало ограничение скорости — быстрее 20 километров в час по улице обычно не ездят из-за пробок и безобразной парковки.

На момент выезда экспертов работы на Фурье шли ни шатко ни валко — возможно, потому что продолжал идти дождик. Лишь несколько бобкэтов изображали активность. Дорожное полотно полностью освобождено от старого асфальта, строители укладывают выравнивающий слой. По краям установлен бордюрный камень, выведены на уровень колодцы.

На первый взгляд всё хорошо. Но эксперты обращают внимание на отсутствие нормальной ливневой канализации. Улица Фурье абсолютно ровная, и надеяться, что вода здесь исчезнет сама собой, как, например, на бульваре Постышева, который имеет естественный уклон, не приходится.

Канализационные решётки на Фурье есть, куда они ведут — непонятно. Все иркутяне знают, что это одна из улиц, где после любого дождя образуются гигантские лужи, которые потом становятся предметом всероссийского обсуждения. В СМИ нередко высказывались предположения, что ливнёвки нет вообще, а решётки стоят для красоты.

Когда на улице Фурье затеяли ремонт по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», можно было бы начать работы с создания нормальной ливневой канализации — по примеру того, как это делается на улице Култукской. Но нет — лишь наводят красоту, не касаясь глубинных, в прямом смысле этого слова, проблем. Окончание работ запланировано на 20 июня. Так что времени на обустройство ливневой канализации у строителей просто нет.

Плотность грунта

Четвёртый объект — улица Ядринцева. То, что ремонт здесь необходим, сомнений не вызывает. Вот уже несколько лет дорога как после бомбёжки, хотя асфальтировали её относительно недавно. А в последние годы зимой здесь вообще можно снимать фильмы ужасов: канализационные колодцы на перекрёстке с улицей Трилиссера парят так, что не видно ни пешеходного перехода, расположенного поверх коллектора, ни людей, которые по нему идут.

Возможно, поэтому работы на улице Ядринцева начали с перекладки теплосети. Движение по улице перекрыто полностью, но траншею для сетей вырыли лишь по одной полосе. Несложно предположить, как дальше будут развиваться события: теплосеть заменят, траншею закопают. Плотность грунта по левой полосе и правой будет разной. Будут ли проводиться работы по равномерному уплотнению грунта по всей дороге?

Сейчас здесь работают энергетики, и ответить на этот вопрос они, конечно, не могут. Дорожники ограничились тем, что вдоль улицы сняли бордюрный камень и оторвали недавно уложенную плитку с тротуара. Это делают люди, которые в уплотнении грунта понимают немного. Надо ждать сентября, когда здесь начнётся подготовка дороги к укладке асфальта.

В зоне контроля

Любопытно, что примерно одновременно с экспертами проекта «Безопасные дороги» ремонтные работы на иркутских улицах проинспектировал мэр города Руслан Болотов. И остался не очень довольным увиденным. Например, прямо при главе города подрядчик укладывал асфальт в лужи. По итогам рейда мэр отметил, что профильным комитетам администрации города поставлена задача пересмотреть подходы и требования к ремонту городских дорог, в том числе особое внимание уделить контролю за подрядчиками, а также за качеством используемых ими материалов. Также Руслан Болотов обратил внимание на то, что ведение дорожных работ будет строго контролироваться на протяжении всего строительного сезона.

Эксперты проекта «Безопасные дороги» также намерены продолжать контроль за дорожными работами в Иркутске. Прошедший рейд обозначил ряд проблем, большинство из которых могут быть решены подрядчиком, а могут быть и не решены. За этим эксперты намерены внимательно следить.

Комментарий

Мы попросили прокомментировать итоги рейда Сергея Тена, депутата Государственной думы, члена Комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатора проекта БКАД по Иркутской области, Забайкальскому краю и Республике Бурятия.

— Я уже поговорил с ребятами, которые в рамках партийного проекта «Безопасные дороги» проконтролировали реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Иркутске, и в принципе с ними согласен: пока какие-то выводы делать рано. Работы идут, и их ход надо держать на постоянном контроле.

Мы решили вот что: нужно собрать данные по каждому объекту — что там планируется сделать, в каком объёме, в какие сроки, сформулировать это нормальным языком и выложить на обозрение. Пусть обычные люди, которые живут на той улице, где идёт ремонт, отслеживают ход работ согласно документу, который мы выложим. Это в их интересах. Если что-то вызывает сомнения — пусть сразу обращаются к нам. Проект «Безопасные дороги» и был создан в своё время партией «Единая Россия» для того, чтобы у нас в стране дороги стали лучше и безопаснее.

Кто-то скажет: опять контролировать — неужели нельзя чего-то нового придумать, чтобы не вовлекать в это дело обычных людей? К сожалению, у контролирующих органов не всегда получается отфиксировать весь процесс, а иногда у них и желания такого нет. Сигналы от жителей и пользователей — это в том числе фото- и видео-материалы, доказательная база и информация для анализа ошибок. Без активного участия общественности в этом деле не обойтись. Уверен, что ваш интерес к процессу ремонта должен быть нормально воспринят и в дорожных компаниях.

Ещё один момент, который с экспертами обсудили отдельно: в Иркутске большие проблемы с ливневой канализацией. В центральной части её или нет, или она пришла в полную негодность. Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подразумевает комплексное решение дорожных проблем. Начали делать улицу Фурье, которая по большому счёту мало подходит к требованиям БКАД, решили за счёт нацпроекта выполнить локальную городскую задачу. Но почему не начать с вопроса водоотведения? Да, это удорожание проекта, но глобальная проблема будет решена. От принятых технических решений во многом зависит, когда на данную дорогу придут с ремонтом. Решение системы водоотвода можно решать или исправлением профиля, обеспечив необходимые уклоны, или устройством ливневой канализации. Сделать её по отдельной улице проблематично. Если этот нюанс не учтён, то эффективность расходования средств дорожного фонда вызывает большие сомнения. Заказчику необходимо продумать технические решения, в том числе по примыканиям к дворовым территориям. На такой улице, как Фурье, приоритет надо отдавать пешеходам.

Сергей Тен — депутат Государственной думы, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатор проекта БКАД по Иркутской области, Забайкальскому краю и Республике Бурятия
Сергей Тен — депутат Государственной думы, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, координатор проекта БКАД по Иркутской области, Забайкальскому краю и Республике Бурятия