На трамвае на Байкал

Развитие электротранспорта в Иркутске обещает ряд интересных проектов
Столпотворение машин в Листвянке можно заменить удобным рейсовым троллейбусом.
Столпотворение машин в Листвянке можно заменить удобным рейсовым троллейбусом.

Директор МУП «Иркутскгортранс» Андрей Маковецкий.
Директор МУП «Иркутскгортранс» Андрей Маковецкий.
Монгольский электробус Мон-30.
Монгольский электробус Мон-30.
Безрельсовый трамвай в Чжучжоу.
Безрельсовый трамвай в Чжучжоу.

Как уже сообщал «СМ Номер один», до конца ноября в Иркутске должно произойти по сути историческое событие — на улицах города появится новый троллейбусный маршрут. Это будет пятая линия, и пройдет она по самому востребованному иркутянами направлению: кратчайшим путем от центра города до одного из самых густонаселенных спальных районов — Университетского. Через Академический мост. О дальнейших перспективах электрического транспорта в Иркутске нашему еженедельнику рассказал директор предприятия «Иркутскгортранс» Андрей Маковецкий.

— Итак, новый троллейбусный маршрут № 5 свяжет наиболее коротким путем иркутский деловой центр и второй по численности населения микрорайон города. На маршруте будет работать шесть троллейбусов, что позволит обеспечить 10—12-минутные интервалы в движении, — говорит директор Иркутскгортранса.

Следующий шаг: предприятие планирует запустить через новый мост троллейбусы с Синюшиной Горы, одного из самых густонаселенных городских районов. В дальнейшем движение троллейбусов через Академический мост будет организовано и из Первомайского.

Изменения затронут и третий маршрут. По новой схеме троллейбусы будут с Некрасова поворачивать на улицу Декабрьских Событий, дальше следовать до Карла Маркса, а потом по Октябрьской Революции возвращаться на Рабочую. Этот маневр необходим, чтобы разгрузить перекресток около православной женской гимназии.

На стадии готовности к реализации находится проект организации троллейбусного движения в Ново-Ленино. В перспективе это несколько линий, которые охватят весь микрорайон.

Маршрут в Ново-Ленино пройдет через предместье Марата, куда уже курсирует троллейбус № 3, и далее — по Иннокентьевскому мосту и улице Олега Кошевого на Розы Люксембург.

Можно добавить, что в соответствии с действующим генеральным планом развития Иркутска обсуждался план организации троллейбусного движения по улице Пискунова в сторону аэропорта. Если такой маршрут будет запущен, транспортная доступность многих кварталов Октябрьского района значительно улучшится.

Трамвай — мировой тренд

— А вот развитие новых трамвайных линий более затратное мероприятие, — продолжает Андрей Маковецкий. — В советское время ради сокращения издержек рельсовые пути по городу прокладывали методом народной стройки. Все городские предприятия кто как мог принимали участие в создании нового городского транспорта.

В настоящее время возрождение трамвайных линий является глобальным трендом. Во всем мире он признан наиболее удобным, экономичным и экологически безопасным видом транспорта.

В Иркутске, в отличие от многих российских городов, трамвайное хозяйство удалось сохранить. Сейчас в городе на семи маршрутах работает 71 трамвай. В их число входит 20 относительно новых машин, которые в течение последних двух лет получены от правительства Москвы.

Отметим, что генеральным планом развития Иркутска предполагается прокладка новых трамвайных линий. Одна из них должна пройти во Второй Иркутск через Жилкино до поселка Боково. История этой линии уходит в глубокое прошлое.

По словам краеведа и исследователя истории Ленинского района Геннадия Хвощевского, эту линию начинали строить еще во второй половине 1940-х годов, когда в Иркутске стартовала массовая прокладка трамвайных путей. Маршрут должен был пройти по второму мосту через Иркут. Но поскольку от моста в свое время отказались, то и трамвайные пути во Второй Иркутск не стали прокладывать, а уже уложенные рельсы на улице Красный Путь демонтировали.

Еще генпланом предполагается продолжение трамвайной линии от политеха, где сейчас конечная остановка «единички», до Университетского и Первомайского микрорайонов.

Оба эти проекта выглядят утопичными, но при применении передовых идей трамваи вполне могут конкурировать с другими видами транспорта на этих направлениях. В качестве примера мирового опыта модернизации трамвайных систем можно привести запуск безрельсового трамвая в китайском городе Чжучжоу.

Аргументы за электротранспорт

«Иркутский трамвай» и «Иркутский троллейбус» могут стать такими же прорывными проектами, как 130-й квартал. Стильный, удобный, экологически безопасный электрический транспорт может стать брендом Иркутска. Он поддерживал бы имидж Иркутска как города, в котором заботятся об экологии и сохранении окружающей среды, считает Андрей Маковецкий.

«Иркутск является воротами Байкала. Это всемирное природное наследие. Поэтому развитие экологически безопасного электрического транспорта должно быть приоритетом для нашего города», — продолжает он.

По расчетам специалистов, на прокладку одного километра контактных сетей для троллейбуса в среднем требуется 35 млн рублей. Строительство такого же отрезка трамвайных путей в среднем обойдется в 45 миллионов рублей. Если применять передовые технологии, стоимость работ увеличится еще в два раза. Тем не менее эти затраты значительно меньше, чем строительство многополосных магистралей в условиях современного города. Тем более что в Иркутске исторически узкие улицы и плотная жилая застройка.

Кроме того, обособленные от основной проезжей части линии общественного транспорта способны перевезти кратно больше пассажиров, чем пропускает автомобилистов на личном транспорте любая городская дорога. Поэтому развитие электротранспорта при применении современных подходов к организации дорожного движения благоприятно сказывается на решении проблем с пробками.

На аккумуляторах, как в Монголии

— В 2020 году в Иркутске планируют произвести первые эксплуатационные испытания электробусов, — рассказывает Андрей Маковецкий о стратегических планах электротранспортного предприятия. — Это еще одно перспективное направление развития. Современные литий-ионные аккумуляторы обеспечивают электрическому автобусу быструю зарядку и достаточный запас хода. Предварительные испытания необходимо провести, чтобы обкатать электробусы в суровых сибирских условиях.

Иркутская зима — одна из главных проблем для электрических автобусов. На холоде аккумуляторы быстрее разряжаются. При этом на обогрев салона все равно приходится расходовать привычные виды топлива — солярку или бензин.

Еще одну проблему создают затрудненное движение и пробки. При попадании в длительный затор электробус впустую тратит запас энергии и в конце концов остается на проезжей части, создавая помехи движению.

Оптимизм внушает опыт внедрения электробусов в Монголии. Там решили на всех пассажирских линиях в стране заменить автобусы, которые используют двигатели внутреннего сгорания, на электробусы. Кроме того, монголы планируют использовать электробусы для перевозки школьников и на междугородных линиях. Потребности только одного Улан-Батора составляют порядка 1200 таких машин, а в целом страна нуждается как минимум в 3000 электробусов.

Для решения проблемы соседи решили не закупать импортные машины, а наладить собственное производство в столице. В 2018 году первые монгольские электробусы появились на свет, а сейчас производственные мощности улан-баторского завода позволяют выпускать до 120 электробусов в год.

Электромаршруты Иркутского района

— В 2015 году в Иркутске в тестовом режиме работал троллейбус, который на отрезке от микрорайона Солнечного до Молодежного курсировал без контактных сетей, — вспоминает Андрей Маковецкий. — Возможность автономного хода у троллейбуса появилась благодаря инновационным предложениям работников нашего предприятия.

Маршрут в Молодежный оказался востребованным. Причем модернизация одного троллейбуса для работы на бесконтактной линии обошлась в 1 млн рублей. А всего для развития нового маршрута могло потребоваться пять-шесть машин. К сожалению, руководство Иркутского района в тот момент не нашло средств, чтобы поддержать проект.

Между тем развитие пригородных маршрутов на базе электрического транспорта — также один из мировых трендов. Тем более вблизи Байкала, где должны быть востребованы самые передовые идеи в сфере защиты окружающей среды.

В окрестностях Иркутска троллейбусы на автономном ходу могли бы ходить по Байкальскому и Мельничному трактам, от Синюшиной Горы — до Шелехова и микрорайонов Березового и Маркова. А из Марата автономный ход позволил бы троллейбусам добраться до Топкинского и Зеленого.

Отсечь машины от Листвянки

Еще одна интересная идея предполагает закрытие Листвянки для всего автотранспорта, кроме машин местных жителей. Современное экологическое состояние этого поселка на берегу Байкала приближается к катастрофе. Ежедневно Листвянку посещают сотни автомобилей, десятки туристических и рейсовых автобусов. Это создает колоссальную антропогенную нагрузку на окружающую природу, и в первую очередь на озеро Байкал.

Согласно этой идее предполагается организовать в Листвянке троллейбусное движение, а на подъезде к поселку создать перехватывающую парковку для автотранспорта. Стильные троллейбусы значительно улучшили бы внешний вид поселка и продемонстрировали заботу об экологии великого озера.

Дальнейшее развитие этого проекта: построить до Листвянки линию скоростного трамвая, которая оттянула бы на себя большую часть пассажирского трафика с Байкальского тракта. Возможно, строительство такой линии обошлось бы бюджету дешевле, чем расширение автомобильной магистрали до Байкала, которое ведется в настоящий момент.

Также существует грандиозный проект линии скоростного трамвая от Усолья-Сибирского до Шелехова. Его реализация позволит объединить миллионную Иркутскую агломерацию единой транспортной артерией, независимой от федеральной магистрали «Сибирь». Причем при скорости трамвая в 60—65 км/час от Усолья до Иркутска пассажиры добирались бы примерно за час. А от Иркутска до Шелехова время в пути занимало бы менее получаса.

Реализация проекта позволит объединить разрозненный промышленный и экономический потенциал всех населенных пунктов, объединенных в агломерацию, и дать толчок новому, более интенсивному этапу развития Иркутской области.

Справка «СМ Номер один»

35 млн рублей требуется на прокладку 1 км контактных сетей для троллейбуса.

45 млн рублей стоит 1 км трамвайных путей.

Но это намного дешевле, чем строительство многополосных магистралей в условиях современного города.

Троллейбус на улице Ленина в Иркутске.
Троллейбус на улице Ленина в Иркутске.