На струнах души

В Баяндаевском районе создают собственные морин хууры
Первым делом Валентин Воронов сделал голову лошади для грифа. Ее очертания он придумал сам.
Первым делом Валентин Воронов сделал голову лошади для грифа. Ее очертания он придумал сам.

Весной в поселке Баяндай все желающие могли научиться изготовлению морин хуура. Этот народный музыкальный инструмент у всех на слуху, однако играть на нем, а тем более мастерить его в округе могут лишь единицы. Да и тех еще нужно поискать. Поэтому неудивительно, что такое заманчивое предложение привлекло внимание нескольких мастеров по дереву. Под руководством Баира Цыденова, известного моринхууриста из Бурятии, они старательно осваивали азы создания этого древнего инструмента.

Ученики со стажем

Мысль о том, чтобы создать школу по изготовлению морин хуура, пришла неожиданно. Как рассказывает Илья Хабеев, начальник отдела культуры администрации Баяндаевского района, все началось с того, что к ним в гости с творческим обменом приехали соседи из Осы. И это не только песни, танцы, обряды, но и виртуозная игра на морин хууре Александра Архинчеева и его учеников.

Артисты уехали, а впечатленные завораживающими звуками инструмента баяндаевцы задумались над тем, какую бы изюминку им придумать, чтобы вдохнуть новую жизнь в культуру родного района. Голову ломали недолго. Вспомнили, что в Бурятии есть известный матер по изготовлению морин хууров Баир Цыденов. Он начал заниматься этим ремеслом три года назад и теперь проводит мастер-классы для желающих. Просмотрев несколько учебных роликов в интернете и вдохновившись его примером, решили пригласить профессионала и в Баяндай. И видимо, так удачно сложились звезды, что в тот момент Баир Цыденов оказался совсем недалеко, на соседней, ольхонской земле. Там он также учил людей изготавливать древние бурятские и монгольские морин хууры. Первая творческая мастерская была организована в Харанцах.

— Мы связались с Баиром Цыденовым, попросили его о помощи, и он нам не отказал. Сказал, какие материалы нам нужно приготовить к его приезду. С того времени мы начали активную подготовку. Бросили клич по району об открытии мастер-класса в ДК «Колос», и в первые же дни откликнулись семь мастеров по дереву, — говорит Илья Хабеев.

В марте Баир Цыденов приехал в Баяндай, и начались занятия. Каждый день взрослые ученики собирались в мастерской и постигали премудрости этого непростого дела. Сразу было решено изготавливать не любительские морин хурры, а профессиональные. Как рассказал мастер из Бурятии, свой первый инструмент он сделал из фанеры, а затем, экспериментируя со звуком, методом проб выбрал лучшие породы деревьев для его изготовления. Это ясень, ель, кедр, дубовица. Также можно применять и русскую березу. Именно ее и выбрали начинающие мастера для первых занятий. Это дерево здесь проще всего заготовить. Отдельные составные части инструмента изготавливались из ели и ясеня. Эти материалы моринхуурист привез с собой.

Прежде всего он рассказал о том, как нужно готовить дерево к обработке, каким образом высушивать и начинать с ним работать. На теорию времени не тратили, а сразу приступили к практике. Благодаря тому, что почти все ученики оказались с плотницким и столярническим опытом, дело у них спорилось. У кого-то получалось медленнее, у кого-то быстрее.

Бесценный опыт

Одним из первых работу выполнил Валентин Воронов. Мужчина работает в ДК «Колос» один год, но с деревом он дружит с юных лет. Пять лет назад плотник перебрался из Аларского района в Баяндаевский и с тех пор занимается строительными работами.

— Приехал в гости и остался, — с улыбкой подытожил Валентин и перешел к главному: — Раньше я никогда не соприкасался с морин хууром. И это был своего рода вызов. Хотелось научиться изготавливать то, что раньше не пробовал. Сначала вырезал голову лошади для грифа, а с него плавно переключился и на все остальное. Самое сложное было сделать барабан. Его части подгоняются и склеиваются так плотно, чтобы не осталось ни одной щелочки. Все углы должны быть ровные.

Полторы недели Баир Цыденов занимался с учениками, а затем ему нужно было срочно уехать домой, так что мастер-класс пока не окончен. Возвращения мастера ожидают в ближайшее время. А пока пробные два морин хуура, созданные руками Валентина Викторовича, заняли свое место в мастерской Дома культуры. Один из них уже покрыт сверху лаком, так что его можно считать законченным. Баир Цыденов перед отъездом успел его рассмотреть и похвалить баяндаевского мастера, отметив, что все сделано правильно. Единственное, что нужно теперь доработать, — это струны.

— С настройкой звука у меня проблемы. Медведь на ухо наступил, — шутит Виктор Воронов. — Подожду, когда Баир Александрович снова при­едет. Если научит, то буду сам справляться.

Тем не менее сейчас он вместе с Ильей Хабеевым пробует на слух первые аккорды морин хуура. Занимаются здесь же, в мастерской, в свободное от другой работы время. Кстати, у Виктора во время процесса создания морин хуура появились собственные идеи доработки инструмента. Так что эксперименты не за горами.

— Опыт, который мы получили, бесценен, — говорит начальник отдела культуры. — У нас в округе морин хууры не особо распространены, а это такой звучный инструмент. Я начал брать уроки игры по роликам в интернете. И они затягивают. Звуки морин хуура отдаются вибрацией во всем теле. Они благородные, красивые. Полностью погружаешься в этот процесс. Хочется научиться профессионально на нем играть. И это будет наш следующий шаг после того, как мы закончим мастер-класс по изготовлению. А желающие, думаю, найдутся. Когда мы создали видео о том, как у нас проходит процесс обучения, и разместили его в социальных сетях, он вызвал очень много отзывов. Люди хотят и изготавливать, и играть. Поэтому будем двигаться дальше. У нас в районе развивается декоративно-прикладное искусство, и сделаем новое направление. Надеемся, что нам удастся создать собственную школу.

Справка

Морин хуур — смычковый инструмент монгольского происхождения. Его звучание похоже на ржание лошади, дуновение ветра в степи. Если сравнивать с симфоническими инструментами, больше похож на виолончель. Морин хуур на протяжении семи столетий играет огромную роль в жизни монголов и бурят. Они говорят: там, где играет морин хуур, все плохое уходит, а доброе остается. И так как звук морин хуура способен прогнать злых духов, считается, что он должен быть в каждой монгольской и бурятской семье. В 2003 году музыкальный инструмент признан ЮНЕСКО достоянием человечества.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments