На шипованном мотоцикле по льду

Соревнования по спидвею удалось провести, несмотря на сложности
Рекламы мероприятия практически не было. Даже организаторы до последнего не были уверены в том, что соревнования состоятся. Но зрители все равно собрались, привлеченные звуками моторов.
Рекламы мероприятия практически не было. Даже организаторы до последнего не были уверены в том, что соревнования состоятся. Но зрители все равно собрались, привлеченные звуками моторов.

Максим Барабошкин, победитель турнира, при­ехал на соревнования из Усть-Илимска.
Максим Барабошкин, победитель турнира, при­ехал на соревнования из Усть-Илимска.
Александр Варибрус сделал все, чтобы Иркутск остался городом, в котором проводят соревнования по мотогонкам на льду.
Александр Варибрус сделал все, чтобы Иркутск остался городом, в котором проводят соревнования по мотогонкам на льду.

Мемориал Анатолия Гладышева по спидвею — мотогонкам на льду прошел в Иркутске на стадионе «Локомотив». Хотя еще за несколько дней до соревнований было непонятно, удастся ли их провести. Но все решилось в пользу организаторов.

Традиция продолжалась

…Они чем-то похожи на рыцарей, только вместо тяжелых доспехов — экипировка, в которую они «закованы» с головы до ног. А вместо коня — верный «железный друг» с острыми шипами длиной почти три сантиметра. Спидвей — экстремальный вид спорта.

Теплый вечер, суббота, 7 марта. На стадионе «Локомотив» собираются зрители. Хотя широкой рекламы сделать не удалось, никто до последнего не мог сказать, удастся ли провести соревнования. Поначалу мероприятие планировалось как всероссийское, однако все зависло по финансовым причинам.

— Но мы решили, что традицию прерывать нельзя, — говорит Наталья Семикова, одна из организаторов турнира, — для нас это очень важно — чтобы мемориал Анатолия Гладышева проходил в Иркутске. К тому же участники ждали, надеялись. И когда мы все же решили проводить соревнования, то Валера Мартемьянов к нам приехал аж из Читы, а Кирилл Драгилин вообще из Москвы.

Оба спортсмена — мастера спорта международного класса. Кроме них в соревнованиях вышли на старт еще два международника. Это Юрий Поликарпов из Усолья-Сибирского и Максим Барабошкин из Усть-Илимска. Всего было 12 участников.

Даже подготовка автомобилей — незабываемое зрелище. Рев моторов, яркие машины. Часть зрителей собралась просто из числа жителей окрестных домов, привлеченная шумом. А уж когда стартовали… Настоящее мужское развлечение — долгая подготовка ради нескольких минут адреналина! Но они того стоят.

Ледяная крошка летит из-под колес, участники в повороте практически ложатся на лед и проходят дистанцию в горизонтальном положении. И как только не падают! Но падений нет. Сходы если и случаются, то обычно из-за неисправности машины. Происшествие было уже в первом заезде. Двое участников сцепились колесами во время движения. Еще один сошел в самом начале, в итоге финишировал только один — молодой иркутский гонщик Александр Фесенко.

Правила таковы: в заезде стартуют четыре участника, кто финиширует первым — получает три очка. Второй участник получает два очка, третий — одно очко. И последний — ноль очков. Кто по итогам всех гонок наберет больше очков — тот и чемпион. После четырех или трех заездов объявляется чистка льда.

Мемориал Анатолия Гладышева 2020 года выиграл Максим Барабошкин. На втором месте гость из Читы Валерий Мартемьянов. На третьем — москвич Кирилл Драгилин. Почетное четвертое место занял иркутянин Дмитрий Варибрус, который обошел международника Поликарпова, он пятый. На шестом месте — отец Дмитрия, Александр Варибрус. За ним — иркутянин Фесенко, ангарчанин Руслан Литвинов, Алексей Слюсарь (Усолье-Сибирское), Александр Филиппов (Ангарск), Дмитрий Кремлев (Иркутск) и Вадим Слюньков (Усолье-Сибирское). Но главная победа — в том, что соревнования все-таки состоялись.

Из истории турнира

Анатолий Васильевич Гладышев родился в 1947 году в городе Рубцовске (Алтайский край). Долгое время жил в Иркутске. Русский мотогонщик, чемпион мира 1979 и 1981 годов. Заслуженный мастер спорта СССР. Трагически погиб во время мотогонок на чемпионате мира в Москве 19 февраля 1984 года. В тот роковой день Гладышев поехал с травмированной рукой, так как нужно было заменить товарищей по команде и подвести страну он не мог. Этот заезд стал для него последним. После столкновения Анатолий Гладышев попал под колеса мотоцикла соперника, и травмы оказались смертельными.

С 1985-го по 1991 год в Иркутске проводились соревнования по спидвею, очень популярные в стране. Лучшие гонщики страны съезжались на лед стадиона «Труд». Попасть в число участников от Иркутской области было невероятно сложно и престижно, вспоминает Александр Варибрус, один из участников мемориала Анатолия Гладышева советских времен. Это именно он дал вторую жизнь мемориалу, который «умер» в трудные 90-е. Сейчас Варибрус делает все возможное, чтобы сохранить в Иркутске спидвей как вид спорта и память о великом гонщике.

— В 2013 году мы возобновили мемориал Анатолия Гладышева, — говорит Александр Варибрус, — он еще проходил в 2014 и 2015 годах. И был перерыв — два года, когда нас «попросили» со стадиона «Локомотив». В 2018 году мы сюда вернулись, и в феврале 2019 го турнир прошел еще раз. Очень не хотелось прерывать традицию. Но все получилось, пусть и в последний момент. Наши соревнования удалось включить в календарь, и они прошли как городские.

Собрал машины, нашел энтузиастов

Сейчас в это сложно поверить, но когда-то в одном Иркутске было несколько мотоклубов, а по области их было множество. И были желающие заниматься, и народная любовь к этому виду спорта. Но все это в прошлом. А что в настоящем? Вот это и есть настоящее спидвея в Иркутске — небольшой мотоклуб имени Анатолия Гладышева, который базируется на стадионе «Локомотив» на улице Боткина. Александр Иванович арендует стадион, предоставляет услуги — возможность проведения любительских матчей по хоккею с мячом. Благодаря Варибрусу есть лед на «Локомотиве». Машины для заливки льда он сам собрал из обычных бортовых машин ЗИЛ и ГАЗ-66. Приобрел прожекторы для мачт освещения, теперь здесь можно играть и тренироваться вечером.

В прошлом году к клубу при-мкнула Наталья Семикова, которая переехала в Иркутск из Тольятти. В ее родном городе гонки — это почти религия, она сама является профессиональным судьей по мотоспорту. Но и Иркутск имеет свои преимущества, говорит Наталья:

— Нам помогает география — на западе стало заметно теплее, лед не везде выдерживает. Вот в Ижевске отменили гонку, в Вятских Полянах, в Луховицах уже вторую гонку отменяют, потому что плюсовая температура.

Работа клуба — это, скорее, общественная деятельность. Хотя федерация мотоспорта Иркутской области официально аккредитована, но получить финансирование пока не удается. Для этого нужны достижения, а пока нет финансов — высоких достижений не получить. Замкнутый круг.

— Пытаемся выстроить какое-то направление, чтобы можно было что-то зарабатывать, — говорит Александр Варибрус. — Проводим игры по хоккею с мячом, предоставляем лед. Правда, мало играют. Сейчас у всех плохо с деньгами.

Еще одно направление — обучение. Но это не заработок, а скорее, вложения в развитие своего любимого спорта.

— Те, кто занимался мотокроссом и хочет попробовать ледовые гонки, приходят в клуб, занимаются на наших мотоциклах, — говорит Наталья. — Мы предоставляем им лед.

Александр Варибрус добавляет:

— Конечно, мы не можем массово приглашать людей заниматься, так как мотоциклов у нас не много. Это специальные мотоциклы, стоят до миллиона. Пока из последних сил заставляем себя. Убеждаем, что это нужно делать.