Музею быть

Воссоздать музей авиации предложил Анатолий Обухов на заседании Патриотического совета
Текст: Маргарита Ронжина , Фото: из открытых интернет-источников , СМ Номер один , № 43 от 18 ноября 2021 года , #Культура
Эмблема музея
Эмблема музея

Тот самый момент, когда коммунист Анатолий Обухов предложил создать Музей авиации
Тот самый момент, когда коммунист Анатолий Обухов предложил создать Музей авиации
Директор учебного авиационного центра ДОСААФ Иркутской области Андрей Ставинов, занимавшийся в своё время созданием Иркутского областного музея авиации
Директор учебного авиационного центра ДОСААФ Иркутской области Андрей Ставинов, занимавшийся в своё время созданием Иркутского областного музея авиации

26 октября состоялось заседание Патриотического совета при Законодательном собрании Иркутской области, в котором приняли участие депутаты фракции КПРФ, представители музеев, общественных организаций и профильных министерств правительства Иркутской области. Рассматривался вопрос о поддержке государственных и частных музеев области.

Министр культуры пояснила, что методический центр ведомства готов оказать консультацию: как привлечь финансирование с помощью грантов через федеральные и региональные конкурсы. Депутат Анатолий Обухов напомнил об инициативе по созданию в Иркутске авиационного музея и предложил вернуться к этому проекту.

– В Иркутске два года существовал музей авиации на базе ликвидированного военного авиационного инженерного училища. Но из-за проблем, в частности, с земельным участком, музей закрылся, а экспонаты не были внесены в реестр. Пока самолёты не совсем разрезаны на металлолом, надо попытаться воссоздать музей, благо есть люди, которые стояли у истоков его создания. В ближайшее время внесу инициативу создания рабочей группы по воссозданию музея авиации в Иркутске, – рассказал Анатолий Обухов.

Иркутск – город авиаторов

Директор учебного авиационного центра ДОСААФ Иркутской области Андрей Ставинов, который занимался в своё время созданием Иркутского областного музея авиации, пояснил:

– Иркутск – родина трёх российских авиаконструкторов, город авиационных вузов, многих авиапредприятий. Наш город имеет богатейшую авиационную историю, идущую практически от истоков создания авиации. В Иркутской области в советское время базировался самый крупный авиаотряд Аэрофлота. На территории города в разное время располагались и находятся в настоящее время такие крупнейшие авиапредприятия как Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Научно-производственная корпорация «ИРКУТ»; Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище; 403 завод ГА; ФГУП Аэропорт «Иркутск»; Иркутский Авиационный технический колледж ГА; ГОУ СПО «Иркутский авиационный техникум»; НОУ Иркутский Авиационно-спортивный клуб ДОСААФ; Иркутский филиал МГТУ ГА; Авиационный лицей при ИВВАИУ; авиакомпании – Авиабаза охраны лесов; авиакомпании «Стела»; «Ангара»; «Байкал; «Байкал-Авиа»; «ВОСТСИБАЭРО»; а также многие другие предприятия авиационного обслуживания. Это даёт право говорить о том, что Иркутск – город авиаторов».

Андрей Александрович, а что сподвигло Вас создать музей авиации? Какова его цель, история?

– Цель создания данного виртуального музея – объединение в одном месте и сохранение исторического наследия инженерно-конструкторской мысли, популяризация авиации, а также лётных и инженерно-технических профессий среди молодёжи, с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, привития любви к Отечеству, уважения к истории своего народа и государства, гордости за нашу Родину, за достижения российских авиаторов.

В настоящее время в г. Иркутске создаётся единственный за Уралом «Музей авиации г. Иркутска». При поддержке правительства Иркутской области удалось согласовать с Министерством обороны РФ передачу 10 единиц авиационной техники в 2010 году. Кроме того, при содействии инициаторов создания музея планируется добавить в экспозицию дополнительные ВС: Ми-2, Ан-2, Як-40, Ту-154, Як-52, Ми-4, МиГ-15 УТИ, Ил-18 (уникальный экземпляр – личный самолёт маршала авиации А. И. Покрышкина), Миг-17, Миг-21, Миг-23 и др. ВС, а также установить на территории музея ангар для ремонта и восстановления авиационной техники, организации тематического видеозала, организовать расширенную экспозицию авиационной направленности. У меня даже есть книга с актами и фотографиями той техники по визуальному и техническому осмотру.

Открытие «Музея авиации г. Иркутска» после реставрации авиационной техники планировалось приурочить к юбилею города в 2011 г.

Открытием виртуального интерактивного «Музея авиации г. Иркутска» отдаю дань уважения и посвящаю его иркутским авиаторам.

То есть в целях сохранения, изучения и публичного представления авиационной техники, музейных предметов и коллекций и было создано областное государственное бюджетное учреждение «Музей авиации Иркутской области»?

– На базе музея также планировался и кадетский корпус. Музей авиации – это импульс для роста патриотизма в городе и области, который станет центром патриотического воспитания жителей в Иркутской области, способствующим реализации областной целевой программы «Молодёжь Иркутской области», и на тот момент планировалось – государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2011–2015 годы».

Планировалось ли содействие органов власти областному государственному бюджетному учреждению «Музей авиации Иркутской области» в осуществлении его уставных функций?

– В целях оказания содействия областному государственному бюджетному учреждению «Музей авиации Иркутской области» в осуществлении его уставных функций, объединению усилий Министерства культуры и архивов, органов власти и управления, организаций и предприятий различных форм собственности, направленных на укрепление материальной базы и профессиональной деятельности музея, на основании абз. 7 п.1 ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» создаётся Попечительский совет ОГБУ «МАИО».

Совет формируется исключительно на добровольных началах из представителей областных, городских органов управления, руководителей различных предприятий, организаций, учреждений, ведомств, государственных и коммерческих банков, коммерческих структур, представителей средств массовой информации.

Учитывая большое социальное значение, общественный резонанс и исключительную важность музея для сохранения исторического наследия инженерно-конструкторской мысли, популяризации авиации, а также лётных и инженерно-технических профессий среди молодёжи, привития любви к Отечеству, уважения к истории своего народа и государства, гордости за нашу Родину, за достижения российских авиаторов, а также то, что создание и обеспечение деятельности музея требует больших финансовых вложений, связанных с решением вопросов приобретения и реставрации экспонатов, решения вопросов по земле для создания инфраструктуры музея, содержанием музея и штатных сотрудников. Я входил в этот совет. По просьбе директора музея О.И. Торского.

Музеев раньше не было

Инициатива Анатолия Обухова по созданию музея заинтересовала газету, и мы задали несколько вопросов нашему депутату.

У нас в городе помимо самолёта, стоящего на территории ИВАТУ, были ещё какие-нибудь экспонаты?

– Конечно, – сказал Анатолий Обухов, – один самолёт стоял в сквере рядом с улицей Якоби, ещё один самолёт стоял в парке между микрорайонами Байкальский и Солнечный, и самолёт и вертолёт стояли в парке «Комсомольском». Если бы не вандалы и самолёты были бы в музейном реестре, то они стояли бы и сейчас на своих местах.

До этой попытки создать музей ранее были авиационные музеи у нас в городе, области? Какова их судьба?

– Ни одного авиационного музея нет и не было. Кроме попытки Андрея Ставинова.

Анатолий Васильевич, на заседании Патриотического совета при Заксобрании, когда Вы говорили о воссоздании музея, Ваши коллеги поддержали Вас?

– Да. Меня поддержали и председатель, и заместитель, и приглашённые на Совет представители профильных министерств. Предложили возглавить и создать рабочую группу, чтобы идея никуда не пропала, а прорабатывалась дальше.