Мультфильмы не только для детей

Заяц, забывший, что он заяц, художник, говорящий с инопланетянином с помощью песен, и вечеринка чёрных магов, на которой крокодила превращают в скелет. Смотрим «взрослыми» глазами несколько советских мультфильмов Юрия Норштейна, Роберта Саакянца, Александра Татарского и других режиссёров.

«...Три синих-синих озера малинового цвета...» (1981), Роберт Саакянц

Горная деревушка. Взрослые уходят на охоту, а дети, чтобы скоротать время, засыпают. Дальше история развивается по весело-абсурдистским законам детского сна, в котором гармонично сочетается несочетаемое.

В основе сюжета — сказка армянского поэта Ованеса Туманяна «Охотник-враль».

В мультфильме впервые появляется устойчивый образ рыбы, проглатывающей что-нибудь крупное (в данном случае Луну), который можно встретить и в других работах Роберта Саакянца.

В самом начале есть отсылка к ветхозаветной легенде о всемирном потопе: гора Арарат с Ноевым ковчегом на вершине, который превращается в хижину главных героев.

«Ёжик в тумане» (1975), Юрий Норштейн

Ёжик всё время ходил к Медвежонку в гости считать звёзды и однажды заблудился в тумане. Там он встретил белую Лошадь, а когда вышел из тумана, то был уже другим.

Сценарий к картине создал писатель Сергей Козлов на основе собственного рассказа. Мультфильм получил множество союзных и международных наград, а в 2004 году был признан «Лучшим мультфильмом всех времён и народов» по версии мультипликаторов и критиков из 140 стран мира.

По словам Юрия Норштейна, на создание образа Ёжика повлияла икона Андрея Рублёва «Спас».

Мультфильм сделан по фирменной технологии «перекладки» Норштейна, когда перед камерой выкладывалось несколько слоев стекла и персонажи перемещались с одного слоя на другой. Так изображение получалось объёмным. В «Ёжике» эта техника сочетается с рваным темпом, хичкоковским саспенсом и драматичным звукорядом, что иногда производит гипнотический эффект погружения (во внутренний мир Ёжика).

В качестве тумана использовалась обычная матовая калька.

«Падал прошлогодний снег» (1983), Александр Татарский

Главный герой — жадный и ленивый мужчина средних лет. Отправившись в лес за ёлкой, он встречает зайца. Вместо того, чтобы поймать его, герой только представляет, что получит за добычу. В мечтах происходит ряд психоделических событий и превращений.

Известна история о том, что режиссёру не сразу позволяли делать мультик. Когда Татарский пригрозил, что снимет «смешной мультик про Ленина», ему уступили.

Фильм насыщен цитатами из русской и мировой классики: «Ох уж эти сказочники!» («Бедные люди», Фёдор Достоевский), «Карету мне, понимаешь! Карету!» («Горе от ума», Александр Грибоедов); кадр, где герой сидит в центре стола, окружённый 12 персонажами мультфильма, — пародия на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.

«Кубик» (1986), Владлен Барбэ, Александр Федулов, Александр Татарский

В трилогию входят мультики «Коробка с карандашами», «Зайца не видали?» и «Кубик-рубик клоунада». 

Каждый из режиссёров снял по картине. В мультфильме «Коробка с карандашами» под песню Георгия Гладкова рассказывается, что можно создать с помощью карандашей: горы и океаны, животных, цирк, лес.

Во второй картине два охотника искали зайца, а когда наткнулись на него — не узнали и попросили помочь в поисках. Последний мульт-

фильм трилогии, «Кубик-рубик клоунада», о двух странных существах, которые собираются играть в городки и строят замысловатые фигуры.

Саундтрек написали известный бард Григорий Гладков и композитор Юрий Чернавский.

Для всей трилогии характерен гротескный визуальный стиль. В конце второй части заяц символично удаляется по аллее из мухоморов.