Мост нужен, но не всем

Парадокс: новость о строительстве капитальной переправы не вызывает радости у сельчан. Почему?
Мост временно закрыт; объезд возможен через Заячью падь, но только на высокопроходимой технике
Мост временно закрыт; объезд возможен через Заячью падь, но только на высокопроходимой технике

Тревожная новость в минувшие выходные пришла из Верхоленска. Шугой сорвало понтонный мост Верхоленск — Магдан. До ледостава жители Белоусовского поселения остались без устойчивой связи с Большой землёй. Объезд возможен только на высокопроходимой технике через Заячью падь по бесхозной дороге, продавленной лесовозами.

Отсутствие переправы — неприятное, но привычное явление для населения Куленги, понтоны срывает часто. В этом году ситуацию осложнило дождливое лето: в Лене большая вода, ледостав ожидается позднее обычного. Необходимость строительства нового надёжного моста в районе села Верхоленск обсуждается на совещаниях разного уровня десятилетиями. На каком этапе в данный период находится проектирование новой переправы, мы спросили у мэра Качугского района Евгения Липатова.

— По имеющейся у меня информации, в данное время проект моста Верхоленск — Магдан уже готов, проходит экспертизу. Планируется построить временный мост из так называемых конструкций САРМ. Подобных мостов в Качугском районе за последние годы построено уже несколько. Они по-настоящему нас выручают — надёжные, быстровозводимые, хоть и считаются временными. По планам Дирекции автодорог Иркутской области, мост будет установлен ниже по течению реки, в нескольких километрах от существующего понтонного. Срок выполнения работ — 2024 год. Ждать слишком долго. Проблема давно назрела и требует оперативного решения, поэтому мной уже подготовлено письмо на имя губернатора Игоря Кобзева с просьбой о переносе начала строительства на 2021 год, — подчеркнул в телефонном диалоге Евгений Липатов.

Удивительно, но не для каждого жителя Белоусовского и Верхоленского сельских поселений озвученное мэром района — хорошая новость. Среди населения бытуют разные мнения. Есть люди, которых устраивает привычный жизненный уклад, и они считают, что строительство нового моста лишь обострит проблему вывоза леса.

— И так уже всё вокруг вырубили. Понтоны хоть немного сдерживают аппетиты лесозаготовителей. Построят надёжный мост — круглыми сутками лес начнут возить, да ещё с перегрузом. Нам важно сохранить нашу обособленность, пусть всё останется как есть, — поделилась мнением одна из жительниц.

При этом большую часть населения куленгских мест в первую очередь тревожит перенос расположения новой переправы. Мост планируют строить ниже по течению, а это значит, что пешеходам из ближайших белоусовских деревень будет проблематично добираться до Верхоленска.

— Мост нужен, но нужен на прежнем месте. Тот, что в урочище Глубоком планируют строить, значительно увеличивает расстояния, объезд в 6 километров примерно получается. Пенсионеры, ученики, люди, у которых нет машин, останутся без связи. При этом стоит учесть, что ни в деревне Толмачёва, ни в Алексеевке сейчас нет продуктовых магазинов, ближайшие находятся в Верхоленске, — рассказывает уроженка деревни Толмачёва Татьяна Нахаева.

По словам мэра района Евгения Липатова, существующие строительные нормы не позволяют возвести переправу на прежнем месте.

— Мост необходимо строить с запасом от среднего уреза воды, это как минимум 6 метров. Если рассматривать существующее месторасположение, то в зону строительства моста попадают дома верхоленцев. Нельзя подобное допустить. На данном этапе мы делаем всё возможное, чтобы ускорить сроки возведения переправы. Если пойти по пути капитального строительства, то процесс затянется ещё лет на двадцать. И возможно, переправу перенесли бы ещё ниже. Из всех рассматриваемых возможностей, считаю, выбран оптимальный вариант. Хотя согласен и с тем, что он не учитывает интересов каждого жителя, — поясняет Евгений Владимирович.