Мошенники придумали новую схему обмана с QR-кодом

В общественных местах мошенники размещают QR-коды, при переходе по которым гражданам обещают социальные выплаты. Под предлогом их начисления у людей выманивают данные для хищения денег. Для защиты от злоумышленников Центральный Банк РФ готовится внедрить двухдневный «период охлаждения», в течение которого подозрительные переводы будут приостановлены. Если банк не выполнит необходимые процедуры по защите клиента, то он должен будет вернуть всю похищенную сумму в течение 30 дней. Законопроект с этими нормами получил одобрение заинтересованных ведомств, в ближайшее время его планируют принять в первом чтении.

Несмотря на внешнее многообразие мошеннических легенд, которые простому гражданину всё труднее распознать, злоумышленники всегда используют два базовых сценария. Они либо предлагают что-то заманчивое: скидки, выплаты, бонусы, либо запугивают, например, потерей денег, уголовным преследованием, оформлением кредита на ваши паспортные данные и др.

В объявлениях предлагается получить бесплатную консультацию о гарантированной социальной выплате. Когда человек сканирует QR-код, он попадает в чат-бот в мессенджере. Далее выясняется, что ему якобы положена выплата. Пособия для социально незащищённых, выплаты студентам, семьям с детьми — у мошенников заготовлен целый перечень таких обещаний, чтобы завлечь и обмануть как можно больше людей. Далее злоумышленники под предлогом оформления якобы полагающейся выплаты запрашивают у человека личные и финансовые сведения. На самом деле эта информация нужна им для хищения денег с карты.

Чаще всего размещаются такие QR-коды там, где они очень заметны, но при этом их размещение трудно контролировать: на стенах домов, в подъездах, на остановках, на парковках, в других общественных местах и объектах наибольшего скопления людей. Это не новый вариант взаимодействия с жителями городов — раньше, например, рекламу с номерами телефонов часто размещали на асфальте. Использование чат-ботов у людей вызывает дополнительное доверие, создавая ощущение работы автоматического сервиса какого-то официального ведомства.

Мессенджеры всё чаще используются в мошеннических схемах. В прошлом году банки зафиксировали, что злоумышленники стали обзванивать россиян с помощью мессенджеров вместо сотовой связи.

Они и раньше пользовались мессенджерами для голосовых звонков. Другое дело, что сейчас такие звонки происходят всё чаще. Мошенники вынужденно переходят на этот способ контакта, потому что применять обычную телефонную связь всё сложнее. Мобильные операторы обязаны противодействовать мошенническим звонкам, действуют антиспам-сервисы, которые в том числе продвигают и банки.

Несмотря на всплеск интереса мошенников к популярным мессенджерам, их основным каналом по-прежнему остаётся телефонный звонок. Но в случае с мессенджерами контроль со стороны операторов связи не действует, так как звонок идёт через интернет-линию. Очень высок уровень анонимности звонящего, поэтому привлечь его к ответственности крайне сложно. К таким звонкам надо быть ещё более внимательными, чем к традиционным телефонным. Не надо раскрывать свои личные и финансовые данные.

Настоящие сотрудники банков, работники правоохранительных или государственных органов не звонят гражданам через мессенджеры, не рассылают фото или сканы документов.

Источник