Монгольские мотивы «Лукоморья»
На то они и художники, чтобы не просто творить, но и наделять свои произведения глубоким смыслом. «Бык, играющий с детьми...» — наверное, так многие из нас назвали бы работу монгольских мастеров Цэрэнбата Дашбалжира и Базарсада Баярсайхана, ставшую главным лауреатом нынешнего «Лукоморья». Авторы же всё видят по-другому.
— Животное символизирует природу, а маленькие ребятишки — человечество в целом, — рассказывают скульпторы. — Своей работой мы хотели сказать, что все люди на земле должны любить природу так же искренне и бескорыстно, как это делают дети.
Или вот скульптура, занявшая второе место в этом году. Её автор также из Монголии — Доржурен. Композицию организаторы выставили рядом с входом в парк, как бы намекая на её особую значимость. Замысел и исполнение просто потрясающие. Ну как же Монголия, да без коней — первое, что приходит на ум, когда смотришь на эту степную идиллию.
А вот трактовка смысла от автора...
— Эту работу я назвал «Аромат любви», — рассказывает мастер. — Первое, что мы ощущаем, когда встречаем другого человека, это его запах. Потом включаются какие-то непостижимые процессы, которые кто-то ёмко назвал химией любви. Она присутствует и в отношениях мужчины и женщины, и в отношениях родителей и детей.
Dorsjuren неплохо говорит по-русски. Во времена Советского Союза, поясняет, в Монголии все школьники изучали язык Большого брата. Скульптурой занимается уже четверть века. На «Лукоморье» приехал во второй раз. В прошлом году занял здесь почётное, но такое обидное четвёртое место. По секрету рассказал, что в нынешней работе, как он придумал ещё дома, изначально присутствовали только две лошади (мать и дитя), однако в процессе работы вдруг пришло озарение — в итоге лошадиная семья стала полной.
Сергей Ключников — личность в Самаре известная. Во многих парках стоят, радуя глаз посетителей, его работы. Это сейчас он штатный сотрудник МУП «Парки Самары», а до этого много лет трудился по своей специальности — инженером в отделе эксплуатации самолётов и двигателей на авиационном заводе.
— По натуре я не тусовщик, — признаётся Сергей. — Да и работа наша не предполагает большого скопления народа. Но было интересно, как говорится, и на других посмотреть, и себя показать. Великолепное мероприятие. Набрался опыта, подсмотрел у коллег какие-то новые технологии, особенно в плане скрепления деталей. Мастерство участников запредельное. К примеру, монгол, который занял второе место, мы с ним рядом работали, в одиночку создал настоящее произведение искусства. Титанический труд! Причём почти неделю он выстраивал композицию — какие-то обрубки стояли, а потом буквально за пару дней всё это превратилось в прекрасных лошадей.
И ещё. Для меня было непривычным работать с таким материалом, как сосна. Причём с такими толстыми стволами. Дома у меня в основном тополь, вяз, карагач. Часто использую для скульптур уже отжившие своё, подлежащие вырубке деревья, старые пни.
142 заявки из 32 стран были присланы в этом году на международный фестиваль-симпозиум (именно так звучит теперь статус мероприятия) «Лукоморье», который по традиции проходит на одноименной базе отдыха, расположенной в Ангарском районе, рядом с селом Савватеевка (60 км от Иркутска). В результате предварительного заочного этапа были отобраны 32 команды, но две из них, из Сирии и Чили, так и не доехали до далёкой Сибири. Осталось ровно три десятка претендентов на главные призы из 15 государств. Тема произведений — «Любовь».
Отметим, что второй год «Лукоморье» проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. А в 2017 году сибирский фестиваль стал лауреатом национальной премии Russian Event Awards в номинации «Лучшее туристическое событие в области культуры». По словам руководителя проекта Ивана Бутенко, их детище уже получило большое признание коллег во всем мире. Это единственное такого рода мероприятие в России, которое внесено в списки сразу двух престижных ассоциаций — International Association of Monumental Sculpture Events и International Sculpture Symposium Aliance.
Генеральный секретарь ISSA Лью Янг в этом году впервые приехал в сибирскую глубинку. Причём роль почётного гостя его не устроила, и он наравне с другими мастерами принял участие в состязании.
— По сравнению с работами многих коллег моя, может, и выглядит простовато, — с улыбкой говорит Лью Янг. — Но иногда простота помогает лучше осознать картину мира. Скульптура называется «Мы — братья!». Она показывает, что все люди на земле должны любить ближнего и помогать друг другу.
Я раньше в ваших краях никогда не был. Порывался в прошлом году, но по некоторым причинам поездка сорвалась. Сейчас тоже долгое время всё было под вопросом — возникли проблемы со здоровьем, и меня хотели положить в больницу, но я уехал сюда. И хоть хожу сейчас хромая, но я безмерно счастлив, что оказался в этом чудесном месте, среди своих друзей-единомышленников. А Байкал, на берегах которого мне удалось побывать, это просто чудо! Рядом с этим исполином, которому много миллионов лет, чувствуешь себя маленькой песчинкой. Как же вам, живущим здесь, повезло!
Начав творить ещё в юности, Лью Янг потом долгое вынужден был зарабатывать на жизнь другим видом деятельности. Но 8 лет назад вернулся к искусству. Теперь окончательно. Работает с любым материалом — и с деревом, и с камнем, и с металлом. Живёт в Пекине, проводит свой фестиваль в родном Харбине. Много ездит по миру — побывал уже на 60 разных симпозиумах. Из Иркутска, кстати, отправился на Украину, затем собирается в Италию.
— Все наши произведения — это подарок будущим поколениям, — заявляет представитель ISSA.