Молодые семьи из Гахан хотят растить детей на родной земле

Сагаалган в деревнях Баяндаевского района встречают с надеждой на строительство школы-сада
Жизнь гаханцев насыщенная. Сейчас они активно готовятся к празднованию Сагаалгана. В планах — конкурсы, игры, песни и танцы.
Жизнь гаханцев насыщенная. Сейчас они активно готовятся к празднованию Сагаалгана. В планах — конкурсы, игры, песни и танцы.

В Гаханской средней школе готовят всегда вкусно и сытно.
В Гаханской средней школе готовят всегда вкусно и сытно.
Возле администрации стоят два главных новогодних персонажа: снеговик и покровительница года — свинья.
Возле администрации стоят два главных новогодних персонажа: снеговик и покровительница года — свинья.
Юрий Михайлов в студенчестве писал портреты своих однокурсников и друзей.
Юрий Михайлов в студенчестве писал портреты своих однокурсников и друзей.

Сагаалган в этом году отметят 5 февраля. Новый год по восточному календарю пройдет под покровительством Желтой Земляной Свиньи. Накануне праздника мы решили написать о населенном пункте, чье название созвучно символу года. Самым удачным нам показалось МО «Гаханы», поскольку в переводе с бурятского на русский «гахай» означает «свинья, кабан». Именно так пишет в своей книге «Топонимика Усть-Ордынского Бурятского округа» иркутский писатель, краевед Станислав Гурулев. Но побывав в Гаханах, мы узнали о том, что его жители название своей местности с этим милым сельским животным не связывают. Они уверены, что оно образовано от имени основательницы, женщины по имени Гахан. Тем не менее мы решили рассказать об этом удивительном крае Баяндаевского района.

Имя матери

Обычно муниципальное образование носит название центральной усадьбы, в которой расположено. Но населенный пункт Гаханы в Баяндаевскм районе не найдешь ни на одной карте. Улус Гаханский когда-то действительно существовал и даже перерос в статус деревни, и тем не менее исчез из всех официальных документов. Зато МО «Гаханы» включает в себя пять населенных пунктов: Маралтуй, Эдыгей, Молой, Каменку и Бадагуй.

Как рассказывают местные жители, история их земли, по легенде, ведется от женщины по имени Гахан. Ее муж Борогшон погиб в сражении на территории Нухэнура от набега кочевников.

Осталась Гахан молодой вдовой с пятью малолетними сыновьями. Поднимать одной детей что сейчас, что сотни лет назад было трудно. Пришлось добывать пищу и охотой, и рыболовством, и скотоводством. Одновременно справлялась она и с женской работой: шила из шкур зверей одежду и обувь, готовила и кормила детей.

Когда подросшие сыновья стали понимать и жалеть мать, они, посовещавшись между собой, решили далеко друг от друга не отдаляться, всегда жить дружно и помогать друг другу. Женившись, они так и поступили. Каждый из них стал строиться примерно в километре друг от друга. Поселения они назвали своими именами, а улус решили назвать именем матери. Именно так они навсегда увековечили ее имя.

Святые места наказывают обидчиков

В далекие времена на лето местные жители вместе со своим многочисленным хозяйством кочевали не берег реки Айр. Там у них были юрты и все необходимое для жизни. Река в то время была полноводной, быстрой и теплой. Осенью скотоводы перебирались на другое стойбище, а когда наступали первые холода, возвращались домой, в зимники. Дома у них были крепкие, добротные, так что выдерживали любые морозы. Вокруг селений каждая местность имела, да и сейчас имеет, свое название. Самая известная среди них Желтая степь — Шара хээр. В ее честь названа книга уроженца гаханской земли знаменитого писателя Булата Бутунаева «Повести Желтой степи».

Мистическая история связана со священной горой Булгадай. В конце 50-х годов, когда образовался совхоз «Ользоновский», его первый руководитель, рабочий из Петербурга, приказал на горе вырубать вековые лиственницы. Местное население долго сопротивлялось, объясняя это страхом перед Богом. Однако начальство лишь ухмылялось их невежеству. Когда выбора не стало, земляки помолились, покаялись, что поступают так против своей воли, и начали вырубку леса. Затем на протяжении лет они наблюдали за тем, как главным губителям пришлось отвечать за злодеяние. По словам людей, у управляющего обнаружили рак губы, и испугавшись за свою жизнь, он обратился к шаману и попросил совершить обряд по вымаливанию прощения у святого места. У руководителя также обнаружили онкологическое заболевание — рак пищевода. И сейчас на священной горе по-прежнему проводятся обряды, совершаются молебны.

История одного богача

Самым главным богачом в этих местах некогда считался Исак Ертогаев. Он жил в Маралтуе. У него было несколько домов, двухэтажные амбары, пахотные земли и, конечно, многочисленное стадо крупного рогатого скота, табуны лошадей. До сих пор существует легенда о том, что когда его скот выходил пастись, то первая голова уже заходила на поле, а последняя еще только выходила со двора. А расстояние между подворьем и пастбищем составляло два километра.

Исак Ертогаев часто ездил в Иркутск, знал всех купцов и даже губернатора. Он был грамотным человеком и дал образование своим детям.

На такого человека в 30-е годы не могли не обратить внимания власти. Богач подвергся раскулачиванию. У него отобрали все, что он имел. Дома и амбары перекатывали под клубы, школы, магазины, зернохранилище. Все имущество, включая пахотные земли, было передано колхозам. В это смутное время шла борьба и с бандитизмом. Активные комсомольцы боролись с остатками белогвардейцев и ярыми противниками советского строя. Шли расправы над бандами Кочкина, Загорского. Также орудовал в местных окрестностях бандит Аркашка, который обирал обозы, шедшие из Иркутска до Качуга. Его убили свои же подельники, которые испугались властей.

Поиски серебряного пояса

Как рассказывает Жанна Даргеева, заведующая Бадагуйской поселенческой библиотекой, была знаменита гаханская земля в 30-е годы своими выдающимися скаковыми конями. На Сур-Харбанах они всегда занимали первые места. В то время мужчины активно работали над селекцией: выращивали рысаков, иноходцев.

— Мой прадед, Мотор Бугдаев, прославился своим иноходцем далеко за пределами округа. В первый раз, когда жеребец был совсем молодой, занял второе место, а все остальные годы был непобежденным, — рассказывает Жанна Ильинична. — Однажды, уже в 80-х годах, когда я была студенткой и ехала домой, ко мне в автобусе подсел дедушка. Как потом оказалось, из Ольхонского района. Он был очень разговорчивый и первым делом спросил, откуда я. Узнав, что из Гахан, он задумался и, кивнув головой, ответил, что знает это место, потому что там жил Мотор Бугдаев со своим иноходцем. Я сейчас очень жалею о том, что тогда подробно не расспросила его о своем прадеде. Молодая была.

Среди ее предков был и тайши, Бугда. О том, что он занимал столь высокий пост, библиотекарь узнала только три года назад от своего дяди. Причем совершенно случайно. Мужчина рассказал ей о том, что в их семье на протяжении многих лет хранился именной серебряный чеканный пояс, который принадлежал их предку. Такие пояса могли носить только тайши. По годам она вычислила, что его владельцем является именно прапрадед Бугда. Правда, найти пояс так и не удалось. По последним данным, его держала у себя бабушка Зоя Моторовна. Есть предположение, что она обменяла его в годы войны на муку. Жанна Ильинична надеется, что когда-нибудь пояс удастся найти и он станет главной семейной реликвией.

Катался на велике и пел бурятские песни

Главными знаменитостями гаханской земли являются Алексей и Булат Бутунаевы, отец и сын. Алексей Буянтуевич сначала прославился как непобедимый борец, а затем и как видный государственный и партийный работник. Его имя среди бурят — легенда. Он работал председателем сельского потребсоюза в Ользонах, командовал усть-ордынским всеобучем, подготавливал воинов Красной армии, в начале 30-х работал председателем колхоза «Красный Загатуй», а также в наркоме земледелия, строил в Бурятии зерновые склады. В 27 лет он был уже крупным хозяйственным руководителем, возглавлял организации накопления, хранения и обработки зерна в Бурят-Монгольской АССР, увеличивал хлебные запасы республики.

В 30-е годы его, как и многих других видных политических деятелей, расстреляли. Поводом к аресту послужило письмо, в котором говорилось о том, что Алексей Бутунаев заражает запасы зерна клещом, что это приведет к массовому голоду. Также указывалось, что он японский шпион, враг советского народа и заслуживает самой страшной кары. Многие друзья советовали ему уехать куда-нибудь подальше — скрыться, чтобы остаться в живых. Но Алексей Буянтуевич был уверен, что невиновного человека наказать не смогут. И это стоило ему жизни.

В 1960 году его реабилитировали посмертно. Все дети великого деятея в свое время уехали жить на Украину. Однако его сын, Булат Бутунаев, приезжал на родину отца. Он собирал материалы о жизни отца, о его заслугах перед людьми. Сын написал книгу «Красный батор Алексей Бутунаев». И это одна из его замечательных книг.

В 1987 году Булат Алексеевич стал членом Союза писателей Украины и СССР. Даже несмотря на то, что он уехал после учебы по распределению в Донбасс совсем юным, поэт никогда не забывал родную речь и говорил на чистом бурятском языке. Землякам он поведал: когда ему казалось, что он забывает родную речь, он садился на велик и, разговаривая, напевая на бурятском, ездил по окрестностям. Свою малую родину он крепко любил и часто писал о ней в своих произведениях.

Как прятать шапку и кольцо

Сегодняшняя жизнь гаханцев по-прежнему насыщенная. Жизнь кипит и в школе, и в Доме культуры. В этом году клубу Гахан исполнится пять лет. Интересно, что построили его методом народной стройки. Раньше детям приходилось заниматься в приспособленных зданиях, а праздники проходили то в школе, то в здании администрации. Теперь эта проблема разрешилась. Хоть Дом культуры и небольшой, но здесь уютно и комфортно.

В этих стенах сейчас проходят репетиции фольклорного ансамбля «Галхан», что переводится как «огонек». В 2014 году он получил звание народного. В ансамбле занимаются дети с 7 до 16 лет. Они исполняют ёхор, изучают обряды, бурятские игры. К самым популярным забавам относятся «Шоно ба тарбаганууд» («Волк и тарбаган»ы), «Бэхэлиг нюулга» («Прятать кольцо»), «Малгай нюулга» («Прятать шапку»). На местных материалах собраны такие обряды, как сватовство, укладывание дитя в колыбельку и праздник, который родители устраивают в месяц для своего грудного сына.

— Он называется «Зоохэ надаан». Когда в семье рождается мальчик, родители через месяц устраивают праздник. Режут барана, варят саламат и приглашают близких родственников. Они мажут друг друга жиром от саламата и сажей от котла, в котором варилось мясо. Это делается на благополучие семьи и чтобы в ней рождались еще детки, — рассказывает Вера Урбаева, руководитель ансамбля.

Школьники выезжали в Хакасию на Международный детский фестиваль интернациональной дружбы, во Владимир на Всероссийский фестиваль национальных культур «Содружество», побывали в Польше, Чехии, Австрии. Изучать культуру своего народа дети, как правило, начинают с 3—4-го класса. Сначала они изучают устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, благопожелания, а затем уже переходят на более взрослый этап.

— Самое сложное для нас — это, конечно, привить знания бурятского языка. Сегодня дома у нас говорят только на русском, поэтому дети имеют слабые представления о родном языке или не имеют его вовсе. Поэтому когда мы, к примеру, ставим обряд, то больше работаем над произношением, чем над самим обрядом. Сейчас наша задача — поднять уровень национального самосознания, чтобы дети любили свою культуру, — подчеркивает Вера Урбаева.

К Сагаалгану Гаханы уже готовы. Подготовлен сценарий, отрепетированы песни, танцы, продуманы игры. В этом году будет проводиться конкурс между деревнями, входящими в муниципалитет. Жители должны будут подготовить свои творческие номера. Конечно, главным действующим персонажем на празднике будет символ года — Земляная Желтая Свинья.

Тяга к спорту и точным наукам

Как отмечает Наталья Булгатова, глава МО «Гаханы», наболевшая проблема — это школа и детский сад. Уже который год люди мечтают о строительстве нового здания, в котором разместятся два образовательных учреждения. Проектно-сметная документация готова, есть и площадка в 3,5 га, и рядом с ней скважина с отличной питьевой водой, которой пользуются не только местные жители, но и отдаленные населенные пункты района. Начать строительство школы-сада планируется в 2020 году, а пока школьникам приходится обучаться в приспособленных зданиях. Дошколят и вовсе родители возят за 10—16 километров в Ользоны и Нагалык. При этом не у всех есть личный транспорт, поэтому семьи договариваются между собой о таких поездках.

— Рождаемость у нас хорошая. Сейчас детей дошкольного возраста 76 человек. И родители вынуждены их возить каждый день в детские сады. В школе обучаются 54 ребенка. Основной блок находится в приспособленном здании, все остальные корпуса были построены. В одном блоке у нас находится начальное звено, в другом столовая, в третьем старшие классы. Конечно, в школе светло, тепло, но этого недостаточно. У детей нет даже спортзала. Занятия проходят в кабинетах, — говорит Наталья Булгатова.

Несмотря на отсутствие спортивной базы, ученики Гаханской школы славятся своими результатами в шашках, шахматах, футболе. Хорошо они сдают и ЕГЭ, ГИА. Например, по русскому языку здесь одни из самых лучших показателей в районе. Многие выпускники выбирают для сдачи такие сложные предметы, как химия, физика, и демонстрируют высокие результаты. В вузы гаханские дети поступают, как правило, на бюджетные места, а это говорит о многом. Есть на территории школы и участок под огород, который круглый год обеспечивает детей овощами.

По словам Дулмы Урбаевой, завуча школы, надежда на новое здание теплится с 2010 года. Однако вопрос пока так и не решен окончательно. Родители беспокоятся, есть ли у деревень будущее. Причем молодых семей здесь довольно много. И все хотят растить своих детей на своей земле. Почти все педагоги — это бывшие выпускники родной школы. В прошлом году на родину вернулся математик. Сейчас еще двое студентов осваивают педагогическое ремесло. Будет школа — наверняка вернутся.

Семья художников

Есть в Гаханах и прекрасная творческая семья Михайловых. Ее глава Юрий Георгиевич работал в совхозе, затем в школе, а сейчас трудится в администрации МО. И он, и его трое сыновей — художники.

Самым известным, пожалуй, среди них является Павел Михайлов. Его творение, изюбр на границе Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов, является визитной карточкой территории. С 2014 года Павел работает скульптором в творческой мастерской Даши Намдакова, с 2016-го является скульптором-стажером Российской академии художеств регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток». Он член Союза художников России. Сейчас мастер работает в Красноярске, однако планирует открыть мастерскую и на родине.

Старший сын Юрия Михайлова, Алексей, окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства, а затем Московский институт культуры и искусств по специальности «режиссер, аниматор». Он успел поработать учителем изобразительного искусства и информатики в родной Гаханской школе, где и сейчас стены увешаны его яркими, живыми картинами. В настоящее время мужчина работает в Москве на студии анимации. Он является участником региональных, российских, международных выставок.

Младший сын, Сергей, живет в Иркутске. Он тоже тяготел к творчеству, но родители решили, что двух художников в их семье достаточно, и уговорили его поступить в медколледж. Теперь Сергей дипломированный стоматолог. И о выборе профессии не жалеет, поскольку она также требует творческого подхода.

— На самом деле я даже не знаю, в кого у нас такие художественные гены, — говорит Юрий Георгиевич. — Я ведь тоже со школы любил рисовать. У меня сохранились портреты однокурсников, друзей, которые я рисовал еще в студенчестве. О том, что наш старший сын будет художником, мы с женой знали, когда он был еще маленький. С трех-четырех лет он рисовал и карандашом, и красками. А вот со вторым сыном вышло неожиданно. Я никогда не видел, чтобы тот рисовал. Сдав выпускные экзамены, он уехал поступать в Улан-Удэ в технологический университет на автомобилестроение, а затем вернулся и сказал, что хочет учиться там же, где и Алексей. Прошел недельные курсы и сдал все экзамены на «отлично». Для меня это было открытие.

Даже супруга Юрия Георгиевича, мама талантливых детей Любовь Михайлова, уйдя на пенсию из школы, где она много лет прививала детям любовь к математике, начала ткать гобелены. А еще с детства умела шить и вязать. Вещи собственного изготовления у нее хранятся до сих пор.

— Я считаю, что в каждом ребенке кроется какой-то талант. Главное — вовремя его увидеть, распознать и развивать. Вот тогда у нас раскроется плеяда замечательных одаренных людей, — отметил Юрий Михайлов.

Гаханы — это общее название пяти населенных пунктов в Баяндаевском районе: Маралтуй, Эдыгей, Молой, Каменка и Бадагуй.
Гаханы — это общее название пяти населенных пунктов в Баяндаевском районе: Маралтуй, Эдыгей, Молой, Каменка и Бадагуй.
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments