«Минька» колет лед Байкала

Самый маленький ледокол в мире курсирует у истока Ангары
Ледокол «Минин» название получил в честь командира одного из красных отрядов.
Ледокол «Минин» название получил в честь командира одного из красных отрядов.

Одни из первых круизных катеров на озере — «Зайсан» и «Байкал».
Одни из первых круизных катеров на озере — «Зайсан» и «Байкал».
Домик-дача Валентина Распутина.
Домик-дача Валентина Распутина.

На берегу Байкала у самого истока Ангары стоит поселок Порт Байкал. В прошлом осталась его заметная роль в народном хозяйстве страны как крупного транспортного узла, в котором пересекались Транссибирская железнодорожная магистраль и водные маршруты по Байкалу. Зато сейчас возрастает значение Порта Байкал как крупного историко-культурного центра. Поселок, по сути, представляет собой большой музей под открытым небом.

Между двух берегов

Важная особенность Порта Байкал в том, что он отрезан от автомобильных магистралей. Это дает возможность уберечься от дикого туризма, которым грешат автомобилисты. Попасть в Порт Байкал можно двумя путями — водным и железнодорожным. И оба эти маршрута ценны с исторической точки зрения.

Первый — более простой. От Листвянки, где можно воспользоваться паромной переправой через исток Ангары до Порта Байкал. Причал находится рядом с Лимнологическим музеем. Правда, никаких табличек или вывесок, которые сообщали бы о том, что отсюда можно переправиться на другой берег, ни на автомобильной трассе, ни на самой пристани нет.

Паром «Байкальские воды» совершает в Порт Байкал от трех до шести рейсов в день в зависимости от времени года. В зимний период осуществлять навигацию ему помогает ледокол «Минин».

Это самое маленькое судно ледокольного класса в мире. В народе его за маленькие размеры любовно прозвали «Минька». Также это один из самых старых действующих кораблей на Байкале. Кстати, свое название он получил не в честь героя войны 1612 года, а в честь командира одного из красных отрядов, которые в 1917 году установили советскую власть в Листвянке.

Задача «Минина» заключается в том, чтобы в период зимней навигации освободить путь для «Байкальских вод» ото льда. Он сбивает кромку на границе ледяного покрова Байкала и полыньи в истоке Ангары, чтобы паром мог свободно подойти к пристаням в Листвянке и Порту Байкал. Так «локтем к локтю» эти два судна и работают.

Когда плывешь на «Байкальских водах» через исток Ангары, даже при незначительном понимании исторического контекста и легком усилии воображения нетрудно представить, что стоишь на палубе не маленького судна, а огромного парома-ледокола «Байкал», который плавал здесь столетие назад. И этот корабль-гигант не пересекает узкое горлышко, через которое Байкал изливается в Ангару, а плывет между двумя берегами Великого Сибирского моря… А помогает «Байкалу» не маленький «Минька», а стройный красавец — ледокол «Ангара»…

Паром окрестил Николай II

В этом году Порт Байкал отмечает череду важных юбилеев. Один из них: открытие «морского» участка Транссиба — паромной переправы через Байкал, которое состоялось ровно 120 лет назад.

Переправу обеспечивал одно-
именный паром-ледокол. В то время это было крупнейшее судно паромного типа в мире. Его водоизмещение составляло 4200 регистровых тонн, а длина — 100 метров. Паром мог одновременно перевозить до 27 товарных вагонов, до 800 тонн груза в трюме и до 300 пассажиров.

Свой первый испытательный рейс паром «Байкал» совершил 4 января 1900 года по старому стилю. Во время рейса испытывались ходовые и ледокольные качества судна. Всего за зиму 1900 года паром совершил 22 пробных плавания. Испытания показали, что судно довольно легко проходит льды толщиной до метра. Правда, при этом его корпус сильно сотрясается, что может вызвать сход с рельсов вагонов на грузовой палубе. Поэтому от использования парома в качестве ледокола пришлось отказаться.

Изначально предполагалось, что паром будет ходить до станции Мысовой. Расстояние от Порта Байкал до этого поселка через озеро составляло 72 км, которые паром преодолевал за 4,5 часа. Но вскоре выяснилось, что этот порт непригоден для навигации в зимнее время, поскольку из-за мелководья и сильных ветров с западной стороны Байкал в районе Мысовой до самого дна забивается льдом. Поэтому решили для нужд паромной переправы оборудовать новый порт в поселке Танхой. Он находится как раз напротив Порта Байкал, и расстояние до него в полтора раза меньше, чем до Мысовой.

24 апреля 1900 года паром официально начал работать в режиме железнодорожной переправы. В этот день он вышел в рейс, взяв на борт из Порта Байкал два паровоза, полторы сотни лошадей и 500 пассажиров. А через два месяца паром-ледокол получил свое имя — «Байкал». Причем этим наименованием он обязан воле исключительно императора Николая II, который отклонил предложение окрестить паром в свою честь и назвал в честь моря-озера, на котором судну предстояло служить.

Младший брат

Летом этого года будет отмечать свой 120-й день рождения второе судно, которое обеспечивало байкальскую железнодорожную переправу, — ледокол «Ангара». Сборка этого судна на судоверфи в Лиственничном закончилась в июле 1900 года, 25-го числа состоялся его торжественный спуск на воду, а с 1 августа «Ангара» уже в полной мере включилась в работу по перевозке грузов и людей на Байкале.

С начала своей работы на Сибирском море и до окончания работы железнодорожной переправы в 1905 году паром и ледокол совершали по два рейса через Байкал ежедневно. Исключение составляли четыре месяца, с середины января по середину апреля, когда движение ж/д составов по озеру осуществлялось по рельсам, уложенным на лед.

Первостепенная надобность в работе байкальских «морских» железнодорожных перевозчиков отпала, когда в эксплуатацию была сдана КБЖД. Тем не менее паромная переправа сыграла свою роль в освоении восточных территорий страны в начале XX века.

Особенно ее значение возросло во время войны с Японией в 1904—1905-х годах, когда в наиболее критические моменты благодаря труду «Байкала» и «Ангары» были обеспечены бесперебойное снабжение армии и переброска резервов через Байкал на восток страны.

Сейчас в Порту Байкал об этих страницах истории рассказывает экспозиция музея, размещенного в новом здании ж/д вокзала. Также памятником паромной железнодорожной переправе на Байкале является маяк, установленный в Порту Байкал на возвышении над портовыми сооружениями.

Это один из трех маяков, которые обслуживали переправу. Еще один был установлен вблизи станции Мысовой, а третий — в Танхое. До наших дней сохранились только первые два. Причем именно портбайкальский имеет статус памятника инженерного искусства и архитектуры федерального значения.

Ледокол «Ангара» является кораблем-музеем. В его каютах размещена экспозиция, которая также посвящена истории развития судоходства на Байкале. Уникальность этого памятника заключается в том, что «Ангара» — старейшее судно ледокольного класса из сохранившихся в мире.

«Байкал» же до наших дней не дожил. Во время Гражданской войны он был сожжен и затоплен на рейде Мысовой. После окончания боевых действий в районе Байкала в 1920 году паром подняли со дна, откачали воду и доставили в Порт Байкал. Здесь он простоял до 1926 года, когда был порезан на металл.

Сейчас памятниками самому большому кораблю на Байкале служат два паровых котла, которые во время демонтажа были сняты с парома и установлены в котельной Иркутской РЭБ флота. Там они находятся и сегодня.

Также, по сведениям дайверов, отдельные части корпуса и силовой установки парома «Байкал» до сих пор находятся на дне озера в истоке Ангары.

...И тут подъезжает паровоз

Сейчас главные достопримечательности Порта Байкал — это объекты, связанные с Кругобайкальской железной дорогой и с современной портовой деятельностью.

В этом году КБЖД тоже отмечает свои юбилеи. 120 лет назад, в 1900 году, было завершено строительство участка Иркутск — Байкал и железная дорога впервые вышла к берегу Сибирского моря. А спустя еще пять лет в постоянную эксплуатацию была сдана полностью вся Кругобайкальская железная дорога.

В 1956 году в связи со строительством Иркутской ГЭС и наполнением водохранилища участок ж/д магистрали от Иркутска до Порта Байкал оказался под водой, и КБЖД потеряла свое стратегическое значение.

Тем не менее четверть века назад, 20 февраля 1995 года, указом президента РФ Бориса Ельцина участок КБЖД от станции Байкал до Слюдянки был включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. С этого момента началось развитие Порта Байкал как значимого туристического объекта.

Комплекс КБЖД включает в себя четыре отреставрированных здания вокзала, 30 тоннелей, 16 галерей, 248 виадуков и мостов. Сейчас центральную часть Порта Байкал украшают деревянный ж/д вокзал и перроны, оформленные в ретростиле.

Особенно впечатляет, когда на оформленный в старинном стиле перрон прибывает состав с настоящим паровозом. Два таких локомотива марки Л-4647 сейчас работают на КБЖД, перевозя составы с туристами. Рядом с вокзалом в тупике на берегу Байкала стоит в качестве паровоза-памятника еще один Л-4647.

Вообще, этот локомотив — одна из самых известных и самых массовых железнодорожных машин, созданных в нашей стране. Он был спроектирован во время Великой Отечественной войны и активно эксплуатировался на железнодорожных магистралях страны в середине XX века. В честь его создателя инженера-конструктора Льва Лебедянского эти паровозы ласково назывались «Лебеди», или «Лебедянки». Также именно этот паровоз носил официальное название «Победа».

Фронтон локомотива Л-4647 украшает красная звезда. Поэтому в Порту Байкал на его фоне любят фотографироваться туристы из Китая.

Небольшую ретроспективу развития Байкальского судоходства можно увидеть непосредственно на пристани Порта Байкал. После нескольких десятилетий упадка, когда гавань безапелляционно называли кладбищем кораблей, сейчас на рейде Порта Байкал вновь появились «живые» корабли.

Правда, раньше это были преимущественно рабочие буксиры и баржи, которые перевозили грузы на БАМ и в другие уголки Байкала. Также в порту работали два портальных крана: «Ганц-8» и «Ганц-10». Сейчас же у пристани в основном красуются круизные катера.

Найти золото Колчака

Как и во многих других районах Приангарья, через которые во время Гражданской войны проходил путь знаменитого золотого эшелона, в Порту Байкал родилась своя легенда, связанная с этим золотом.

Известно, что Колчак, в чьем распоряжении оказался золотой запас России, частично использовал его для оплаты военных заказов в странах-союзниках. Для этого золото отправляли по железной дороге во Владивосток, где продавали иностранным банкам. На вырученные средства осуществлялись закупки.

Согласно архивным документам, в течение 1919 года состоялось семь отправок золота на восток. Однако не весь драгоценный груз благополучно добрался до пункта назначения.

Одну партию золота в Чите перехватил Семенов. Всего ему досталось 182 ящика со слитками и 550 — с золотой монетой. Общий вес захваченного белым атаманом драгоценного металла составил 33,7 тонны золота.

Другая крупная потеря, по легенде, произошла в районе 81-го километра КБЖД. В соответствии с преданием, во время прохождения состава здесь произошел обвал камней, и одна крупная глыба, попав в поезд, скинула несколько вагонов с железнодорожного полотна в воду.

Некоторые историки утверждают, что это была диверсия и золото захвачено теми, кто ее устроил. Другие говорят, что была инсценировка, чтобы скрыть кражу, которая произошла раньше. Третьи настаивают, что золото опустилось на дно Байкала и до сих пор покоится там. В этом месте берег Байкала отвесно обрывается вниз на глубину до 1400 метров, и поднять золото с такой глубины проблематично.

В 2009 году глубоководные аппараты «Мир» исследовали дно Байкала в районе катастрофы. В результате, по словам пилота корабля «Мир-2» Евгения Черняева, были найдены остатки железнодорожного вагона, что подтверждает сам факт аварии, но золото обнаружить не удалось.

Как бы то ни было, красивая легенда является одной из достопримечательностей окрестностей Порта Байкал.

Живут и помнят

Еще одной привлекательной чертой поселка является тот факт, что в течение долгого времени участки для дачного строительства здесь получали иркутские писатели и художники. Таким образом, поселок превратился в байкальское «Переделкино» со своей уникальной атмосферой. Здесь жили и творили многие известные деятели искусств Приангарья. Сейчас, гуляя по поселку, то здесь, то там можно встретить картины на стенах домов или приусадебных постройках.

Одним из художников, кто воспел красоту Порта Байкал, была Галина Новикова. Она поселилась здесь в 1970-х годах и запечатлела жизнь поселка в удивительных пейзажных работах. Кроме того, она создала серию портретов жителей поселка, подкупающих своей искренностью и простотой.

Еще одним знаменитым жителем Порта Байкал был Валентин Распутин. Любой местный с готовностью покажет его небольшой дачный домик, который стоит отдельно от других, под высокой горой в окружении могучих стройных лиственниц. В нескольких метрах от забора распутинской усадьбы проходит железная дорога. Портбайкальцы гордятся тем, что именно в этом домике было написано одно из самых значимых произведений писателя — повесть «Живи и помни».

Кроме того, в поселке на берегу Байкала бывал Владимир Высоцкий. Часто гостил Виктор Астафьев. Здесь последние часы жизни провел иркутский классик Александр Вампилов. Он погиб 12 августа 1972 года, когда на лодке-казанке переправлялся из Порта Байкал через Ангару на правый берег. Его лодка перевернулась, налетев на топляк. Сейчас в Листвянке напротив того места, где произошла трагедия, установлен памятник Вампилову.

Нельзя не отметить еще один художественный объект, расположенный в Порту Байкал. Правда, создан он случайно. Когда с помощью взрывов срезали часть каменной горы на мысе Баранчук, на одной из образовавшихся стенок на скальной породе обнажился необычный рисунок. Каждый, конечно, видит абстрактное изображение по-своему, но нам кажется, что на природном барельефе изображен юноша с флейтой.

Сколько стоит мини-путешествие

Любителям разнообразия в путешествиях можно предложить следующий интересный маршрут в формате прогулки выходного дня. До Слюдянки из Иркутска нужно добраться утренней электричкой. Время в пути составит три часа с четвертью. Его можно потратить, любуясь видами тайги и Байкала с высоты прибайкальских хребтов, по которым поезда спускаются к Байкалу. Плюс к этому — романтика пригородных электричек, игры и задушевные разговоры. Из Иркутска электропоезд отправляется в 9.17 и прибывает в Слюдянку в 12.32.

Дальше садимся на пригородный поезд — матаню, который курсирует по КБЖД от станции Слюдянка-2 до Порта Байкал.

Расстояние между станциями 85 км, но дизельный локомотив, который везет состав, тратит на дорогу почти пять часов. Средняя скорость движения — около 17 км/час. Зато весь путь вас сопровождают байкальские пейзажи и виды сооружений историко-архитектурного памятника, коей является КБЖД.

Из Слюдянки поезд отправляется в 13.49. Час с небольшим между иркутской электричкой и отходом матани можно потратить на прогулку по Слюдянке. Этого времени хватит, чтобы обойти исторический центр и прогуляться вдоль набережной Байкала. При желании можно заменить эту прогулку на экспресс-поход к живописному мысу Шаманка.

В Порт Байкал матаня прибывает в 18.43. Отсюда паром «Байкальские воды» в летнее расписание совершает последний рейс только в 20.15. Поэтому полтора часа остается на обозрение достопримечательностей поселка. Этого времени должно хватить, чтобы подняться на гору, посетить храм Преображения Господня, пройти до старого маяка и далее до камня желания. Здесь можно подумать о своих сокровенных мечтах и полюбоваться потрясающими видами на озеро Байкал и исток Ангары. Спустившись вниз, можно прогуляться по старой части поселка, в которой еще остались дома — ровесники КБЖД.

Паром «Байкальские воды» пересекает Ангару за 15 минут. Примерно в половину девятого вы окажетесь в Листвянке, в районе Лимнологического музея. Отсюда на автобусе или маршрутке можно добраться до Иркутска.

Время в пути составит около часа.

Таким образом, всего за 12 часов можно совершить путешествие по четырем исторически значимым населенным пунктам и прокатиться на четырех видах общественного транспорта. Стоимость поездки составит 584 рубля на взрослого человека: электричка — 206 руб., матаня — 157 руб., паром — 71 руб., автобус или маршрутка — 150 руб.

Правда, в таком формате путешествие возможно только летом. В прочие времена года паром «Байкальские воды» в свой последний рейс в Листвянку отходит в 17.15. В этом случае придется остановиться на ночь в Порту Байкал или искать частных перевозчиков, чтобы переправиться в Листвянку. Также в зимний период можно перейти через Байкал по льду.

Найти золото Колчака

Как и во многих других районах Приангарья, через которые во время Гражданской войны проходил путь знаменитого золотого эшелона, в Порту Байкал родилась своя легенда, связанная с этим золотом.

Известно, что Колчак, в чьем распоряжении оказался золотой запас России, частично использовал его для оплаты военных заказов в странах-союзниках. Для этого золото отправляли по железной дороге во Владивосток, где продавали иностранным банкам. На вырученные средства осуществлялись закупки.

Согласно архивным документам, в течение 1919 года состоялось семь отправок золота на восток. Однако не весь драгоценный груз благополучно добрался до пункта назначения.

Одну партию золота в Чите перехватил Семенов. Всего ему досталось 182 ящика со слитками и 550 — с золотой монетой. Общий вес захваченного белым атаманом драгоценного металла составил 33,7 тонны золота.

Другая крупная потеря, по легенде, произошла в районе 81-го километра КБЖД. В соответствии с преданием, во время прохождения состава здесь произошел обвал камней, и одна крупная глыба, попав в поезд, скинула несколько вагонов с железнодорожного полотна в воду.

Некоторые историки утверждают, что это была диверсия и золото захвачено теми, кто ее устроил. Другие говорят, что была инсценировка, чтобы скрыть кражу, которая произошла раньше. Третьи настаивают, что золото опустилось на дно Байкала и до сих пор покоится там. В этом месте берег Байкала отвесно обрывается вниз на глубину до 1400 метров, и поднять золото с такой глубины проблематично.

В 2009 году глубоководные аппараты «Мир» исследовали дно Байкала в районе катастрофы. В результате, по словам пилота корабля «Мир-2» Евгения Черняева, были найдены остатки железнодорожного вагона, что подтверждает сам факт аварии, но золото обнаружить не удалось.

Как бы то ни было, красивая легенда является одной из достопримечательностей окрестностей Порта Байкал.

Живут и помнят

Еще одной привлекательной чертой поселка является тот факт, что в течение долгого времени участки для дачного строительства здесь получали иркутские писатели и художники. Таким образом, поселок превратился в байкальское «Переделкино» со своей уникальной атмосферой. Здесь жили и творили многие известные деятели искусств Приангарья. Сейчас, гуляя по поселку, то здесь, то там можно встретить картины на стенах домов или приусадебных постройках.

Одним из художников, кто воспел красоту Порта Байкал, была Галина Новикова. Она поселилась здесь в 1970-х годах и запечатлела жизнь поселка в удивительных пейзажных работах. Кроме того, она создала серию портретов жителей поселка, подкупающих своей искренностью и простотой.

Еще одним знаменитым жителем Порта Байкал был Валентин Распутин. Любой местный с готовностью покажет его небольшой дачный домик, который стоит отдельно от других, под высокой горой в окружении могучих стройных лиственниц. В нескольких метрах от забора распутинской усадьбы проходит железная дорога. Портбайкальцы гордятся тем, что именно в этом домике было написано одно из самых значимых произведений писателя — повесть «Живи и помни».

Кроме того, в поселке на берегу Байкала бывал Владимир Высоцкий. Часто гостил Виктор Астафьев. Здесь последние часы жизни провел иркутский классик Александр Вампилов. Он погиб 12 августа 1972 года, когда на лодке-казанке переправлялся из Порта Байкал через Ангару на правый берег. Его лодка перевернулась, налетев на топляк. Сейчас в Листвянке напротив того места, где произошла трагедия, установлен памятник Вампилову.

Нельзя не отметить еще один художественный объект, расположенный в Порту Байкал. Правда, создан он случайно. Когда с помощью взрывов срезали часть каменной горы на мысе Баранчук, на одной из образовавшихся стенок на скальной породе обнажился необычный рисунок. Каждый, конечно, видит абстрактное изображение по-своему, но нам кажется, что на природном барельефе изображен юноша с флейтой.

Сколько стоит мини-путешествие

Любителям разнообразия в путешествиях можно предложить следующий интересный маршрут в формате прогулки выходного дня. До Слюдянки из Иркутска нужно добраться утренней электричкой. Время в пути составит три часа с четвертью. Его можно потратить, любуясь видами тайги и Байкала с высоты прибайкальских хребтов, по которым поезда спускаются к Байкалу. Плюс к этому — романтика пригородных электричек, игры и задушевные разговоры. Из Иркутска электропоезд отправляется в 9.17 и прибывает в Слюдянку в 12.32.

Дальше садимся на пригородный поезд — матаню, который курсирует по КБЖД от станции Слюдянка-2 до Порта Байкал.

Расстояние между станциями 85 км, но дизельный локомотив, который везет состав, тратит на дорогу почти пять часов. Средняя скорость движения — около 17 км/час. Зато весь путь вас сопровождают байкальские пейзажи и виды сооружений историко-архитектурного памятника, коей является КБЖД.

Из Слюдянки поезд отправляется в 13.49. Час с небольшим между иркутской электричкой и отходом матани можно потратить на прогулку по Слюдянке. Этого времени хватит, чтобы обойти исторический центр и прогуляться вдоль набережной Байкала. При желании можно заменить эту прогулку на экспресс-поход к живописному мысу Шаманка.

В Порт Байкал матаня прибывает в 18.43. Отсюда паром «Байкальские воды» в летнее расписание совершает последний рейс только в 20.15. Поэтому полтора часа остается на обозрение достопримечательностей поселка. Этого времени должно хватить, чтобы подняться на гору, посетить храм Преображения Господня, пройти до старого маяка и далее до камня желания. Здесь можно подумать о своих сокровенных мечтах и полюбоваться потрясающими видами на озеро Байкал и исток Ангары. Спустившись вниз, можно прогуляться по старой части поселка, в которой еще остались дома — ровесники КБЖД.

Паром «Байкальские воды» пересекает Ангару за 15 минут. Примерно в половину девятого вы окажетесь в Листвянке, в районе Лимнологического музея. Отсюда на автобусе или маршрутке можно добраться до Иркутска.

Время в пути составит около часа.

Таким образом, всего за 12 часов можно совершить путешествие по четырем исторически значимым населенным пунктам и прокатиться на четырех видах общественного транспорта. Стоимость поездки составит 584 рубля на взрослого человека: электричка — 206 руб., матаня — 157 руб., паром — 71 руб., автобус или маршрутка — 150 руб.

Правда, в таком формате путешествие возможно только летом. В прочие времена года паром «Байкальские воды» в свой последний рейс в Листвянку отходит в 17.15. В этом случае придется остановиться на ночь в Порту Байкал или искать частных перевозчиков, чтобы переправиться в Листвянку. Также в зимний период можно перейти через Байкал по льду.

В этом году КБЖД отметит 120-летний юбилей.
В этом году КБЖД отметит 120-летний юбилей.