Механик с большой буквы

В иркутском музее открыли экспозицию, посвящённую ветерану Великой Отечественной войны Александру Станиславскому
Александр Иванович Станиславский
Александр Иванович Станиславский

Во время войны снимать на прифронтовом аэродроме категорически запрещалось — можно было и под трибунал загреметь. Поэтому большая часть «военных фотографий» в архиве ветерана снята после 9 мая 1945 года
Во время войны снимать на прифронтовом аэродроме категорически запрещалось — можно было и под трибунал загреметь. Поэтому большая часть «военных фотографий» в архиве ветерана снята после 9 мая 1945 года
Осень 1943 года. Курсант Селищенской военной школы авиамехаников Станиславский
Осень 1943 года. Курсант Селищенской военной школы авиамехаников Станиславский
Фото на память с учениками средней школы № 14  г. Иркутска
Фото на память с учениками средней школы № 14 г. Иркутска

Он родился на Украине, детство провёл в Казахстане, вместе со своим авиаполком прошёл по Европе, а последние четверть века живёт в Сибири... Среди первых посетителей выставки, открытой в усадьбе имени В.П. Сукачева, оказались ученики иркутской средней школы №14, одноклассники правнука Александра Ивановича Станиславского. Встреча двух поколений состоялась через день после знаменательной даты: 14 апреля ветерану исполнилось 96 лет.

— Живите на здоровье! Чтобы жизнь для вас была во благо! Чтобы вам никогда не пришлось пережить тех страшных лет, которые выпали нашему поколению. Ну и желаю вам всем прожить больше меня, — сказал в приветственном слове школьникам ветеран. А потом зачитал присутствующим поразившую его, как он сам признался, информацию,  которую родственники ему «в компьютере нашли». —  Вы только вдумайтесь! Если каждого из 27 миллионов человек, погибших в Великой Отечественной войне, почтить минутой молчания, мир замолчит более чем на 50 лет. А если все погибшие прошли бы парадным строем через Красную площадь, то это шествие продолжалось бы девятнадцать суток. Вот такие цифры! Они лишний раз заставляют задуматься, какое это страшное явление — война.

Александр Станиславский родился на Украине, в селе Нововасилевка Николаевской области. Когда мальчику было два года, родители в поисках лучшей доли уехали в Казахстан, на берег Аральского моря. Отец работал в строительстве, и в дальнейшем семье пришлось поколесить по Средней Азии. Когда началась война, Саша находился в узбекском городе Коканде, учился в 9-м классе. Помнит, как ближе к осени туда начали прибывать эшелоны с ранеными солдатами. Школьники в госпиталях помогали чем могли. Через год юноша получил аттестат и вместе с мамой переехал в Казахстан, в Талды-Курган, где трудился его отец. Некоторое время работал учетчиком, а в сентябре 1943 года его призвали в армию.  

— Ещё учась в школе, я очень любил изучать разную технику, — вспоминает Александр Станиславский. — Посещал даже детскую техническую станцию, ходил в самые разные секции: и автомобильную, и по фотоделу, радио изучал, ну и, конечно, самолёты. Так что ничего удивительного нет в том, что сразу по призыву я попал в Селищенскую военную школу авиамехаников, которая из-под Ленинграда была эвакуирована в Петропавловск. После окончания сразу был направлен на фронт.   

Службу новоиспечённый техник-механик в звании сержанта начал на полевом аэродроме, под Полтавой, в небольшом украинском городке Лебедин. Здесь обслуживали советские и американские самолёты.

— Нет, за штурвалом боевого самолёта мне не довелось сидеть, хотя, конечно, очень хотелось, — рассказывает Александр Иванович. — Самостоятельно летал только несколько раз, ещё учась в авиашколе, — на У-2, «кукурузнике». Стрелять в сторону врага тоже не пришлось. Наша работа была готовить штурмовики, а позже и истребители к полётам. Затем ждать возвращения лётчиков, ремонтировать повреждённые борта. Чем-то, наверное, это было похоже на то, что было показано в фильме «В бой идут одни «старики»», но у нас подразделение было побольше, а потому как-то не было прикрепления механиков к «своим» самолётам или лётчикам. Чинили всё, что требовалось, вместе.

Однажды, вспоминает Александр Станиславский, готовил к вылету самолёт самого Василия Сталина, который по каким-то неведомым причинам оказался на обслуживаемом их бригадой аэродроме. Несмотря на то, что механики непосредственно не участвовали в боевых действиях, участь погибнуть на войне была и у них...

— Однажды, когда авиаполк находился в Западной Украине, наши специалисты готовили самолёты для передачи в армию Польской Республики, — рассказывает ветеран. — И вот рано утром на аэродром налетели немецкие штурмовики. В тот день было сожжено более двух десятков новеньких самолётов, очень много было разворочено. Но не это главное... Технику можно отремонтировать, построить заново. А вот погибших людей уже не воскресишь. Одна из бомб тогда попала прямиком в помещение, которое было замаскировано и наполовину вкопано в землю. Семерых наших товарищей мы тогда похоронили... Мне, как видите, повезло. Остался живой.  

За период войны, по самым скромным подсчётам, при участии Александра Ивановича было отремонтировано более 70 повреждённых самолётов, собрано более 40 новых машин различных типов, поступавших на фронт с советских авиазаводов. Як-7, Як-9, Ил-2, Ла-5, Ла-7, Ли-2, Пе-5... Готовили к вылету и американские бомбардировщики. Благодаря слаженной работе Станиславского и его товарищей летчики авиаполка совершили более трёхсот боевых вылетов. День Победы наш герой с сослуживцами встретил на аэродроме в польском городе Перемышль.

— Было обычное дежурство, — вспоминает он. — Лётчики готовились к боевому вылету. Но вдруг воздух осветили сигнальные ракеты, где-то вдалеке послышалась беспорядочная стрельба. По рации связались с командованием, и там сообщили, что война окончена, Германия капитулировала. Победа! 

Армейская служба меж тем не закончилась: более пяти лет Александр Станиславский потом ещё работал в военной части старшим авиамехаником. Осваивал новую технику, готовил смену. После демобилизации продолжал работать по технической специальности.

— Получается, что работал механиком в трёх совершенно разных областях, — говорит Александр Иванович. — Начал вот с самолётов. Затем руководил ремонтной бригадой на свинцово-цинковом комбинате в Казахстане. Ну а потом ещё и главным механиком работал в большом строительном тресте в городе Талды-Курган.

В 1949 году он женился. Прожили с супругой Лидией Александровной душа в душу более 60 лет. Воспитали сына и дочь. В 1996 году приехали в Сибирь, в Усть-Илимск, поближе к уехавшим туда родственникам. С 2013-го, после кончины супруги, Александр Иванович живёт в Иркутске вместе с дочерью Татьяной. У ветерана четыре внука и семь правнуков.

Фотографией Александр Станиславский увлёкся ещё в раннем детстве. Первым аппаратом был легендарный «Фотокор».  В послевоенные годы снимал на знаменитую «Лейку» (Leica), позже приобрёл «Зоркий».
Фотографией Александр Станиславский увлёкся ещё в раннем детстве. Первым аппаратом был легендарный «Фотокор». В послевоенные годы снимал на знаменитую «Лейку» (Leica), позже приобрёл «Зоркий».