Медсправку отменили, права подорожали

Все нововведения касаются получения и замены водительского удостоверения
Текст: «За рулём» , Фото: из открытых источников , СМ Номер один , № 3 от 26 января 2023 года , #Общество

Правам продлили жизнь

Если срок действия вашего водительского удостоверения заканчивается в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, менять их не надо. Действие документа автоматически продлевается ещё на три года.

Например, если права актуальны до 30.11.2023 года, новые надо будет получить до 30.11.2026 года.

Сам «пластик» тоже менять не придётся — нужные изменения появятся в электронном виде в базе ГИБДД, и вопросов у инспекторов к обладателям «старых» прав возникнуть не должно. (Если всё-таки возникнут, ссылайтесь на Постановление Правительства РФ №626 от 9 апреля 2022 года).

«Отсрочка» не распространяется на водителей, которые планируют выезжать за границу, они по-прежнему не имеют права управлять автомобилем с просроченным водительским удостоверением.

Госпошлина за выдачу прав выросла

С 1 января 2023 года Минфин отменил скидку 30% при оформлении водительского удостоверения через портал Госуслуг.

За получение своего первого водительского удостоверения либо за замену документа придётся заплатить 2000 рублей (ранее со скидкой — 1400 рублей).

Медсправку на экзамен в ГИБДД можно не приносить

Проходить медкомиссию и получать справку об отсутствии противопоказаний к управлению автомобилем по-прежнему необходимо.

Просто теперь можно не бояться потерять документ. С 1 марта 2023 года нужную информацию ГИБДД будет запрашивать в электронном виде напрямую через Минздрав.

Но в первое время, пока система будет проходить «обкатку», лучше по старинке приходить в ГИБДД со справкой на руках.

Новые основания для аннулирования прав

С 1 марта 2023 года водительское удостоверение будет аннулировано, если:

  • его выдали на основе документов, которые были признаны поддельными;
  • будет доказано, что права выдали с нарушением правил;
  • у водителя выявят медицинские противопоказания для управления ТС;
  • водитель не придёт на внеочередное обязательное медосвидетельствование (при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения).

На практике это будет выглядеть примерно так: если врач впервые выявит у пациента заболевание, с которым запрещено управлять ТС (например, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ) или заболевание, при котором можно управлять авто с ограничениями (например, серьёзно снизилось зрение), информация об этом будет передана в единую информационную систему здравоохранения.

Действующая медсправка будет аннулирована, а водителя обяжут пройти внеочередное медосвидетельствование. После чего он сможет оформить новые права с учетом произошедших изменений в состоянии здоровья.

Вернуть права после лишения станет сложнее

Если водитель отказался проходить медосвидетельствование или сел за руль нетрезвым, ему будет запрещено сдавать экзамен в ГИБДД в течение года после решения суда о лишении прав.

Права будут оформлять по-новому

Если 1 марта 2023 года вступят в силу поправки к приказу МВД №365 «О введении в действие водительского удостоверения», права будут оформлять без штрих-кода на обратной стороне.

По задумке штрих-код должен был облегчить работу сотрудников ГИБДД: в нём содержались сведения о том, где, кому и когда были выданы права. Но на практике выяснилось, что штрих-кодом мало кто пользуется.

Стать водителем автобуса будет сложнее

Сейчас получить категорию D может любой человек, сдавший экзамен. С 1 сентября 2023 года категорию D будут открывать только водителям, уже имеющим не менее года стажа в категории B или С. 

Зато с прицепами станет проще

Сейчас каждую категорию с приставкой «Е» приходится получать отдельно: проходить обучение, сдавать экзамен.

В 2023 году водителям, у которых уже открыты категории CE (грузовик с прицепом) и B (и при этом стаж управления легковым авто превышает один год), планируют автоматически открывать категорию BE (легковой автомобиль с прицепом).

Процедура экзамена тоже изменится

В частности, будет объединена его практическая часть. Все испытания станут проходить на реальной дороге (вместо площадки и города, которые пока сдаются отдельно).

Ученик будет следовать по неизвестному ему маршруту, выбранному сотрудником ГИБДД. Появятся новые элементы и манёвры.

Кроме того, в автомобиле с согласия экзаменуемого смогут присутствовать третьи лица (например, ещё один ученик и т.п.) — считается, что это позволит сделать экзамен более прозрачным.

Источник: https://www.zr.ru/