Люди хотят летать

1 июня в иркутском аэропорту вдруг вырос пассажиропоток
Текст: Василий Потемкин , Фото: АО «Международный аэропорт Иркутск» , СМ Номер один , № 19 от 4 июня 2020 года , #Экономика
Такого в иркутском аэропорту не фиксировали уже достаточно давно — впервые за последние два месяца пассажиров стало больше. Превратится ли этот разовый факт в стабильную положительную динамику?
Такого в иркутском аэропорту не фиксировали уже достаточно давно — впервые за последние два месяца пассажиров стало больше. Превратится ли этот разовый факт в стабильную положительную динамику?

В первый день лета в иркутском аэропорту произошло то, чего не было уже достаточно давно — впервые за два месяца пассажиров стало больше. Через воздушную гавань Восточной Сибири за сутки прошли почти 2,5 тысячи человек — прилетевших в Иркутск, улетевших из города и транзитников. Напомним, что в апреле и мае из-­за пандемии в аэропорту наблюдалось стремительное падение показателей: только за апрель пассажиропоток снизился более чем на 80%. Так что же, ситуация меняется в положительную сторону?

Конечно, всем уже давно хочется хороших новостей, а массовое нытье про пандемию порядком набило оскомину. Поэтому­то многие местные СМИ и обратили внимание на тот релиз пресс­службы аэропорта: да, положительная динамика, да, восстановление пассажиро­ и грузопотоков — благоприятный показатель. А наш еженедельник обратился в иркутский аэропорт за более подробным комментарием случившегося.

Поскольку читателям «СМ Номер один» также нужны хорошие новости, мы искали их в общении с сотрудниками аэропорта, пытаясь даже где­то опередить события: «С чем вы связываете увеличившийся впервые за два месяца пассажиропоток? Можно ли прогнозировать такую положительную динамику и далее?»

— 1 июня мы обслужили 63 рейса: 33 из них на прибытие, 30 на вылет. Эти показатели практически сопоставимы с данными такого же периода прошлого года: в 2019­м 1 июня за сутки был обслужен 71 рейс. Правда, год назад в первый день лета через иркутский аэропорт прошло порядка четырех тысяч пассажиров. Рост пассажиропотока, отмеченный нами в прошедший понедельник, я пока назвал бы стечением обстоятельств, случайностью, а не какой­то уже сформировавшейся тенденцией, — сказал начальник отдела по связям с общественностью АО «Международный аэропорт Иркутск» Клим Куликов. — Пока в регионе и в стране действует режим карантина и самоизоляции, о какой­то устойчивой положительной динамике говорить не приходится.

Несколько иная ситуация с грузоперевозками: через Иркутск, как транзитную точку, в период пандемии стали летать самолеты даже тех авиакомпаний, которые ранее следовали мимо и в другие части света. Как уже сообщал наш еженедельник, в апреле через иркутский аэропорт прошли маршруты десятков чартерных рейсов со специальными грузами. Эти самолеты направлялись в Китай из городов западной части России, а также из соседних стран, где эпидемиологическая ситуация была наиболее нестабильна. Перевозили они предметы медицинского назначения и гуманитарные грузы. В нашем городе эти летающие грузовики совершали посадку на дозаправку.

Всего за месяц — с 27 марта по 26 апреля — в аэропорту Иркутска встретили и проводили в полет более 40 таких грузовых спецрейсов. Это воздушные суда российских и иностранных авиакомпаний — Ил-76, Ан-12, Аirbus А321, Boing 737.

— Наш аэропорт имеет разрешение на прием и обслуживание всех типов воздушных судов. Такие самолеты с грузом, которые мы сейчас принимаем, в аэропорт Иркутска летали и раньше. А вот некоторые авиакомпании у нас в аэропорту впервые. Так, например, впервые встретили и обслужили борта венгерской компании Wizz Air, немецкой Cargo Logic Germany и литовской Avion Express. Самым тяжелым грузовым самолетом из тех, которые обслужили, можно назвать Ил-76 государственной авиакомпании «223-й летный отряд» Министерства обороны Российской Федерации. Его вес составил 190 тонн, — рассказал нам и. о. начальника производственно-диспетчерской службы аэропорта Владимир Буримов.

В мае число грузовиков, проследовавших через Иркутск, достигло 55. Самое интересное, что наибольшее количество рейсов — 31 — совершили самолеты венгерской компании Wizz Air, до пандемии никогда не летавшие через Иркутск.

— Все воздушные суда, следующие транзитом, проходят у нас пограничный и таможенный контроль. В остальном обслуживание таких рейсов ничем не отличается от всех остальных: самолеты устанавливают на стоянку при помощи аэродромного тягача, специалисты службы по наземному обслуживанию проводят внешний осмотр, подъезжает топливозаправщик, — прокомментировал Владимир Буримов.

Люди все равно хотят летать, путешествовать, и когда режим ограничения передвижений по стране и миру отменят, пассажиропоток начнет серьезно расти. Мы поинтересовались у специалистов аэропорта, изменятся ли правила поведения, нормы безопасности для пассажиров. Ведь известно, что в Европе вовсю обсуждают новые порядки, к которым авиапутешественникам стоит готовиться в ближайшем будущем, по завершении пандемии. Как утверждают, летать отныне, возможно, придется в масках, рассаживаться в салоне самолета через кресло, а перед рейсом проходить тест на вирус, причем за свой счет. Обсуждаются ли подобные нововведения в плане без-
опасности полетов в России?

— Что-то подобное представители Роспотребнадзора настоятельно советовали вводить и у нас. Но Росавиация и авиакомпании отказались усложнять и без того достаточно строгие меры безопасности пассажиров в аэропортах и на борту, — ответил Клим Куликов. — Кстати, интересный момент, который мы отмечаем в последнее время: поскольку пассажиропоток значительно сократился практически у всех авиакомпаний, чтобы хоть как-то покрыть убытки, некоторые из них переоборудуют свои пассажирские борта. Снимают часть кресел и берут в салон грузы. Такая грузопассажирская версия получается.

…Между тем во вторник, 2 июня, количество пассажиров в иркутском аэропорту действительно снизилось до 1789 человек, а число рейсов за сутки — до 54. И тем не менее время восстановления потоков, объемов и маршрутов путешествий не за горами.

До пандемии авиагрузовики венгерской компании Wizz Air никогда не летали через Иркутск. Но в мае они практически поставили рекорд: из всех 55 грузовых рейсов через иркутский аэропорт 31 рейс совершили самолеты Wizz Air.
До пандемии авиагрузовики венгерской компании Wizz Air никогда не летали через Иркутск. Но в мае они практически поставили рекорд: из всех 55 грузовых рейсов через иркутский аэропорт 31 рейс совершили самолеты Wizz Air.