Легких дорог никто не обещал

Участники ралли «Шелковый путь» оценили трассу Иркутской области
Японский коллектив привез в Иркутск свою новейшую разработку — Hino 600 капотной компоновки. Лидер команды Терухито Сугавара признавался перед стартом, что этот автомобиль ведет себя на трассе намного лучше, чем его традиционный бескапотный грузовик. Но опытный гонщик не рискнул стартовать за рулем непроверенной техники, и машину под Одинском получил в свое распоряжение экипаж-дебютант команды Hino Team Sugawara. Как знать, не пожалел ли Терухито-сан о своем решении —  он закончил этап лишь 13-м?
Японский коллектив привез в Иркутск свою новейшую разработку — Hino 600 капотной компоновки. Лидер команды Терухито Сугавара признавался перед стартом, что этот автомобиль ведет себя на трассе намного лучше, чем его традиционный бескапотный грузовик. Но опытный гонщик не рискнул стартовать за рулем непроверенной техники, и машину под Одинском получил в свое распоряжение экипаж-дебютант команды Hino Team Sugawara. Как знать, не пожалел ли Терухито-сан о своем решении — он закончил этап лишь 13-м?

Для команды Hero Motor Sports второй день ралли «Шелковый путь» стал историческим — пилоты коллектива Ориоля Мена и Пауло Гонсалвеса (он на фото, сделанном на первом этапе) показали второе и третье время, оставив позади всех остальных конкурентов
Для команды Hero Motor Sports второй день ралли «Шелковый путь» стал историческим — пилоты коллектива Ориоля Мена и Пауло Гонсалвеса (он на фото, сделанном на первом этапе) показали второе и третье время, оставив позади всех остальных конкурентов

Международный ралли-марафон «Шелковый путь» свое имя взял от караванной дороги, которая в древности и Средние века связывала Восточную Азию и Средиземноморье. По этому пути из Китая экспортировали шелк — отсюда и название. В 2009 году по инициативе президентов России, Казахстана и Туркмении гонка прошла по территориям стран бывшего Союза. Теперь же марафон является крупнейшим состязанием ралли-рейдеров, в котором за честь считают выступать именитые гонщики на внедорожниках и грузовиках, а с этого года — на мотоциклах и квадроциклах.

В субботу, 6 июля, на площади Графа Сперанского в Иркутске был дан торжественный старт Международному ралли-марафону «Шелковый путь». Кстати, в нашем городе он стартовал впервые! А уже в воскресенье под деревенькой Новоодинск Ангарского района прошел его первый этап. К слову, нынешнее ралли — юбилейное, десятое. За это время, как говорят организаторы, в нем участвовали до тысячи гонщиков из 30 стран.
С этого года «Шелковый путь» станет одним из главных и наиболее продолжительных этапов чемпионата мира по ралли-рейдам Международной мотоциклетной федерации (FIM), а для автомобилистов — кандидатским этапом Кубка мира по ралли-рейдам, который является высшим пределом в данной дисциплине. В общем, престиж гонки высок. А руководит трансконтинентальным марафоном супергонщик с мировым именем Владимир Чагин.

В этом году под флагами «Шелкового пути» стартовали 97 команд из 36 стран мира: 16 грузовиков, 54 внедорожника, 24 мотоциклиста и трое на квадроциклах. Среди россиян стоит отметить четыре экипажа легендарной команды «КамАЗ — Мастер» (Андрей Каргинов, Антон Шибалов, Айрат Мардеев и Сергей Куприянов на уникальном газодизельном КамАЗе). Команду «ГАЗ Рейд Спорт» представляют Болеслав Левицкий и Михаил Шкляев. Рискнула покорить «Шелковый путь» отважная Анастасия Нифонтова на мотоцикле Husgvarna, вице-чемпионка «Дакара» и двукратная чемпионка гонки Africa Eco Race.

Но вернемся к первому этапу. Уже сама дорога от трассы до Новоодинска может считаться сложной. В Иркутской области, пожалуй, нет такого отрезка пути (от Ангарска чуть более 20 км асфальтовой дороги плюс 1,5 км гравийки до места старта), который катился бы, то резко поворачивая влево-вправо, то спускаясь, то поднимаясь по сопкам. Не было года, чтобы здесь не случалось аварий с опрокидыванием автомобилей. Специально к ралли дорогу не ремонтировали, так и ждала она участников с неровным асфальтом и залатанными неоднократно дырами.

Но главные трудности ждали участников ралли на узкой глухой таежной дороге, которую в народе называют Шаманской, поскольку она выводит к селу Шаманка Шелеховского района. В некоторых местах прямо на дороге торчат острые камни: тут выбирай — колесо пробить или днище. Грибники и рыбаки знают, что после дождя глину на ней развозит так, что не то что ехать, стоять невозможно — ноги разъезжаются.

И как ехать с горки, когда колеса не слушаются и машину несет, куда черт потянет? И как взбираться на горку практически без сцепления с грунтом? Колеса мгновенно накручивают на себя мокрую грязь, становясь тяжелыми и «толстыми». А лужи? Они заливают выбитые ямы и естественные понижения, доходя до 5—8 метров в длину с глубиной до полуметра. Объехать невозможно — тайга непролазная. Именно такой и оказалась Шаманская дорога на первом старте, ведь накануне ночью прошел ливень.

Видно было, что участники осторожничают — «вкатываются». Даже некоторые внедорожники притормаживали перед первой встреченной грязью. Уверенно неслись, разрывая тишину ревом моторов, разве что багги, квадроциклы и большегрузы. Каково было на нашей дороге двум «знойным» претендентам на чемпионство «Шелкового пути» Нассеру Аль-Атия (Катар) и Язиду Аль-Раджи из Саудовской Аравии (оба на Toyota), можно только догадываться.

Кстати, на этом небольшом (всего-то 50 км) участке, которым пользуются местные жители, оставила колеса и потеряла подвески техника нескольких участников, у кого-то вышла из строя электроника, а Андрей Каргинов признался, что вылез из машины весь мокрый. Никто такого от сибирской дороги не ожидал! Что ж, мы рады, что наша не самая сложная по проходимости дорога удивила признанных гонщиков, преподнесла им сюрпризы и заставила попотеть. Наш народ и не по таким дорогам ездит!

На сайтах, освещающих ралли, участники, делясь впечатлениями от первого спецучастка, отмечают, что скользкая дорога вынуждала их на ходу осваивать новую технику вождения. У многих мотоциклов, например, оказалась резина, рассчитанная на высокие температуры и пески, а тут — лужи, скользкий грунт и камни. Пришлось приноравливаться. Тем интереснее ралли, а легких дорог никто и не обещал!

Досталось и официальным фотографам «Шелкового пути», среди которых знаменитый Эдоардо Бауэр, бессменный фотограф ралли «Дакар». Изгвазданная одежда и заляпанные грязью из-под колес волосы и объективы — так даются уникальные кадры.

Маршрут первого этапа: Новоодинск — Вдовино (спецучасток) — Байкальск. Следующий рывок был до Улан-Удэ. И на этом маршрут по России закончился.

«Шелковый путь»

В этом году Международный ралли-марафон «Шелковый путь» пройдет по трем странам — России, Монголии и Китаю (где завершится 16 июля). Участникам придется пересечь пять климатических зон, ехать по тайге, лесам, степям и пустыне Гоби, известной самыми высокими барханами в мире. Всего путь составит 5007,96 км, из них 2593,15 км — спецучастки (со сложным рельефом местности и бездорожьем) и всего 550 км по дорогам общего пользования.

На втором этапе  в зачете квадроциклов  не было равных на трассе польскому гонщику Рафалу Сонику. «Знаете, почему я не езжу на ралли в Польше? Все потому, что там бывает много грязи. Вообще, когда я ехал на это ралли, я надеялся попасть в пустыню,  но угодил в грязь.  Я думаю, эта гонка будет настоящим вызовом для всех, ведь тут невозможно, как  в Европе, воспользо-ваться картами Google и понять, как избежать водных ловушек, пыли или массивов камней», — сказал гонщик
На втором этапе в зачете квадроциклов не было равных на трассе польскому гонщику Рафалу Сонику. «Знаете, почему я не езжу на ралли в Польше? Все потому, что там бывает много грязи. Вообще, когда я ехал на это ралли, я надеялся попасть в пустыню, но угодил в грязь. Я думаю, эта гонка будет настоящим вызовом для всех, ведь тут невозможно, как в Европе, воспользо-ваться картами Google и понять, как избежать водных ловушек, пыли или массивов камней», — сказал гонщик