Легендарный строитель БАМа

На ближних подступах к великой стройке. Командир Всесоюзного ударного комсомольского отряда Виктор Лакомов (справа) со своими бойцами в Улан-Удэ. Фото: Владимир Матвиевский/ТАСС
На ближних подступах к великой стройке. Командир Всесоюзного ударного комсомольского отряда Виктор Лакомов (справа) со своими бойцами в Улан-Удэ. Фото: Владимир Матвиевский/ТАСС

Виктор Иванович – лауреат премии Ленинского комсомола, Герой Социалистического Труда, Почётный гражданин Тайшета, а с 2024 года – Почётный гражданин Иркутской области.

Как пишут тайшетские порталы, в 2024 году ко всем многочисленным наградам и званиям Виктора Лакомова прибавилось ещё одно – победитель конкурса «Гордость земли Иркутской» в номинации «Мы славим тебя, Иркутская область!»

Несмотря на свою известность, Виктор Иванович не любит публичности, но, понимая, что история строительства Байкало-Амурской магистрали очень важна для потомков, охотно откликается на встречи, посвящённые великой стройке XX века. Когда мы говорим о БАМе, то имя – Виктор Лакомов – вспоминаем одним из первых. Своим героическим трудом он прославил Тайшет на всю страну. Бригадир комплексной бригады монтёров пути Ангарстроя, трижды депутат Верховного Совета РСФСР, делегат XVII съезда ВЛКСМ – к нему журналисты выстраивались за интервью в очередь.

Мог ли думать мальчишка, которого с пяти лет воспитывала бабушка, что станет примером для целого поколения молодёжи? Окончил школу в Липецкой области, потом железнодорожное училище. В Сибирь потянуло не за рублём, а «за туманом и за запахом тайги». По комсомольской путёвке в 1958 году поехал строить дорогу Тайшет – Абакан.Затем три года службы в армии на Дальнем Востоке.

А потом Братск, где началось строительство лесопромышленного комплекса. Через пять лет, когда БЛПК начал выдавать продукцию, Виктора потянуло на новые места. Участие в строительстве железной дороги Хребтовая–Усть-Илимская – особая веха в его биографии, за неё Лакомов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он был тогда самым молодым героем среди транспортных строителей Советского Союза.

Потом командировка в Чили. Другие брались провести железнодорожную ветку чуть больше километра за полгода – бригада Лакомова сделала за полтора месяца.

И новый поворот судьбы. Делегат XVII съезда комсомола, и там же, на съезде, ему поручили возглавить первый комсомольский отряд, отправляющийся на строительство БАМа. Опять изнурительная работа, наперекор снегу, ветру, слякоти шла укладка рельсов. За четыре года с начала строительства БАМа они прошли с укладкой более 300 километров через станции Ния, Небель, Магистральный, Улькан и Кунерму. Дошли до перевала Даван на границе с Бурятией, и Виктору Лакомову пришлось принимать непростое решение – идти дальше в Бурятию или остаться в Иркутской области, перейдя на укладку вторых путей на участке Тайшет – Лена. Этот участок был самым узким местом на всей ВСЖД.

И он принял нелёгкое для себя решение вернуться на вторые пути, передав эстафету укладки бригаде Александра Бондаря. Бригада Лакомова поддержала своего бригадира и в полном составе перешла на укладку вторых путей.

1 октября 1984 года на стыковке «золотого» звена на станции Куанда Виктор Иванович возглавил символическую бригаду, куда вошли Александр Бондарь, Петр Сахно, Феликс Ходаковский, Иван Варшавский и другие герои БАМа. Он и комиссар отряда Владимир Мучиницын вручали символический ключ от построенной магистрали начальнику «ГлавБАМстроя» Константину Владимировичу Мохортову.

В 1994 году Виктор Лакомов переехал в Тайшет, пошёл работать на стройку. Несколько лет работал в бригаде монтёров пути Николая Бобкова. В 2000 году вышел на пенсию. Тринадцать лет прожил в маленьком селе Тракт-Ужет Тайшетского района, занимался  хозяйством. Сейчас Виктор Иванович живёт в Тайшете. Его главная мечта – чтобы работало всё, что построили.