Ледокол «Ангара»: 120 лет спустя

Палубу знаменитого корабля, поставленного на вечный покой в заливе иркутского микрорайона Солнечного, вновь украсили разноцветные праздничные сигнальные флажки
Текст: Андрей Семакин , Фото: автора и из экспозиции музея , Копейка , № 29 от 12 августа 2020 года , #Культура
После гибели «Байкала» в 1918 году «Ангара» в одночасье стала самым большим плавсредством  на Священном озере
После гибели «Байкала» в 1918 году «Ангара» в одночасье стала самым большим плавсредством на Священном озере

Уникальный снимок: ледоколы «Байкал» и «Ангара» вместе на одной пристани
Уникальный снимок: ледоколы «Байкал» и «Ангара» вместе на одной пристани
Фото из экспозиции музея: «Преймак И.С., прораб реставрационной артели, у корабельной пушки, подаренной  для ледокола «Ангара» моряками Тихоокеанского флота. Сентябрь 1990 г.»
Фото из экспозиции музея: «Преймак И.С., прораб реставрационной артели, у корабельной пушки, подаренной для ледокола «Ангара» моряками Тихоокеанского флота. Сентябрь 1990 г.»

В качестве эпиграфа к данной статье так и просятся слова из известного хита группы «Машина времени»: «На берегу так оживлённо, людно, а у воды высится, как мираж, древний корабль — грозное чьё-то судно, тешит зевак и украшает пляж...»

Украшающий иркутский пляж в микрорайоне Солнечном ледокол «Ангара» в этом году справляет сразу две знаменательные даты: 120 лет со дня рождения и 30 лет со дня перерождения. Его начали строить ещё в конце XIX века в английском Ньюкасле, на судоверфи компании с весьма солидным названием «Сэр В.Г.Армстронг, Витворт и Ко». Резонный вопрос: почему именно здесь, ведь создание подобного судна было вполне по силам и местным корабелам из Санкт-Петербурга? Всё объясняется просто: англичане предложили лучшие условия заказчику, коим в лице Комитета по постройке Сибирской железной дороги выступило царское правительство России.

В связке с «Байкалом»

За два года до этого «Амстронг» уже выполнил подобный заказ, создав паром-ледокол «Байкал». Оба корабля предназначались именно для Священного озера и именно для нужд железнодорожников. Дело в том, что сложности при возведении Кругобайкальской железной дороги (39 тоннелей, огромное количество насыпей и других сооружений) заметно тормозили работу Транссиба. Решено было запустить на этом участке большой паром для перевозки целых эшелонов — так на Байкале появился «Байкал» (уж простите за эту невольную игру слов). Однако почти сразу стало ясно, что с метровыми льдами на озере гигант ледокол справляется с огромным трудом. Вибрация, которая возникала при этом, могла стать причиной, к примеру, схода вагонов с рельсов, расположенных внутри судна. Нужен был помощник, и таким стала «Ангара» — более лёгкий, а стало быть и более маневренный корабль ледокольного типа (именно так по документам). Корпус и все детали сделали в Англии, а вот сборку проводили в Листвянке, куда груз доставлялся буквально всеми существовавшими тогда видами транспорта — и водными, и железнодорожными, и гужевыми. Работы шли ускоренными темпами, среднесуточное число рабочих на стройке — 290. Руководил процессом приехавший из Англии инженер Ханди. Затраты по документам — 770 704 рубля. 25 июля 1900 года в торжественной обстановке, с молебном, ледокол «Ангара» был спущен на воду, а уже 1 августа включился в дело. Первым капитаном судна был Иоганн Фридрих Мазур.

Со своей задачей извечный тандем (тут следует вспомнить известную легенду о дочке Ангаре, сбежавшей к жениху от своенравного папаши Байкала) справился. «Байкал» обладал немыслимой по тем временам грузоподъёмностью — мог перевезти целый состав из 27 вагонов вместе с паровозом, в «Ангару» входило до 10 вагонов.

Кстати, по мнению историков, байкальские ледоколы в какой-то мере повлияли на итоги Русско-японской войны 1904—1905 гг. Да, Россия тогда всё равно капитулировала, однако представьте, какие могли быть последствия, если бы к арене сражений не были переброшены из Европы десятки тысяч солдат и множество единиц боевой техники. Через самую большую водную преграду в Сибири всё это перевозилось как раз «Байкалом» и «Ангарой». Работали практически в авральном режиме. Первый брал на борт за рейс до 3000 пассажиров, не отставала от флагмана и его спутница, справлявшаяся с разовым пассажиропотоком в тысячу человек, хотя, по документам. в обоих случаях живого груза должно было быть примерно в четыре раза меньше.

Белые и красные

Сделав дело, для которого она, собственно, и была построена, «Ангара» в 1906 году ушла на длительный покой — 10 лет простояла в порту на «консервации». Для сравнения: «Байкал» за это время сделал больше 4 тысяч рейсов, «Ангара» — только 11. Корабль был в полной готовности выйти в рейс, но потребности не было, да и у местного начальства не хватало средств на содержание сразу двух больших кораблей.  После Октябрьской революции 1917 года судно национализировали и на первых порах использовали для пассажирских перевозок, а чуть позже, с началом Гражданской войны, как боевой корабль, снабдив двумя 6-дюймовыми пушками и четырьмя пулемётами.

После расстрела белочехами ледокола «Байкал» в августе 1918 года «Ангара» в одночасье стала самым большим плавсредством на Священном озере. За кораблём, естественно, велась круглосуточная охота захватившими в то время власть на берегах Байкала белыми. Повторять судьбу «большого брата» командование не захотело, и после некоторых манёвров в заливах озера «Ангара» перешла на сторону противника. Таким образом удалось сохранить и само судно, и жизнь членов экипажа.

А 6 января 1920 года, незадолго до очередной смены власти в Прибайкалье, на борту «Ангары» произошло массовое убийство: привезённых из иркутской тюрьмы сторонников политцентра, противостоявшего правительству Колчака, по одному оглушали деревянной колотушкой и выбрасывали в воды озера на пути между пристанью Байкал и Листвянкой. Всего тогда был казнён 31 человек.

Две тонны угля в час

— Следующий инцидент, во время которого ледокол «Ангара» мог быть безвозвратно потерян для потомков, случился 25 декабря 1929 года, — рассказывает заведующий отделом «Ледокол «Ангара» Иркутского краеведческого музея Иван Беспалов. — Недалеко от Ушканьих островов корабль напоролся на мель. Итог — шестиметровая пробоина, проходившая через котельную и машинное отделение. Спасло судно то, что в месте крушения было не очень глубоко, и оно не затонуло. Перезимовав на месте аварии, «Ангара» к началу следующего сезона была наспех отремонтирована — дыру просто залили цементом. Ходила так целую навигацию. Потом, когда экипаж просто наотрез отказался выходить в рейс из-за плачевного состояния корпуса, было решено поставить корабль на капиталку.

Во время Великой Отечественной войны экипаж судна почти наполовину состоял из женщин — они работали и кочегарами, и маслёнщиками, и грузчиками. Работы хватало — за навигацию перевозили до 40 тысяч тонн груза. Его каждый раз брали намного больше, чем было заявлено в характеристиках. Бочки с рыбой, как вспоминали старожилы, стояли не только в трюмах, но и прямо на палубе. Кочегары, которых в штате было 18, трудились не покладая рук. За каждый час нужно было перекидать 2 тонны угля. А работали днём и ночью. Температура у котлов достигала 50 градусов по Цельсию.

Капитаном в те непростые годы был назначен 27-летний Георгий Васильевич Лазо, самый молодой за всю историю корабля. Под его началом судно ходило до конца 1949 года. Потом «Ангару» поставили на очередной капремонт, затянувшийся на целое десятилетие. На воду ветеран был спущен в год своего 60-летия, но отработал только две навигации. В дальнейшем пароход был исключён из состава флота «в связи с износом оборудования».

Второе рождение

«В 1967 году ледокол передали Иркутскому областному комитету ДОСААФ, — читаем в Иркипедии. — Отбуксировали в Иркутское водохранилище. Сначала «Ангара» стояла в заливе на 21-м, потом на 28-м километре Байкальского тракта. В 1975-м ДОСААФ отказался от «ржавого балласта». Что делать с легендарным кораблём, не знал никто. Накануне празднования 60-летия Октябрьской революции горисполком принял решение о восстановлении судна и об открытии на нём Музея истории революции и Гражданской войны в Сибири. Корабль отбуксировали сначала в залив у плотины ГЭС, затем — на водохранилище у Мельничной пади, где из-за сильного ветра он опрокинулся набок и наполовину затонул. В воде легендарный ледокол провёл несколько лет. Общественность города искала способы привлечь внимание властей к погибавшему кораблю, найти средства на его восстановление.

В мае 1987 года облисполком принял решение «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использованию памятников истории и культуры в свете решений XXVII съезда КПСС». Один из пунктов гласил: «Иркутскому горисполкому совместно с Восточно-Сибирским речным пароходством рассмотреть возможность реставрации и использования ледокола «Ангара». Чиновники отнеслись к этому без энтузиазма, ссылались на отсутствие денег, технические причины...

Читаем дальше в материале об истории ледокола, размещённой на сайте музея...

«Восстановление «Ангары» по проекту механика-наставника В.Н.Брянцева объединение «Лад» начало, если можно так выразиться, авантюрно, не имея ещё достаточно денежных средств. От Н.Ф.Салацкого, заместителя председателя президиума областного отделения ВООПиК, требовались немалая смелость и решительность, для того чтобы отдать распоряжение о начале работ на ледоколе... На счёт поступали пожертвования от граждан, перечисления от предприятий, организаций. 300 тысяч рублей отправлено из Москвы советским Фондом мира (А.Карпов); областным отделением ВООПиК была проведена благотворительная лотерея, и 115 тысяч рублей от прибыли пошло на реставрацию «Ангары». 300 тысяч рублей — добровольные взносы предприятий и организаций города и области...»

«Техническим руководителем артели стал В.Н.Брянцев, техническим экспертом — В.В.Кобылкин, конструктором — Н.Н.Худяков. На должность прораба, т. е. руководителя всех работ непосредственно на борту ледокола, приглашён ветеран пароходства, в прошлом механик, Илья Степанович Преймак; его помощником стал Борис Степанович Егоров, в 60-х годах плававший на «Ангаре». В начале января 1989 года жители микрорайона Солнечного увидели на ледоколе сполохи от газорезки и сварки. Это бригада Ю.Бархокова начала корпусно-сварочные работы. За сравнительно короткое время была заменена палуба в нескольких местах, изготовлена рубка, установлены мачты, леера. Ледокол на глазах обретал былые изящные контуры. В машинно-котельном отделении на очистке его от грязи и ржавчины трудилась бригада А.М.Матвеева... Работы на судне проводились ежедневно, с 8 до 23 часов, в том числе в субботние и воскресные дни. Выполнены следующие работы: вручную убрано, вынесено и вывезено 1476 контейнеров старого хлама, ила, мазута и строительных отходов, сдано 30 тонн металлического лома...»

Осенью 1990 года, ровно 30 лет назад, состоялось второе рождение «Ангары», теперь уже в качестве «украшающего пляж» древнего судна (см. начало статьи) — отреставрированный ледокол занял почётное место в заливе ГЭС, у специально построенного пирса в микрорайоне Солнечном. Торжественная церемония по случаю открытия прошла весной 1991 года.

«Хочу на кораблик!»

 — Мы очень хотели с размахом отметить годовщину нашего ледокола, — с некоторой грустинкой рассказывает Иван Беспалов. — Но, к сожалению, пандемия коронавируса внесла коррективы в наши планы. В итоге празднуем скромненько, но со вкусом. Приглашаем иркутян и гостей города в наш музей. Собственными силами провели текущий ремонт машинного отделения. Планируем в ближайшее время открыть рубку капитана. К знаменательной дате выпущена новая линейка сувенирной и полиграфической продукции. Для посетителей организовали фотозону. С кормы до носовой мачты корабль украсили разноцветными сигнальными флажками. Кроме того, для экспонирования в муниципальных музеях Иркутской области готовится передвижная планшетная выставка, посвящённая истории ледокола.

 В целом, несмотря на солидный возраст и все перенесённые тяготы и лишения корабельной жизни, «Ангара» находится в приличном состоянии. Как говорят специалисты, судно, если будет нужда, вполне можно поставить на ход — естественно, при хорошем финансировании. Удивительное дело, но при детальном осмотре заявленная толщина так называемого ледового пояса, которая составляет 25 миллиметров, сократилась совсем незначительно — в среднем на полтора миллиметра. Это за 120 лет! У судов, которые ходят по солёным волнам, этот показатель становится плачевным за гораздо меньший срок. Пресная вода всё-таки менее губительна для металла.

С начала этого года, по словам заведующего музейным отделом «Ледокол «Ангара», с экспозицией, расположенной на корабле-юбиляре, познакомилось более 4 тысяч человек. Если учесть перерыв на коронавирусный карантин, цифра вполне достойная. За весь 2019-й здесь побывало около 30 тысяч посетителей, то есть 70—90 человек в день. Очень много детей, которые, завидев «красивый кораблик», ведут сюда родителей, бабушек и дедушек. Любят здесь бывать туристы из западных регионов России, а также иностранцы.