Кузнецы своего счастья

В Иркутске открылась выставка мастеров округа
Для погружения в кузнечную мифологию Анжелика Алсаткина подготовила инсталляцию из ивового прута, дерева, кожи и металла
Для погружения в кузнечную мифологию Анжелика Алсаткина подготовила инсталляцию из ивового прута, дерева, кожи и металла

Юрий Куклин представил на выставке костюм шамана и рассказал о каждой его детали
Юрий Куклин представил на выставке костюм шамана и рассказал о каждой его детали

14 ноября в Иркутском выставочном центре им. В.С.Рогаля открылась выставка «Дархан — кузнец, творец, созидатель». Ее подготовили мастера Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов. Среди экспонатов — женские и мужские украшения, шаманская атрибутика, конская упряжь, гобелены из конского волоса, декоративные панно из войлока, абстрактные графические картины, посвященные кузнечным божествам. Самое необычное произведение, представленное на выставке, — инсталляция из ивового прута, дерева, кожи и металла, которую выполнила Анжелика Алсаткина. Эта удивительная композиция особенно заинтересовала посетителей и позволила им погрузиться в тему кузнечной мифологии.

Как рассказывают организаторы выставки, кузнецы, обладатели великого таланта и мастерства, всегда особенно почитались у бурятского народа. По древней легенде, небесный кузнец Божинтой, исполняя волю небожителей тэнгриев, отправил на землю своих детей, чтобы они на-

учили людей ремеслам. Именно таким образом в бурятской среде образовались кузнечные роды — «дархан утха», мастерство которых передается из поколения в поколение. При этом кузнечество рассматривается гораздо многограннее и шире, чем многие себе это представляют. Это не только ковка по металлу, чеканка, изготовление украшений, но и живопись, скульптура и многое другое.

Каждая работа, представленная на выставке, позволила заглянуть во внутренний мир художника. Будь это абстрактная графическая картина и гобелен из конского волоса. В день открытия выставки многие мастера сами представили свои работы и рассказали о каждой из них. Примечательно, что среди слушателей оказалось много молодежи. Они с большим интересом беседовали с мастерами, погружаясь в аутотентичную культуру.

Внимание многих было приковано к богатым и красивым женским украшениям эхиритских и булагатских родов. Эти работы были выполнены Эдуардом Куклиным. К каждой композиции были подобраны старые снимки, на которых были запечатлены зажиточные представители этих родов.

— Украшения очень сильно отличаются. Так, например, у женщин эхиритского рода больше головных ювелирных изделий, а у булагатских — нагрудные. Чем их больше, тем богаче семья, — рассказывает Эдуард Куклин. — Кораллы очень дорогие, поэтому я делаю их имитацию из пластика. Это довольно пластичный материал, которому можно придавать любые формы. Монеты мы используем старые, уже вышедшие из обращения, или современные. Сейчас чаще работаем с последними, поскольку они по внешнему виду более близки к царским.

Перед тем как приступить к созданию изделия, мастер скрупулезно изучает теорию: углубляется в историю, читает литературу, ищет похожие фрагменты в музеях и т. д. Важна каждая деталь. Порой на это уходит не один и не два месяца.

Практически во всех украшениях присутствует металл — нержавеющая сталь. Из нее вырезаются красивые четкие формы и наносятся затейливые узоры. Очень богатым и красивым выглядит праздничный мужской пояс. На нем переплетаются различные орнаменты, и каждая деталь несет определенную смысловую нагрузку. Круги — символ благополучия и богатства, квадрат — знак земли, а зигзаги олицетворяют горы. Тут же есть вставки кораллов и бирюзы. Этот предмет одежды художник воссоздал по старым музейным фотографиям. Изучал каждое крепление, каждую сцепку. В комплекте к поясу идут нож и огниво. Они подчеркивают статус мужчины. Не менее богато смотрится и амуниция охотника. Пояс, облаченный в стальной корпус, висит рядом с колчаном и налучником.

Многие работы мастер выполнил вместе с братом Юрием. Он также работает и с металлом, и с деревом, и с кожей. По словам братьев, выбор их профессии не случаен. Оба — потомки кузнецов-ювелиров, мастеров по серебру. Как со стороны отца, так и по материнской линии. Эдуард начинал свою карьеру, еще будучи студентом Иволгинского колледжа. Два года он изучал чеканку. Девять лет назад оказался в Усть-Ордынском национальном центре художественных народных промыслов. Через год туда приехал работать и его брат.

Два года назад они создали уникальное конное снаряжение для верховой езды, включающее узду, надгрудник Монсок, подхвостник. Оно также представлено на выставке. Пока искали вдохновение для его воплощения, пересмотрели массу литературы. Практическая часть длилась почти полгода. Свое творение они представили в этом году на этнофестивале конной культуры, который проводился в рамках областного Сур-Харбана.

— Мы участвовали в номинации «Морин Эрдэни». Больше всего переживали, что для нашего снаряжения не подойдет конь. Мы его изготовили для бурят-монгольской лошади, а в округе сейчас в основном большие кони, европейские. К счастью, нам попался метисоватый жеребец, и амуниция подошла ему идеально. Так мы стали победителями в этом конкурсе, — говорит Эдуард.

Юрий также представил на выставке свои удивительные экспонаты. Одна из его работ — декоративное панно «Тумэр заян. Хранитель», выполненное из сыромятной кожи с металлическими фигурками. Они символизируют онгонов. Это и животные, и люди, и мистические существа. По словам Юрия, для того чтобы подготовить к работе кожу, она должна пройти 10 этапов обработки: замачивание, полоскание, обезжиривание и многое другое. Для того чтобы она была эластичная, ее нужно мять очень много часов. Тогда она уже не растянется и не порвется. А из мягкой кожи можно плести все что угодно.

Металлические атрибуты панно присутствуют и на шаманском костюме. Он почти весь увешан железными и стальными изделиями: ребра, толи, корона, рога и т. д. Все они служат для защиты шамана. Весь металл прошел обработку огнем. Такое полное обмундирование может весить до 40 килограммов.

В целом, как рассказала Виктория Банаева, методист национального центра, на выставке представлено более 80 работ. И все они посвящены культуре прибайкальских бурят. Продлится выставка до 17 декабря.

Фото автора