Кризис жанра, или Каков бюджет — таков и сюжет

Столичные актеры привезли в Иркутск антрепризный спектакль «Охота на мужчин»
Героиня, которую сыграла актриса Настасья Самбурская, известная по сериалу «Универ» на ТНТ и как ведущая программы «Ревизорро» на канале «Пятница», соблазняет любовника (актер Станислав Бондаренко, которого можно часто увидеть в сериалах на центральных каналах). Он уже побывал в тюрьме и в сумасшедшем доме, но еще не знает, какое предложение сделает ему эта дама. Интрига только начинается
Героиня, которую сыграла актриса Настасья Самбурская, известная по сериалу «Универ» на ТНТ и как ведущая программы «Ревизорро» на канале «Пятница», соблазняет любовника (актер Станислав Бондаренко, которого можно часто увидеть в сериалах на центральных каналах). Он уже побывал в тюрьме и в сумасшедшем доме, но еще не знает, какое предложение сделает ему эта дама. Интрига только начинается

Строго говоря, насторожиться надо было сразу. Спектакль, остросюжетная комедия, как заявлено в афише, — и вдруг на сцене Дворца спорта. На моей памяти справиться с отсутствием акустики в этом зале и постоянно резонирующим металлом смогла только великая Людмила Зыкина. После концерта, когда уже отключили микрофоны, она вышла на бис и без всякого музыкального сопровождения запела старинный русский плач… Хорошо, что это счастье со мной когда-то случилось. Это был пример не только высокого профессионализма, но и трепетного отношения к искусству. К сожалению, те, кто оказался на сцене в прошлое воскресенье, не показали ни профессионализма, ни тем более отношения.

Однако по порядку. Иркутскому зрителю предложили постановку пьесы классика итальянской драматургии Альдо Николаи «Охота на мужчин». Автор более чем 60 драматургических произведений, среди которых «Немного нежности» и «Реквием по Радамесу», попал в руки режиссеру Владимиру Моташнёву и нескольким актерам, которые, очевидно, решили, что его пьеса «Не пятая, а девятая» («Любовь до гроба») вполне подойдет для того, чтобы слепить легкую постановку для чеса по городам России.

Нам представили один из худших образцов антрепризы, созданной для улучшения материального положения молодых актеров: дешевые декорации, плохой звук, совершенно не подходящий для театральных постановок зал и, главное, полное отсутствие какого-либо актерского мастерства, которому, уж если свыше не дано, учат в театральных вузах.

Главная героиня пьесы, ее в Иркутске играла Настасья Самбурская, — яркая, экстравагантная дама, мечта любого мужчины, которая оказалась в ситуации семейного кризиса. Муж к ней охладел. Как мы потом понимаем, просто устал от тотальной опеки и удушающей любви. Но деятельная натура ищет острых чувств и новых впечатлений. На пляже она знакомится с молодым человеком (Станислав Бондаренко), который тут же становится заложником ее неуемной деятельности. Сначала она совершает аварию, в которой погибают люди, а новый знакомый с травмами попадает в больницу. Потом энергичная дама отправляет молодого человека в тюрьму вместо себя, а после этого по совету адвоката переводит его в сумасшедший дом. Полностью подчинив себе героя, став его любовницей, она предлагает ему убить ее мужа. Его играет Иван Жидков.

Интрига с идеальным убийством дает сбой. Мужчины подружились, и жертвой становится героиня актрисы Самбурской. Как написали в одной из рецензий, «будь осторожен со своими желаниями — они имеют свойство сбываться!».

Пьеса многоплановая, увлекательная, предлагающая зрителю пищу для размышления. Но нам показали какое-то странное действо, которое не спасла даже приличная драматургия.

Во-первых, технические накладки. Долгие паузы между сценами, плохой звук. Стук каблуков был слышнее голосов актеров. Во-вторых, все эта неустроенность на сцене не дает ощущения одного действия. Какой-то любительский спектакль: то занавес застрянет, то что-то за кулисами упадет, то актеры начинают беспричинно хихикать. Представьте себе: сцена на пляже. Молодой человек, как предполагается по тексту, ходит по песку босиком. Мы, зрители, должны в это поверить. Актеры должны нам создать это ощущение пляжа. Что же мы видим? Героиня ходит по пляжу на высоченных каблуках (?!), а герой, которому приходится как-то играть предлагаемый текст, топочет пятками по сцене как полковой конь.

Актерская игра настолько слаба, что и игрой-то это не назовешь. Проговаривают текст, стараются как-то развеселить зрителей, чтобы те не разбежались. Но об актерской школе, о задаче заполнения собой пространства, а тем более о владении залом говорить не приходится. Однако создателям спектакля палец в рот не клади. Если нет таланта и мастерства, их с успехом заменяют избитыми приемами из серии «ниже пояса». Станислав Бондаренко, благо физическое состояние позволяет, сначала демонстрирует торс и кубики на прессе, а после и вовсе, обмотав бедра полотенцем, меняет трусы на купальные шорты. Предположу, что у актера в Иркутске есть клуб фанаток. Больше просто нечем объяснить восторженный визг во время этих манипуляций. Девчонки балдеют от молодого мужского тела. К пьесе это отношения не имеет.

А вот Самбурской клуб фанаток не нужен. Откровенные наряды, в которых она проводит большую часть спектакля, и псевдоэротичные позы призваны заменить то, что Станиславский назвал работой актера над ролью. Я не ханжа. Если в фильме или спектакле необходима обнаженка в каком-либо виде и она оправдана — сколько угодно. Но когда эти режиссерские изыски притянуты только для того, чтобы хоть как-то слепить действие, все это выглядит по меньшей мере нелепо.

Три молодых симпатичных человека мотаются по сцене, пытаются изобразить какие-то эмоции. Действие скомкано, зрители то сидят в телефонах, то рассеянно смотрят на сцену, то откровенно зевают в ожидании окончания. Кто-то ушел, едва дождавшись антракта. Если бы не кучка фанатов в первых рядах, которые создавали в положенных местах интершум, было бы совсем плохо.

Концовка вообще непонятна. Долгая темнота на сцене, невнятный текст героини, громкая музыка. Такая громкая, что зрители чуть не в голос делали ставки, чем закончится спектакль. И вот два молодых человека с заметным облегчением ставят розы в воображаемый вазон.

Разочарование, недоумение, раздражение. Как сказала великая Фаина Раневская, «деньги съедены, а позор остался».

Что за автор
Альдо Николаи — классик итальянской драматургии. Родился 15 марта 1920 г. в Фоссано (Пьемонт, Италия). Во время войны провел два года в немецком концлагере, откуда был освобожден советскими войсками. Окончил филологический факультет Туринского университета. Первую пьесу — «Щедрый сынок», отмеченную премией на фестивале в Сен-Ремо, Николаи написал в 1947 году. И все его пьесы, написанные позже, были удостоены наград. А сочинил он их более 60. Кроме «Железного класса», который ставится во всем мире, в том числе в России, наиболее известны «Водный мир», «Маятник», «Не пятая, а девятая», «Гамлет в остром соусе» и т. д.