Ковер из гривы лошадей и «светящаяся» шапочка

В округе составляют банк данных культурных объектов
Матвей Ухакшинов знает тонкости древнего метода лечения — жэн
Матвей Ухакшинов знает тонкости древнего метода лечения — жэн

Таары являются особым предметом украшения дома
Таары являются особым предметом украшения дома

Усть-Ордынский национальный центр народного творчества создает единый реестр объектов нематериального культурного наследия народов, проживающих на территории округа. В него войдут обряды, декоративно-прикладное творчество, устный фольклор, народные игры. Для формирования этого документа был организован экспертный совет, а в апреле состоялось его первое заседание. На нем были рассмотрены три претендента для включения в реестр: лечение бараном, изделие из конского волоса и шерсти, а также свадебная шапочка-наколок русских старожилов Кудинской долины. И как нам стало известно, в данный момент принято решение об их включении в данный реестр. Так что старт новому проекту дан.

Переняли опыт других

Как рассказала Вероника Харбанова, директор Усть-Ордынского национального центра народного творчества, их учреждение проводит очень важную работу по сохранению и сбережению национальной самобытности народов, проживающих на территории округа.

— Проводимая специалистами центра творческая и исследовательская работа, издание этнографических, фольклорных материалов, организация научно-практических конференций и семинаров — все это содействует сохранению и развитию культуры. Большое внимание уделяется разработке программ и проведению мероприятий по изучению и применению родного языка и традиций через призму творчества, игрового и музыкального пространства, — отметила Вероника Валерьевна. — Неуклонно растет интерес населения к сказительскому и музыкальному искусству.

Проект «Электронный реестр объектов культурного наследия народов Усть-Ордынского округа» — новый для центра. Поэтому при его разработке были изучены подобные ресурсы республик Алтай, Марий-Эл, Ростовской, Новгородской, Белгородской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. По словам Вероники Харбановой, он представляет собой единую информационную систему и включает в себя банк данных объектов наследия, которые сохраняются и развиваются в культурно-досуговых учреждениях округа.

После того как реестр будет сформирован, он станет доступен всем заинтересованным лицам. Для этого будет достаточно заглянуть на сайт национального центра.

Шили ковры одной иглой

4 апреля состоялось первое заседание экспертного совета при администрации округа по вопросам формирования данного реестра. Его возглавил глава округа Анатолий Прокопьев. В ходе заседания обсуждались первые претенденты для попадания в электронный реестр. Один из них — это таар («ковер»), изделие из конского волоса и шерсти. Художественная обработка мягких материалов была связана с кочевым образом жизни и во многом зависела от мастерства бурятских женщин, которые с детства обучались шитью, ткачеству и владели навыками обработки кожи и шерсти. Бурятское жилище — юрта украшалась коврами из бараньих и козьих лапок, обшитых полосой красного сукна и украшенных раковинами и узорами, а также были распространены ковры из войлока и конского волоса.

— Таары играли роль настила на кроватях и дорожки на полу. В Аларском районе в давние времена их вязали из грив лошадей и козьей шерсти одной иглой. Позднее ткали шерстяные и волосяные ковры на своеобразных станках — ныхур, — рассказывает Виктория Банаева, методист ОГБУК

«УНЦХНП». — Внешний вид таара бывает разный. Наиболее распространены продольно-полосатые и клетчато-шахматные таары. Орнаментация таара производилась геометрическими линейными узорами — узкими и широкими полосами. Пряжа, применяемая для изготовления таара, крашению не подвергалась, использовалась лишь природная окраска шерсти. Поле таара обычно делалось белым или серым, а орнаментальные полоски черными, буровато-дымчатыми, белыми.

Таары не только выполняли в жилище практическую задачу, но и являлись предметом украшения. Мебель, покрытая таким ковром, приобретала привлекательный нарядный вид и становилась более удобной для пользования.

Панацея от многих недугов

Еще одним претендентом для внесения в реестр стал обряд «Хонеор аргалха» — лечение бараном. Этот способ борьбы с болезнями известен бурятам с глубокой древности. Для лечения применяется специальная трава гэшэгэнэ или обыкновенный овес и внутренности барана. Обряд очень непростой, и чтобы добиться эффекта, нужно тщательно соблюдать инструкцию. По словам Вероники Харбановой, обкладывание больного внутренними органами животного применяется главным образом для лечения легочных заболеваний, болезней печени, кишечника, суставов и при травмах.

— Считается, что особенно полезен такой способ для восстановления человека после перенесенного гепатита. Видимо, каким-то неосознанным чутьем наши предки нашли способ борьбы с избытком холестерина, который накапливался в организме из-за постоянного употребления жирной мясной и молочной пищи. Получалось по известной народной пословице: лечить подобное подобным. Применение такой терапии требует особого знания анатомии животного и человека. Опытный целитель, перед тем как лечить, изучает состояние нуждающегося в лечении (обычно путем расспроса), чтобы определить диагноз и решить, пойдет ли впрок больному лечение.

Кстати, при лечении мужчины режут барана, а при лечении женщины — овцу. Животное должно быть упитанным, здоровым, желательно не старше 3 лет. Применяется такой метод лечения в основном в селах и деревнях Эхирит-Булагатского района.

Красная пилотка

Обсудили на экспертном совете и свадебную шапочку-наколок русских старожилов Кудинской долины. Ее использовали в селах Хараты, Тугутуй, деревне Большая Кура Эхирит-Булагатского района, а также в деревне Максимовщине Иркутского района.

Свадебная одежда русских старожилов долины при всей простоте была нарядной, не аляпистой, по выражению старожилов, то есть неброской. Особая роль отводилась головному убору «свядебешна наколок», который надевали невесте после снятия воскового венка (двумя свахами со стороны жениха и невесты. — Прим. автора) в доме жениха. Традиционно его надевали за уши, сзади затягивая и завязывая на шнурок, концы которого прятали под шапочку. Благодаря шнуровке наколок регулировался по размеру головы женщины, и в этом проявлялась его функциональность. Волосы тщательно убирались под головной убор; молодухе разрешалось, чтобы волосы, разделенные на прямой пробор, немного выглядывали из-под головного убора. Если у невесты были редкие волосы, недлинные, то специально шился «накосник», «подкосник», или, как чаще его называли, «кокосник», надеваемый под головной убор.

— Традиционно наколок шили красный, алый, малиновый, бордовый, розовый — одним словом, кому какой глянется, но обязательно красного оттенка. По воспоминаниям бабушек, это были красивые «светящиеся» шапочки, похожие на пилотки. Каждая женщина имела «свядебяшна, празнишный, простой наколок». Название они поясняли так: «Накололи вот эти бисер, потому и наколок, наколотый он», — комментирует Вероника Валерьевна. — Повторение в современных материалах шапочки-наколка русских старожилов Предбайкалья помогло нам тщательно изучить его во всех деталях. Старинную ткань бурс с одобрения бабушки заменили современным розовым креп-сатином, и вышивку шапочки начали с декоративной отделки — «круга».

Участники экспертного совета внимательно изучили все три культурных объекта и после продолжительного обсуждения приняли решение включить их в реестр. Впрочем, не за горами рассмотрение следующих претендентов. Как отмечает Вероника Харбанова, база объектов национального культурного наследия обширна. В округе хранится много материалов по устному фольклору, обрядовой культуре, традициям, игровой культуре. И все это многообразие ждет своего часа.