Король спидвея Николай Нищенко

Текст: «Новости Беларуси»/zen.yandex.ru , Фото: beam-truth.livejournal.com, foto-history.livejournal.com, и из открытых интернет-источников , СМ Номер один , № 42 от 11 ноября 2021 года , #Спорт
Николай Нищенко
Николай Нищенко

Рискованный спорт притягивает взгляды.
Рискованный спорт притягивает взгляды.
Чемпион СССР и чемпион мира по спидвею  на льду Николай Владимирович Нищенко
Чемпион СССР и чемпион мира по спидвею на льду Николай Владимирович Нищенко

В октябре исполнилась 28-я годовщина со дня трагической гибели известного советского мотогонщика, получившего прозвище «мирового короля спидвея», – Николая Владимировича Нищенко.

Гибель молодого знаменитого спортсмена многие по сей день считают таинственной, ведь установить точную причину того, почему опытный мотогонщик вдруг не справился с управлением, так и не удалось.

Николай Нищенко: биография, семья, ранние годы

Спортсмен был родом из Улан-Удэ, родился 19 января 1959 года. Оба родителя мальчика были глухонемыми, и рождение у такой пары абсолютно здорового ребёнка было настоящим чудом.

По понятным причинам, мальчик долгое время не разговаривал и заметно отставал в развитии от сверстников.

Коля заговорил только к двенадцати годам, когда никто вокруг уже и не надеялся на это.

Но единственным увлечением подростка были мотоциклы. У него самого имелся лишь старенький, доставшийся по наследству «Минск», который Коля считал главным своим сокровищем. На нём он нередко приезжал смотреть, как тренируются ребята в профильной секции, но сам даже не мечтал оказаться в их числе.

Начало спортивной карьеры и травма

Получив аттестат, Николай поступил в одно из местных ПТУ, а вскоре, набравшись смелости, пришёл записываться в клуб ДОСААФ. Там он познакомился с талантливым наставником Валентином Богдановым, который рассмотрел в трудном подростке талант и большой потенциал.

Благодаря тренеру молодой человек сумел направить свою неуёмную энергию в мирное русло и по-настоящему влюбился в мотоспорт, скорость и адреналин.

Когда начинающего спортсмена призвали на службу в армию, они с наставником сумели добиться того, чтобы он остался в родных краях и попал в СКА ЗабВО. Вскоре в армии увидели и оценили профессионализм молодого человека, его перевели в Читинский армейский спортклуб.

Партнёрами Николая по команде были прославленные мотогонщики Сергей Павлович Яровой и Сергей Григорьевич Губич.

Вскоре Николая вызвали для участия в международных состязаниях, однако при оформлении документов выяснилась одна неприятная деталь – спортсмен имел судимость. Несмотря на то, что срок был условным, да и получил он его в подростковом возрасте, это обстоятельство делало гонщика невыездным.

После этого карьера талантливого спортсмена едва не пошла под откос: встал вопрос о его исключении из сборной, а на мемориале трагически погибшего коллеги Анатолия Васильевича Гладышева Николай получил серьёзную травму, едва не оставшись инвалидом. Он потерял управление, на огромной скорости вылетел за пределы ледового овала и врезался в деревянную скамейку у трибун.

Молодой мужчина получил серьёзные переломы костей таза. Многие не верили, что после такого он вообще сможет встать на ноги, а о возвращении в спорт тогда даже речи не шло. Лишь благодаря своевременному вмешательству гениального советского хирурга-ортопеда Гавриила Абрамовича Илизарова Николай не только не стал инвалидом, но также сумел восстановиться.

Возвращение в спорт, новые достижения

Гонщик быстро пошёл на поправку, восстановил былую форму и приступил к усиленным тренировкам. Удивительно, но ему удалось достичь даже более высокого уровня, чем до серьёзной травмы.

Нищенко продолжал выступать за Читинский спортивный армейский клуб вплоть до 1988 года, когда он выиграл всесоюзное первенство по спидвею на льду. Тогда ему предложили переехать в Москву и перейти в состав именитого клуба ЦСКА.

Годом позже на соревнованиях, проходивших в Алма-Ате, Николай Владимирович вышел победителем в личном, а также в командном зачётах, после чего его наконец-то допустили к международным состязаниям, разрешив выезд за границу.

В 1989 году он стал уже чемпионом мира по спидвею на льду в личном и командном зачётах. Затем он ещё дважды одерживал победы на мировом первенстве в командных зачётах, а также завоевал серебро в личном зачёте. Помимо этого, Нищенко ещё раз стал чемпионом Советского Союза всё в том же спидвее на льду.

Трагическая гибель

В конце августа 1993 года многократный чемпион Советского Союза и мира получил приглашение выступить на презентации нового автомобиля марки «Volvo». Мероприятие проходило в живописном провинциальном городке Херенвен в Нидерландах.

Прославленному советскому гонщику доверили открыть торжественное мероприятие показательным заездом по ледовому кругу. То была новая, специально подготовленная по такому случаю трасса, причём организаторы были настолько уверены в его профессионализме и большом опыте, что даже не стали утруждать себя вопросами, связанными с безопасностью.

Мотогонщик был уверен в своих силах, да и это ведь была не ожесточённая схватка за высокий титул, а обыкновенный показательный прокат.

Нищенко эффектно прокатился на заднем колесе, вызвав восторг у зрителей, но тут произошло непредвиденное. По одной из версий, ледовая трасса стадиона оказалась короче, чем ожидал спорт-смен. Согласно другой версии, у его мотоцикла в какой-то момент заклинило дроссель карбюратора (у трековых мотоциклов нет тормозов). Но, так или иначе, случилась авария.

Нищенко не успел вовремя опуститься на оба колеса, из-за чего не смог войти в поворот. После этого гонщик предпринял последнюю, отчаянную попытку спасти себе жизнь и упал набок. Но у бетонного барьера не оказалось мешков с соломой, которые должны были смягчить удар.

Спортсмен на огромной скорости врезался в бетонную стену головой и скончался на месте практически мгновенно.

В произошедшем небезосновательно винили организаторов шоу, которые пренебрежительно отнеслись к соблюдению необходимых мер безопасности, решив не укладывать вдоль ограждения тюки с сеном. Эта мера предосторожности являлась обязательной, поэтому объяснить подобную халатность никто не смог.

Николай Владимирович совсем немного не дожил до своего 35-летия. Несмотря на то, что погиб он в Нидерландах, похоронили его в родном Улан-Удэ. Трагическая гибель именитого спортсмена оказалась огромной утратой для российского и мирового мотоспорта. В местном музее организован уголок, посвящённый памяти выдающегося уроженца столицы Бурятии. Его имя также носит одна из городских общеобразовательных школ, в которой некогда учился сам Николай, и улица в посёлке Матросова. Таким образом земляки отдали дань памяти прославленному соотечественнику, влюблённому в скорость.

«Новости Беларуси»

Заслуженный мастер спорта СССР, советский мотогонщик (спидвей на льду) Николай Владимирович Нищенко крайний справа.
Заслуженный мастер спорта СССР, советский мотогонщик (спидвей на льду) Николай Владимирович Нищенко крайний справа.