Король льда

Так западные комментаторы называли нашего земляка, легенду мотоциклетного спорта Сергея Тарабанько

Сергей Тарабанько после победы на чемпионате мира 1978 года в Ассене, Нидерланды. Английский телекомментатор Дейв Ланнинг с восторгом называл Сергея «крутой парень». При этом зарубежные издания отмечали, что вдали от трассы Сергей не выглядел крутым, он был спокойным человеком, любил рыбалку и свою тренерскую работу, но во второй половине 70-х годов именно он абсолютно доминировал на мировых треках
Еще одна архивная фотография. Сергей Тарабанько готовится к очередному заезду. Здесь можно подробно рассмотреть устройство мотоцикла. На спидвейных байках по городу ездить нельзя — у них нет тормозов. На руке у каждого гонщика во время заездов находится шнур с предохранительной чекой. В случае падения чека выдергивается — и двигатель останавливается
Тарабанько на льду. Дети семидесятых помнят песню: «Скорости не сбрасывай на виражах — только так научишься побеждать». В то время все бредили мотоциклами и гонками. Этой популярности способствовали победы советских гонщиков на мировых аренах
А так выглядит современный спидвей на льду. Российские спортсмены продолжают доминировать. С 2003 года чемпионами мира становились Виталий Хомицевич, Николай Красников, Даниил Иванов, Дмитрий Колтаков и Дмитрий Хомицевич
Для устойчивости на льду колеса мотоцикла оборудованы шипами. Их длина может доходить до 34 мм, а количество до 130 штук на переднем колесе и до 170 на заднем. Вообще технология подготовки мотоциклов очень сложная — нужна особая резина, особая сталь
Сергей Тарабанько легок на подъем, всегда откликается на приглашения приехать на соревнования в качестве почетного гостя. Вдвойне приятно, когда приглашают сибиряки. Эта фотография была сделана в прошлом году в Иркутске, когда легендарный гонщик принимал участие в турнире ветеранов «Мемориал Анатолия Гладышева»

Семидесятые годы прошлого века. В Советском Союзе расцвет технических видов спорта. Особые успехи — в мотогонках на льду. Настоящий прорыв советских гонщиков. Сначала Габдрахман Кадыров, шесть раз становившийся чемпионом мира; затем Сергей Тарабанько, которого западные комментаторы называли Ice King — «ледовый король». Семикратный чемпион мира, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР. Но мало кто знает, что детство и юность чемпиона прошли в Ангарске. Там он сделал свои первые успехи на мотоцикле, став чемпионом Иркутской области по мотокроссу. Журналист «Пятницы» связалась с прославленным земляком по телефону с просьбой поделиться воспоминаниями.

Я не был пай-мальчиком

Сергей Тарабанько полвека уже как не живет в Ангарске, но произносит «квартал» как и положено настоящему ангарчанину — с ударением на первом слоге.

— Родился я в Москве. Потом отца — он был военным — отправили служить в Забайкалье. Затем в Ангарск. Там я жил с трех лет до 18, до ухода в армию. Сначала мы жили на краю города в 1-м квартале. Рядом река Китой, лес — очень красиво. Зимой, пока родители были на работе, я сажал младшую сестру на санки и через речку — в лес. Там мы разводили костер и жарили на огне хлеб. Непередаваемое ощущение свободы...

Родители Сергея много работали и параллельно учились, сначала в вечерней школе, потом отец поступил на юридический факультет  ИГУ. Своих детей в будущем они тоже хотели видеть образованными людьми. Кроме обычной школы ребята занимались в музыкальной. И все было нормально, пока сын не увлекся мотоспортом.

— Тяга к технике у меня проявилась уже в раннем детстве, когда мне купили трехколесный велосипед. С ним я не расставался ни на минуту, даже ложась спать, ставил возле кровати и держался за руль. Потом был двухколесный, а в шестом классе соседский парень разрешил покататься на своем мопеде. Волшебное ощущение — будто летишь на крыльях.

Сергей уговорил родителей купить мопед. Гонял на нем с утра до вечера и однажды услышал звук мотоциклетного мотора. Не видя самого мотоцикла, он поехал на звук через весь город. Так и приехал к клубу ДОСААФ. Мальчишку не прогнали, разрешили возиться в гараже.

— Поначалу был на побегушках, подай-принеси, моторы мыл. В 16 лет сдал экзамены на права, и мне дали первый мотоцикл. Вернее, наш тренер Эдуард Казимирович Маркевич сказал: в боксе лежит куча металлолома, собирайте. И вот мы с ребятами собрали один мотоцикл на четверых. Тренировались по очереди на кроссовой трассе в пойме Китоя. Один едет, остальные ждут, пока мотоцикл не сломается. Обратно мы его катили пять километров.

Учеба Сергея уже мало волновала, пай-мальчиком он не был, рано стремился к независимости. После школы — это был 1967 год — будущий чемпион даже не стал подавать документы в институт, сразу поступил на Ангарский электромеханический завод. Работал в токарном цехе, что потом в спортивной карьере очень пригодилось. К тому времени Тарабанько считался перспективным гонщиком-кроссовиком. Но незадолго до армии тренер предложил ему попробовать себя в спидвее на льду, пояснив, что для кросса он слабоват физически, зато в спидвее как раз нужны парни полегче. Сергей встал на лед. Понравилось.

В 1968 году Сергея призвали в армию, в танковые войска ЗабВО. Надо сказать, что в советское время армия была кузницей спортивных кадров. Армейский клуб брал под свои знамена всех перспективных спортсменов-срочников. Здесь все было серьезно: тренировки, соревнования. Именно в ЦСКА Тарабанько впервые стал чемпионом СССР по мотогонкам на льду. В честь этого читинский клуб получил четыре кроссовых мотоцикла CZ (ЧеЗет).

— Представляете, я всегда ездил на старых, до этого был 16-м хозяином мотоцикла, а тут первый раз в жизни получил абсолютно новый.

После демобилизации Тарабанько отправился в Новосибирск — мощный центр ледового спидвея. В 1975 году он впервые завоевал звание чемпиона мира. Чемпионат проходил в Москве, на стадионе «Динамо». Вот как писали об этом иностранные газеты: «Это был яркий образ нового русского аса. Комбинация таланта, мастерства, нервов и тренировок привела к тому, что никому не удавалось обойти Тарабанько в гонке. Это был мощный подъем для россиян». На высшую ступень пьедестала почета наш земляк поднимался еще шесть раз! Итого: четырехкратный чемпион в личном зачете и трехкратный — в командном.

Золотые годы спидвея

— Сергей Александрович, а правда, что мотоспорт в Советском Союзе получил мощный импульс благодаря покровительству сына Сталина?

— Да, Василий Сталин создал весь комплекс ЦСКА (в то время клуб ВВС). И мотоциклетный спорт был одним из его любимых. Сам я это время не застал, но мне много рассказывали ветераны клуба. Он очень хорошо относился к спортсменам, механикам, каждый день приезжал в команду и со всеми здоровался за руку. Если у гонщиков не было запчастей, он просто посылал военный самолет в Германию — и на следующий день детали были в клубе. Один из ветеранов — Николай Прокопьевич Соколов вспоминал, как проходил чкаловский мотокросс. Зима, холодно, и Василий поручал ему разливать коньяк из большого армейского термоса. После каждого круга (более шести километров) гонщики подъезжали к термосу с коньяком. Некоторые не один раз.

— Коля, плесни!

— Так уже плеснул.

— Ну еще плесни, я все равно сойду.

На следующий день Василий Иосифович выстраивал всю команду ВВС — и начинался разбор полетов. Сошел с круга — получай трое суток. Вот так все вопросы решались.

В октябре, в канун дня рождения Василия Сталина, проходила шоссейно-кольцевая гонка. Если трасса была мокрая, ее сушили авиационной турбиной либо переносили соревнования на ипподром.

При этом отношение к спорту было серьезное, все спортсмены в те времена были одеты в английские комбинезоны. Летом, за месяц до чемпионата по кольцевым гонкам, всю команду везли в Таллинн на сборы. Естественно, все это не могло не сказаться на результатах.

— У нас было все, — вспоминает Сергей Тарабанько. — Каждый год мы получали 130 новых мотоциклов разных классов, и ЦСКА распределял их по округам. Жили безбедно, все условия были. Только вкладывай душу. И мы все были как одна команда — и кроссовики, и трековики: всем делились, помогали... А сейчас все обособленно, все считают деньги, у современных спортсменов все разговоры только о спонсорах.

Действительно прав Сергей Александрович — отношение к мотоспорту изменилось. Может быть, потому что у него нет высоких покровителей? При Ельцине внезапно чуть ли не главным видом спорта в России стал теннис. При Путине и Медведеве — горные лыжи и дзюдо. Это очень странно, ведь спидвей на льду — очень динамичный и зрелищный вид спорта. В Интернете можно найти трансляции из Европы и США — везде полные трибуны. И у нас тоже было так, но в прошлом.

Сергей Тарабанько рассказывает, что в Иркутске всегда в начале декабря проходили гонки по льду. Это была традиция — начало сезона. Приезжали болельщики со всего города. В Новосибирске зрители приходили за три-четыре часа до начала гонок. Занимали места, разговаривали. Одна трибуна была полностью заполнена таксистами, другая — работниками автошкол.

Ребятишки во дворах играли в гонщиков: «Ты будешь Дубинин, ты — Тарабанько, а я — Пазников». Массовость была. Сейчас вся система подготовки сломана. По телевизору показывают биатлон, хотя это не самый динамичный вид спорта. В это же время проходит Гран-при по спидвею, но по телевизору ни слова. Будто нет такого вида спорта. Почему? Загадка. Сергей Александрович считает, что это результат коммерциализации спорта.

— Как-то пришел к нам паренек лет 16 и спрашивает: «Сколько я буду зарабатывать и когда поеду за границу?» А мы шли в спорт, не думая о деньгах, думали только о победах. Да и денег мы не видели. В поездках на чемпионаты мира получали не более ста инвалютных рублей. Примерно 300 марок по тем временам. Призовой фонд забирали функционеры, потом за победу нам выплачивали премию 300 рублей. Когда чемпионом мира стал, выдали тысячу. Сейчас мотогонки — не столько спорт, сколько шоу. Все перешли на профессиональную основу, спортсмен должен оплачивать все сам. Сам купи мотоцикл, экипировку, оплати дорогу.

Кстати, по данным портала Vox Populi, цена мотоцикла — а байки для ледового спидвея собираются индивидуально под каждого гонщика — начинается от 25 000 евро. Амуниция — комбинезон, шлем, мотоботы — еще от 3000 евро. «Цены пугают, — говорит Сергей Александрович. — Одну покрышку зашиповать — 30 000. А еще надо заплатить взнос». Плюс аренда фуры, авиабилеты, топливо, запчасти, техобслуживание. Не «Формула-1», конечно, но тоже недешево.

Без тормозов

В спортивных журналах спидвей на льду называют самым безумным, опасным, зрелищным и захватывающим видом спорта. Зрелищности действительно хватает, в том числе из-за столкновений байков на треке. При этом колеса мотоциклов оборудованы острыми стальными шипами... Страшно. Именно шипы стали причиной гибели в 1984 году нашего земляка, легендарного гонщика, двукратного чемпиона мира Анатолия Гладышева. Светлая ему память...

Тарабанько тоже не избежал травм, но говорит об этом без драматизма: «Один раз в Новосибирске вылетел в сугроб, и в меня ударился соперник. Нога застряла между колесом и рамой, и, чтобы ее вытащить, надо было снять колесо. Вытащили, ногу распороло. Ну, нормально. Потом ломал отросток шейного позвонка. Тоже после падения в сугроб. Врач хотел мне хомут на шею поставить, но это значило, что с чемпионата придется сниматься. Я пообещал, что поеду к клубному врачу и он мне все сделает. А дома закинул снимки под кровать, поехал на соревнования и выиграл. Бедро ломал в Югославии, ничего, пластину поставили — и все нормально».

По словам Тарабанько, умение падать приходит с опытом — в этот момент мотоцикл надо развернуть, чтобы им прикрыться. К тому же в спидвее сейчас усилили технику безопасности, треки оборудованы надувными бортами, и мотоциклы лучше защищены, чем это было в 60—70-х годах.

Разумеется, я не могла не спросить прославленного гонщика, как он относится к байкерам. Ведь в Советском Союзе этого явления не было.

— В Москве увидел их впервые, они приходили к нам в команду, смотрели на тренировки. Потом появился Хирург. Вообще, с какого боку он Хирург? Никакой он не хирург и ничего собой не представляет. Сейчас он пошел в политику, что-то заявляет про Крым... В общем, эта когорта мне не нравится. Я был в их клубе. Музыка бомбит, пиво, ужас что творится — для меня это все дико. Да, есть среди них аристократы, которые просто любят технику и особо не выпендриваются. Но в основном эта публика ведет себя не очень нормально — на грани закона. Мне это чуждо.

Во время общения с Сергеем Александровичем возникло ощущение, что говоришь с молодым, полным сил человеком.

— Да, вы правы, я не чувствую возраста. Когда спрашивают, начинаю считать, сколько же мне лет. Все время в бегах. 68 лет, а я все бегаю и бегаю. А что? Недавно мой товарищ, 81 год, победил на гонках «Газелей». Нормально!

Сейчас знаменитый мотогонщик работает в детской спортивной школе в Алабино, что в 65 км от Москвы. На дороге — вечные пробки. Для человека, привыкшего к постоянному движению, это самое тяжелое: стоять и ждать.

— Я бы на мотоцикле быстрее добирался, но сейчас запретили между рядами ездить. Опасно.

После окончания карьеры Сергей Тарабанько не пошел в спортивные функционеры. Характер не тот.

— Я неудобный человек, не поддакиваю, а говорю как есть, всю правду в глаза. Мне и в школе постоянно пеняли: «Сережа, ты умный парень, и родители у тебя хорошие, а ты какой-то антисоветчик». А я не понимаю, почему дома говорят одно, в школе другое, на улице третье. Кому верить-то? Если бы я со временем не научился ломать себя, то меня бы точно посадили.

Детей Тарабанько учит так, как учился сам — начиная с технических азов. В жизни им это всегда пригодится.

— Хотелось бы, чтобы толк был. Вообще считаю, что в России в школах нужно ввести курс автовождения, чтобы вместе с аттестатом выпускник получал права. Как пытаются сделать в Татарстане. Это повысит культуру вождения.

— Сергей Александрович, скучаете по местам, где прошли ваше детство и юность?

— Конечно! Всегда вспоминаю Сибирь как край, где совсем другое отношение к людям. И я это очень ценю. И всегда приезжаю с удовольствием.

Спорт и скорость

Спидвей на льду (от англ. Speedway — скоростная дорога), или мотогонки на льду — разновидность мотогонок, проходящих на покрытом льдом овальном треке. Гоночная трасса аналогична трассе для гаревых мотогонок, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замерзших озерах. Гонщики едут против часовой стрелки по треку, длина которого составляет от 260 до 425 метров. Правила и структура гонок также аналогичны соревнованиям в классическом спидвее. Число участников обычно от 4 до 6 в каждом заезде. Наиболее популярны гонки на мотоциклах объемом 500 куб. см. Соревнования проводятся с 1920-х годов, а первый чемпионат мира по спидвею прошел в 1936 году

Фото НАТАЛЬИ ФЕДОТОВОЙ и из открытых источников