Генрих Гофман

Герой Советского Союза, легендарный летчик-штурмовик, советский писатель родился в Иркутске

Генрих Борисович Гофман с детства увлекался самолетами. Во время Великой Отечественной войны каждый его вылет становился подвигом — не было ни одного случая, чтобы летчик провалил задание. В воздухе он чувствовал себя уверенно, летал в таких условиях, когда на небо без содрогания и взглянуть-то было нельзя: атаки вражеских самолетов, штурмовой зенитный огонь с земли. Генрих Гофман стал примером для многих начинающих пилотов. После демобилизации Генрих Борисович посвятил себя своему увлечению — литературе. Его книги основаны на реальных событиях Великой Отечественной и подтверждены документально.

Генрих Гофман родился 28 февраля 1922 года в Иркутске, в семье служащего. Когда мальчик чуть подрос, семья переехала в Москву. В школу Генрих пошел уже в столице.

С детства мальчик интересовался авиацией. Параллельно с учебой в школе он начал заниматься в аэроклубе и успешно окончил его. В 1940 году по комсомольскому набору пошел в авиацию. Вскоре его призвали в ряды Красной армии.

В 1942 году Генрих Гофман окончил Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков и отправился на фронт. К августу 1944 года старший лейтенант Гофман, уже заместитель командира эскадрильи 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознаменного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, совершил 96 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, железнодорожных станций, складов боеприпасов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Гофману Генриху Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

«Товарищ Гофман смотрел смерти в лицо»

Из донесения командира 622-го штурмового авиационного Севастопольского Краснознаменного полка, Героя Советского Союза, подполковника Емельянова 11 августа 1944 года:

«Товарищ Гофман Генрих Борисович на фронтах Отечественной войны с марта 1943 года. От рядового летчика до заместителя командира эскадрильи — таков путь славного освободителя. За это время он показал себя мужественным, отважным, бесстрашным летчиком-штурмовиком, его жизнь принадлежала Родине, во имя ее он десятки раз смотрел в лицо смерти и всегда выходил победителем».

Мастерство Гофмана как летчика вызывало удивление и восхищение. Во время битв за Кавказ, Керчь, Крым и Севастополь в зоне сильного зенитного огня он снижался до бреющего полета и в упор поражал живую силу и технику противника. Вот несколько описаний вылетов Генриха Гофмана (из донесения подполковника Емельянова):

«В сентябре 1943 года Верховный главнокомандующий поставил перед войсками Северо-Кавказского фронта задачу сломать сильно укрепленную оборонительную линию противника на Северном Кавказе, названную голубой линией, и последовательными ударами очистить Кавказ от немецких полчищ. ...26 сентября Гофман ведомым в составе четырех самолетов Ил-2 вылетел на штурмовку «голубой линии». Цель была прикрыта сильными зенитными средствами. Группу самолетов встретила стена сплошного заградительного огня. Товарищ Гофман, умело маневрируя, отыскивал цели и метко поражал их. В результате ряда дерзких атак он уничтожил четыре автомашины с боеприпасами, разрушил два блиндажа и подавил огонь одной точки ЗА (зенитной артиллерии). Наземное командование прислало в часть телеграмму с благодарностью за оказанную помощь.

...27 сентября ведомым в составе пяти самолетов Ил-2 штурмовал передний край «голубой линии» в районе юго-восточнее станицы Вышестеблиевской. Внезапно подойдя к цели, товарищ Гофман прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами, рядом последующих атак подавил огонь одной артиллерийской батареи противника, зажег два дома, превращенных немцами в сильный узел сопротивления.

...6 ноября 1943 года заместителем ведущего группы из пяти самолетов вылетел на штурмовку контратакующих войск противника в районе Эльтиген на Керченском полуострове. В этом районе немцы сосредоточили живую силу и технику для броска в контратаку против нашего десанта; товарищ Гофман вместе с другими ведомыми всей мощью своей боевой машины обрушился на расположение танков и пехоты противника. Одновременно со штурмовкой Гофман доразведал точное рассредоточение пехоты и танков противника. В результате действий группы контратака немцев была сорвана. Успешность действий группы подтверждена начальником штаба 318-й Новороссийской стрелковой дивизии.

Когда противнику, имевшему на Керченском полуострове преимущество в живой силе и технике, удалось потеснить наш десант к берегу пролива и блокировать его с моря, полку была поставлена задача обеспечить десантников боеприпасами и продовольствием. Наши войска удерживали только узкую полосу берега, куда надо было сбрасывать мешки. Подходы к этому району простреливались всеми зенитными средствами и полевой артиллерией. За 22 вылета Гофман доставил 44 мешка с продовольствием и боеприпасами.

При продвижении наших войск в направлении города Керчи от места высадки десанта в северной части Керченского полуострова противник создал сильно укрепленный опорный пункт на высоте Безымянной северо-восточнее Булганака, что не давало возможности дальнейшего продвижения. С этой высоты противник обстреливал наши передовые части и подходящие резервы в трех направлениях. Нужно было во что бы то ни стало подавить огневые средства противника на высоте Безымянной и дать возможность нашим наземным войскам продвигаться вперед. Поразить цель можно было или с отвесного пикирования, или с бреющего полета бомбами замедленного действия. Цель была прикрыта сильным огнем зенитной артиллерии и истребительной авиацией.

Гофману было приказано в составе группы пяти самолетов Ил-2 подавить огневые точки противника на высоте Безымянной. 19 января 1944 года он вылетел на выполнение ответственного задания. Путь перекрыли четыре вражеских Ме-109, завязался бой. Попытка немцев разбить боевой порядок группы не удалась. Плотным строем на бреющем полете, грамотно маневрируя в сплошном зенитном огне, группа вышла точно на цель и бомбовым ударом посеяла панику в рядах противника, а последующими заходами пушечно-пулеметным огнем товарищ Гофман лично подавил огонь двух батарей ЗА противника и уничтожил 15 человек пехоты. После атаки с неба наши наземные части заняли высоту Безымянную. Об успешности действий группы говорит подтверждение наземного командования, в котором всем участникам группы объявлена благодарность».

Из летчиков — в писатели

О полетах Гофмана среди его коллег ходили легенды, начинающим пилотам он был образцом для подражания. Что ни вылет — то успешная боевая операция. Казалось, для Гофмана не существует никаких препятствий — ни завеса зенитного огня с земли, ни контратака в небе. Его сноровку, его искусство штурмовки изучал каждый летчик подразделения.

Весь свой боевой путь — от рядового летчика-сержанта до командира эскадрильи — Генрих Гофман пролетал на одном самолете Ил-2. К концу войны на его машине насчитывалось около 600 пробоин от огня зенитной артиллерии и истребителей противника. За сохранность самолета в боевых условиях авиаконструктор Сергей Ильюшин лично подарил Гофману свою новую машину Ил-10.

После войны отважный летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию и в 1950 году успешно ее окончил. До 1962 года он продолжал служить на командных должностях в ВВС Советской армии. После демобилизации Генрих Борисович занялся литературным трудом. Писать Гофман начал до войны, а в 1957 году увлечение стало еще одним призванием. Член Союза писателей с 1966 года.

В своих произведениях — документальных повестях и очерках — Гофман знакомит читателей с образами советских летчиков, парашютистов, планеристов. Проза Гофмана основана на документах. Например, его повесть «Сотрудник гестапо» посвящена подвигу офицера-разведчика Дубровского. В книге «Герои Таганрога» в полухудожественной форме описана история таганрогского подполья — одного из самых мощных на оккупированной территории СССР. Умер Генрих Борисович Гофман 22 мая 1995 года в Москве.

Произведения: «Самолет подбит над целью»; «Летный характер»; «Владимир Ильюшин»; «Прыжок от солнца»; «Взлет продолжается»; «Рождение подвига: рассказы о летчиках»; «Крылатая семья»; «Герои Таганрога»; «Испытатели»; «Орлиное племя»; «Черный генерал»; «Черный генерал: «Двое над океаном»; «Сотрудник гестапо»; «Не ради славы»; «Мои современники».

Награды

* Три ордена Красной Звезды

* Два ордена Боевого Красного Знамени

* Орден Отечественной войны I степени

* Орден Дружбы народов

* Орден Ленина

* Медаль «Золотая Звезда»

Звания

Герой Советского Союза

Лауреат премии им. А.Фадеева

Имя Генриха Борисовича Гофмана увековечено на памятнике, установленном на Сапун-горе под Севастополем.

Подготовила Ольга Контышева. Использованы материалы warheroes.ru и других сайтов.