Райские сады в Малиновке

Знаменитые на всю область ягодные кусты жители села Черемховского района обрабатывают и охраняют сами

Есть такое село в Черемховском районе - Малиновка. Под стать названию, в нем добротные дома, красивые пейзажи, чистый воздух и удивительная тишина. Но главная достопримечательность - сад. Да, да, самый настоящий. С вереницей ягодных кустов, уходящей далеко-далеко вдаль, и бесчисленной россыпью плодовых деревьев. Когда тут оказываешься, без конца гоняешь мысль: "Хм... И как такое возможно? Кругом по области все захирело и ушло в небытие. А тут - прямо-таки райский уголок. Все вокруг исправно, прибрано, под кустами народ с ведрами. И вообще разве растут в Сибири яблоки, которые в горловину трехлитровой банки не проходят? Выходит, что растут..."

Вишневое варенье

Символично, что мое знакомство с деревней Малиновка началось с варенья. Только не с малинового, а с вишневого.

В Заларях меня посадили пить чай. К нему по традиции прилагалось варенье. В густом ароматном сиропе плавали крупные, сочные вишенки.

- Мммм, южная вишня? - поинтересовалась я, отправляя в рот очередную ложку сладкого лакомства.

- Нет, своя, местная, - заверила меня хозяйка. - Мы за ней каждый год в Малиновку ездим. Там огромный сад, чего только нет - малина, вишня, груши, яблоки! Даже орехи растут. Но мы особенно вишню жалуем, привозим много - несколько ведер. Компоты делаем, джем варим. И на год хватает. Прошлогоднее варенье только-только закончилось. Съездите, посмотрите, там очень красиво...

Уговоров не потребовалось. Я бы поехала даже не из-за вишни и орехов, а из-за одного сочного украинского названия - Ма-ли-нов-ка!

Час езды от Заларей - и вот оно, село, а на въезде - горстка ребятишек с ведрами. Еще за десять шагов зазывно кричат: "Ягоду, ягоду покупайте!!!" В котелках - смородина, та самая крупная вишня из моего варенья, аккуратные шапочки малины.

И крыжовник - крупный! "Можно попробовать ягодку? И сладкий к тому же!" Мне сразу вспоминается герой чеховского "Крыжовника", которому было "жестко и кисло". Жаль, что он не отведал вот этого крыжовника, хоть всю жизнь и мечтал о ягодной делянке в собственном саду.

Загорелый русоволосый Рома вызывается проводить меня к Татьяне Филипповой, она здесь главный агроном - историю садовых владений знает досконально и все покажет. Пока мы едем до ее дома, разговорчивый Рома без утайки рассказывает про свой ягодный приработок:

- Ягоду я собираю в саду, потом сдаю в хозяйство, покупаю и тут уже, на трассе, продаю. Понятно, что подороже. Клубника была, но уже отошла. Сейчас самое ягодное время - малина идет, смородина, вишня. Осенью будет слива, груша, яблоки. Еще в лес ходим за груздями и маслятами. Сегодня с утра набрал два ведра вишни, покушал и бегом продавать.

Схема проста как дважды два, но она работает. Более того - помогает ребятишкам, да и взрослым заработать нелишнюю копейку. Рома, например, за сезон зарабатывает до 15 тысяч рублей. Для сельского школьника - очень даже неплохо.

- А тратишь на что?

- Да на всякую чепуху! - смеется мальчик. - Я раньше не любил ягоду собирать, а когда понял, что это деньги - враз полюбил. Теперь 15 минут - и готово полное ведро вишни. Седня, правда, берут плохо - дождик мешает.

- А как насчет конкуренции? - интересуюсь я. - Вас же, продавцов на дороге много.

Ответ получаю достойный:

- Мы никогда не ссоримся, не переманиваем покупателей. Чья ягода понравится - у того и купят. Остальные не в обиде, просто приходится дольше стоять. Ну вот, приехали.

Фронтовая мечта

Татьяну Филиппову мы встречаем прямо с автобуса, который развозит по селу садоводов. Шесть часов вечера. Длинный рабочий день закончен. Все небо в тучах - начинает упорно капать дождь. Я, понятное дело, извиняюсь за внезапный визит, да к тому же еще вечерний, когда все мысли только об отдыхе. Татьяна Иннокентьевна, даже не заходя в дом, набирает по телефону нынешнего хозяйственника, директора ООО Малиновское:

- Александр Владимирович, корреспондент к нам из Иркутска приехал. Мы скоро будем.

Татьяна Иннокентьевна Филиппова родилась в Малиновке, а ее любовь к земле и ко всему, что на ней растет, - от родителей, которые работали здесь, тогда еще в совхозе "Сибирский садовод". Ну а начиналось все с Александра Ивановича Непокрытых, агронома Тулунского района. После войны он решил воплотить в жизнь свою шальную фронтовую мечту - разбить на сибирской целине сад. Да такой, как в сказке "Двенадцать месяцев", - чтобы весной радовал цветением, летом - плодами, а осенью - яркой красно-желтой листвой. Чтобы хрустеть своими яблоками, вместе с внуками поливать деревья, а вечером слушать соловья и кукушку. И куда поедешь от такой красоты? Некуда и незачем.

Пять лет Александр работал в плодово-ягодном питомнике совхоза Черемховского района, в местечке Глубокий лог. Люди приезжали к нему со всей области - покупали смородину, грушу, вишню. Что и говорить, для деревенских жителей, которые доселе не ели ничего слаще репы, это была невидаль! Но ягодное изобилие нарушили пласты каменного угля - садоводство спешно ликвидировали. Саженцы удалось перевезти на земли недалеко от Забитуя. Здесь-то в 1957 году и отвели угодья для совхоза "Сибирский садовод" и начали строить деревню. Название ей дал Александр Иванович - Малиновка. Очень уж хотелось ему расцветить сибирскую действительность.

Начинали с нуля, но энергии было не занимать. Из техники - трактор, полуторка да какой-никакой инвентарь. Этим-то малым расчищали, раскапывали, садили. При очень ограниченных средствах, малом штате все-таки удалось поставить все отделы сада на должную высоту. Зеленый оазис был-таки создан. Отныне это была уже не смелость утверждать, что в Сибири возможно промышленное выращивание ягод да яблок. Это был неоспоримый факт.

Уже через несколько лет в Малиновку потянулись люди - одни приезжали за саженцами, другие - жить. Из области заказывали посадочный материал - именно отсюда родом разные сорта ягод и фруктовых культур, прижившихся в хозяйствах и полюбившихся дачникам. Ягод хватало, чтобы насытить тысячи сибиряков вареньем, а консервные заводы - сырьем. Хозяйство было высокорентабельным. Совхоз богател не только ягодой, но и молоком, зерном. На окрестных полях выращивали и "суповой" набор - картофель, морковь, свеклу, капусту. От этой натур-продукции село имело неплохие по тем временам деньги - соответственно и жили малиновцы в достатке. Да и сама Малиновка отличалась (и сейчас отличается!) от окрестных сел и деревень. К примеру, и сегодня в отличном состоянии контора, столовая, которая кормит рабочих, рядом - магазин и детский сад. По задумке Александра Непокрытых все здания в свое время были обложены цветастой плиткой. Он лично "выписывал" умельцев-плиточников из Белоруссии, чтобы навести на дома глянец. Сохранились и конюшни, и теплицы, и скотники (в последнее время в село не раз наезжали армяне - просили: сдайте в аренду под склады, но каждый раз получали отказ. - Авт.). И мельница тут крутится-вертится. Кстати, в селе до сих пор пекут свой хлеб - душистый, настоящий. И как положено - по килограмму булка. Сельские улицы тоже немало удивляют - широкие, асфальтированные. Кругом палисадники, детские площадки, пионы цветут.

При виде всего этого мне невдомек - как удается держать марку? В вихре реформ давно ушли в небытие совхозы-колхозы, приказали должно жить консервные заводы, не стало ягодных плантаций. Более-менее сохранившиеся хозяйства взяли в аренду дилетанты, для которых главнее всего сиюминутный "навар". А тут - благополучие. Ясно, что благополучие это не с неба свалилось.

Жизнь без отпусков и больничных

Александра Ивановича Непокрытых уже нет в живых, но плодово-ягодное дело продолжает его ученик, тоже агроном и тоже Александр - Ярошевич. Именно этому высокому и жилистому человеку удалось сохранить в 90-е созданное и нажитое годами, а после - вписаться в систему рыночных координат. Хотя этот процесс был болезненным, тем не менее, хозяйство сумело найти свое место в новой среде.

Александр Владимирович Ярошевич встречает нас в саду. Рабочий день уже закончен, а он еще сидит в своей "Ниве". Домой вернется только в час или в два ночи. Когда пойдут зерновые, и вовсе всю ночь на поле будет коротать. Разводит руками:

- Что поделаешь, страда!

Я вообще не понимаю, как можно не работать, дома сидеть. Отпуск? (Смеется). Какой отпуск в деревне?! Даже поболеть некогда. Когда отпуск беру, все равно душой здесь, переживаю: все ли в срок будет; какой, куда трактор пошел, как собирают и сбывают ягоду, постоянно специалистам звоню - телефоны все на память помню. Восемь лет осталось до пенсии, но в работе - моя жизнь, не привык отдыхать. А вы посмотрите, как наши женщины работают! В 7.30 уже здесь, без выходных. Только закончилась закладка черенков - 50 тысяч высадили. Но ведь какой это труд - настричь их, навтыкать. И опять в сад - круговорот!

Нас поливает дождь, грызут комары, но Александр Владимирович на это не обращает внимания. Он вслух думает о своем:

- Дождь помочит - для зерновых хорошо. У нас поля пшеницы, ячменя, овса. Часть сбываем, часть себе идет - на хлеб, дробленку. Сейчас очень важны удобрения - без них мы теряем урожай. Полцентнера под зерновые - и вот уже 2-3 центнера прибавки. В 1992-1993-м удобряли, так по 31 центнеру пшеницы с гектара собирали. Потом пошли перебои с горючим, путем не пахали - отсюда и ниточка запустения потянулась. Если в прошлом году хорошенько вспахали, так и пшеница наливная, колос отличный. Для нас сейчас особенно важно перейти на безотвальную обработку пашни - меньше будет уходить горючего. Для сравнения: на вспашку 1 га уходит 25 литров горючки, а при безотвальной обработке - всего 10. Отсюда и ниже себестоимость зерна.

- Завезти бы еще хороших племенных телок! - мечтает Александр Владимирович. - Тем более, все помещения мы оставили, охраняем их. О проблемах можно говорить бесконечно. Как воздух, нужно обновление тракторного парка - техническая база очень слабая. Из новеньких у нас только трактор МТЗ 1221, да и то с ним район помог. Остальную технику латаем. Запчасти съедают много денег. Калийные удобрения не мешало бы приобрести, но нам это не по средствам. Купить их, конечно, можно, если не выдать зарплату, а это, сами понимаете, недопустимо. Людям важно платить достойную зарплату, тогда они будут трудиться с полной отдачей. Чтобы у мужиков не болела голова, что детей нечем кормить и не на что учить. Механизаторы у нас в посевную получают по 12 тысяч рублей, сеяльщики - по 7. Мы и ребятишкам даем возможность заработать: пожалуйста - торгуй. Нужно развивать в них коммерческую жилку. И они стараются, допоздна на трассе стоят.

Вообще, сад - это дело прибыльное, но очень хлопотное. Это как сберегательная касса: весной вложил средства, а осенью собирай урожай с большей прибылью. Без вливаний - никуда. Полученные средства непременно нужно вкладывать в развитие. Что называется, "курочка по зернышку..."

Караул в нескучном саду

Беспристрастным оценщиком работы любого производителя в рыночных условиях является востребованность его продукции. Пожаловаться на ее отсутствие Малиновка не может. Вообще, когда видишь всю мощь и площади сада, впечатление, что в нем поместилась бы Швейцария. И еще ощущение, будто ты очутился в чеховском саду - том самом, вишневом. И я представляю, как красиво тут весной, когда кусты оборачиваются в нежные розово-белые облачка цветов. Только ради этого стоит бросить все свои городские дела и приехать в Малиновку в мае - просто постоять, посмотреть, вдохнуть в себя запах, который не сравнится ни с чем - свежий, будто омытый прохладой.

Александр Владимирович приводит цифры - только за прошлую неделю собрали 5 тонн вишни. Я округляю глаза. Но, оказывается, раньше в день набирали по 2 тонны! Завтра на заготовки заезжают шелеховцы. Вообще, сад здорово выручает людей с работой. Летом сюда потоком едут автобусы из Аларского района, приезжают сезонники из соседних деревень и сел. Люди получают возможность заработать не только на сборе, но и на перепродаже ягод. Крупные пищекомбинаты области сами нанимают и привозят сюда "рабочие руки".

Мне показывают участки. Здесь - молодая вишня. Кусты густо-густо усыпаны ягодой. Кажется, что обобрать их - нечеловеческая задача. А представьте, каково прополоть все эти многометровые ряды. Причем вручную. Это раньше на прополку тут собиралось едва ли не все население Черемхово. Сейчас с сорняками бороться сложнее, пырей, осот тут - главные враги. В этих рядах вишня постарше, 1983 года, но еще плодоносит. На отдельных плантациях - маточники крупноплодных яблок, ранета, яблоньки-полукультурки. Агроном сыплет названиями, сортами, я даже не успеваю все рассмотреть и запомнить. Вот маньчжурский орех.

Татьяна Иннокентьевна вспоминает:

- К нам как-то кавказцы приезжали. Говорят: "Покажите маньчжурский орех - не верим". Ну мы показали. Они потом долго удивлялись.

Конечно, большая для нас проблема - это воровство, заграждений ведь у нас нет. Воруют ягоду в основном свои, местные. Пробовали было солдат для охраны привлекать - неэффективно. Вот сейчас только Александр Владимирович отобрал ведро вишни у пьяной женщины. Если бы она что-то купила своему ребенку на вырученные деньги... Так она же их пропьет. И в милицию воров возили. Что толку (машет рукой), всех отпускают. Поэтому в саду круглосуточно дежурит и охрана, и ведущие специалисты. Вот Александр Владимирович до ночи будет в машине сидеть.

Левые саженцы

Мы едем смотреть теплицы - это отдельная гордость Малиновки.

- Везет вам, - говорю, - в каком месте красивом живете, а воздух какой прозрачный!

Татьяна Иннокентьевна смеется:

- Ну, да, если не считать, что работать нужно с утра до вечера. В 6 утра встаю и еще дома за скотиной хожу, за огородом ухаживаю. Хотя, если бы я не любила свою работу - ушла бы давно, а так уже тридцать лет стажа.

В трех огромных теплицах закаляют саженцы черноплодной рябины, жимолости, калины. Все они зимостойкие, введены в районирование по Иркутской области. Когда подойдет время, эти кустики разъедутся по дачам и участкам. Хотя с их авторством часто возникают проблемы. Нерадивые продавцы грешат тем, что выдают растения, выращенные непонятно где и как, за рожденные здесь, в Малиновке. Потом левые сливы и яблоньки безбожно погибают, не вынося заморозков.

- И люди обращают свой гнев на нас, - объясняет Татьяна Филиппова. - До сих пор в Иркутске машины торгуют "нашими" саженцами, хотя мы уже давно закончили продажу. Поэтому обязательно нужно требовать сертификат качества.

Я еще долго ходила среди теплиц, парников и коробов со смородиной. Конечно, всему удивлялась, охала и ахала. Уезжать было жалко. И воздухом я не успела по-хорошему надышаться, и местный хлеб не купила - тот самый, что весом с килограмм. И потом уже, в машине, вспомнила, что не спросила про свадьбы в Малиновке! Чем не повод приехать сюда еще раз?