Абольд Вильгельм - первый директор обсерватории

В 1931 году Иркутская астрономическая обсерватория получила от Народного комиссариата просвещения СССР признание и официальный статус. Первым ее директором стал профессор астрономии Вильгельм Карлович Абольд. С этим именем многое связано для иркутских ученых. Он был профессором, доктором физико-математических наук. Благодаря этому человеку сложились многие традиции иркутской астрометрической школы.

Долгое время о Вильгельме Абольде было достаточно мало сведений. Но сравнительно недавно найдены документы, благодаря которым многое удалось узнать. Однако и сейчас в его биографии остались белые пятна, которыми занимаются иркутские ученые.

Родился будущий ученый 2 (14) июля 1879 года в городе Гольдингене (ныне Кулдига) Курляндской губернии Российской империи (сегодня это территория Латвии). Отец его был коллежским асессором, служил в казначействе и на почте. О матери ничего не известно, кроме того, что звали ее Люцией. А сестру Абольда - Эльвирой. Семья принадлежала к сословию потомственных почетных граждан, но достаток имела довольно небольшой.

В 1903 году Абольд окончил физико-математический факультет Юрьевского (сегодня Тартуского) университета. Еще во время учебы талантливый студент начал работать в университетской обсерватории вычислителем, сверхштатным ассистентом. Эту деятельность он продолжал и после окончания вуза, к тому же в то время ему дали должность преподавателя математики Юрьевской мужской гимназии. Свои первые научные работы он пишет еще в студенческие годы и публикуется в изданиях университетского общества естествоиспытателей. Уже в 1904 году Абольд защищает диссертацию и получает степень кандидата физико-математических наук.

По кличке Самсонов

В преддверии первой русской революции ученый, как и большинство молодежи, начинает принимать активное участие в революционном движении. Сначала он вступает во Всероссийский союз учителей, а затем, в 1905 году, становится членом Юрьевской организации РСДРП. Абольд был казначеем организации и имел подпольную кличку Самсонов. Недавно найденные документы рассказывают, что также в квартире находилась подпольная типография, проводились конспиративные собрания и назначались явки. Известно, что Вильгельм Карлович был лично знаком со знаменитым народовольцем и ученым Николаем Александровичем Морозовым.

В январе 1907 года на имя Абольда приходит багаж с литературой революционного характера. Посылка, конечно, была вскрыта еще до того как оказалась в руках получателя. Предполагая, что это провокация, Абольд и революционер Александр Кескюль, чтобы спасти хоть часть книг, некоторые из них оставляют себе, остальные же сдают в полицию. При досмотре находится опись содержимого багажа, и она, естественно, не сходится с тем, что юные революционеры принесли в руки правосудия. Абольда допрашивают, и он объясняет расхождение с описью тем, что она относится к другому багажу. Его отпускают, но на следующий день к нему домой приходит пристав с вопросом: что все-таки делать с этой описью? На что хозяин дома предлагает ему ее сжечь, что тот и сделал за три рубля. Правда, еще через день Абольду опять устроили допрос в полиции...

В конце концов 14 мая 1908 года неблагонадежного Абольда вновь арестовали и после трехмесячного тюремного заключения отправили в административную ссылку в город Енотаевск, где он провел еще три месяца. После отмены военного положения в Прибалтийском крае к концу 1908 года Вильгельм Карлович вернулся в Юрьев. Больше Абольд никакой активной общественно-политической и революционной деятельностью не занимался, потому что был под негласным надзором полиции. Но и после в большевистской партии, даже когда она стала правящей, не состоял.

Никаких революций, только наука!

 С этих пор ученый целиком и полностью посвящает себя науке. В 1909-1910 годы Абольд участвует в астрономо-геодезических работах в Амурской, Якутской и Забайкальской областях. После этих экспедиций Абольд публикует несколько работ в немецком астрономическом журнале Astronomisсhe Nachrichten. B целях повышения квалификации Вильгельм Карлович проводит 1911-1912 годы на средства Академического союза в Геттингенском университете в Германии.

В марте 1913 года ему пришлось уехать в Томск, потому что попечитель Рижского учебного округа камергер Прутченко настаивал на увольнении его из университета. Абольд преподает в различных учебных заведениях. Во время революции 1917 года ученый работал в Технологическом институте, где вел практические занятия по геодезии, "принимал активное участие против реакционной профессуры и работал над вопросом реорганизации института. Он заведовал кафедрой астрономии и геодезии на Сибирских высших женских курсах и Томской гравитационной станцией, читал курсы теоретической и сферической астрономии и высшей геодезии. Но вскоре остался без работы - по причине того, что многие считали его большевиком, к тому же, наверное, не так-то просто вставать "против реакционной профессуры".

Вскоре Абольд принимает предложение директора Иркутской метеорологической обсерватории Шостаковича и переезжает. Сам Вильгельм Карлович в автобиографии говорит об этом переезде так: "В конце 1918 г. возникли шероховатости, которые побудили воспользоваться предложением Иркутской метеорологической обсерватории занять вакантную должность заведующего магнитным отделением в 25 верстах от города, в д. Зуй".

После Гражданской войны и восстановления в Иркутске советской власти ученый переезжает сюда и устраивается преподавателем университета. Учитывая все заслуги Абольда, математическая комиссия Восточно-Сибирского государственного университета (сегодня - ИГУ) в мае 1923 года решила считать доцента избранным на должность профессора астрономии и геодезии. Официально в этой должности он был утвержден только через год, в июне 1924-го. Кстати, это значительно улучшило его материальное положение, он даже отказался от дополнительных заработков в средних учебных заведениях Иркутска и самозабвенно занялся наукой.

С 1927 года Абольд участвует в создании астрономической обсерватории в Иркутске. И когда в 1931 году станция получила официальное признание, он был назначен ее директором. С 1932-го по 1937 год Абольд лично вывел примерно 1700 определений широты. Жаль только, телескоп его качеством не блистал, поэтому точность его наблюдений оказалась не очень высокой. Вильгельм Карлович публикует статьи о методике сферической астрономии, а также работает над публикациями об иркутском небе. При нем Иркутская обсерватория стала вторым в Сибири опорным гравиметрическим пунктом. В ноябре 1934 года ученый совет ВСГУ ходатайствует о присуждении степени доктора физико-математических наук без защиты диссертации профессору Вильгельму Карловичу Абольду. Этому послужили научные достижения ученого, его серьезные исследовательские работы. Тогда в Наркомпрос РСФСР были направлены все нужные для этого документы. Наконец 23 декабря 1937 года было принято решение утвердить В.К.Абольда в ученой степени доктора физико-математических наук без защиты диссертации и в ученом звании профессора по кафедре астрономии.

"Как специалист сильный, как педагог - слабый"

О нем говорили как о суховатом, педантичном, сдержанном человеке, ведущем замкнутый образ жизни. Перед очередным и последним арестом последовала такая характеристика деятельности ученого: "В общественной жизни участвует. Инициативы не проявляет. Формалист. Как специалист сильный, как педагог - слабый. В идеологической борьбе активно не участвует. Не всегда устойчив. Любит прикрываться марксистскими фразами".

14 августа 1938 года Абольд был арестован по сфабрикованному делу о контрреволюционной правотроцкистской организации в университете. Помимо этого он обвинялся в шпионаже. На допросах астроном отрицал все обвинения, а все, что говорил, четко аргументировал. Один из следователей считал, что ученый ведет в камере контрреволюционную агитацию. И действительно, имеются показания сокамерника Абольда, который сообщил, что до первого допроса профессор плохо отзывался о Советском Союзе, критиковал органы НКВД, призывал сокамерников сопротивляться следствию и даже хвалил политику Гитлера. После первого допроса профессор почти постоянно молчал в камере.

Когда он был репрессирован, все наблюдения станции прекратились, а большую часть помещений обсерватории передали для иных целей.

Через год, 15 августа 1939 года, Абольда освободили, и уже 17 августа он был восстановлен на работе. Примечательно, что его так сравнительно быстро отпустили, ведь тогда людей расстреливали и за меньшие "прегрешения". Возможно, ему повезло с последним следователем - попался честный человек. Или он попал в волну освобождения, когда новый начальник ГУГБ НКВД СССР Л.П.Берия провел освобождение из лагерей части "необоснованно осужденных". Также свою роль могло сыграть обращение жены заключенного, Анастасии Антоновны Абольд, в комиссию при Президиуме Верховного Совета СССР по рассмотрению заявлений о помиловании.

 Вильгельм Карлович вернулся в обсерваторию уже внештатным научным руководителем. На него возлагалось лишь руководство работами обсерватории. Он занимается преподавательской работой в ИГУ. В 1940 году Абольд утвержден заведующим кафедрой астрономии университета. Говорят, что он был очень строгим и требовательным преподавателем. Одна из его студенток, Валентина Константиновна Ладейщикова, рассказывает, что в одну из сессий из всей группы экзамен по астрономии сдали только она и ее подруга, а всем остальным пришлось слушать курс повторно. Профессора всегда отличала принципиальность, поступиться которой он не мог.

В университете Абольд работает до самой смерти. 28 ноября 1948 года на 70-м году жизни известный ученый астроном скончался.

При подготовке материала использовались публикации С.С.Адельханова, В.Н.Казарина и С.А.Язева.