Кораблекрушение у мыса Красный Яр

Окончание. Начало в N 19

Гиблое место

— Мы переговаривались между собой, видя, как гибнут люди, но ничего не могли предпринять. Я, опытный мореход, понимал: героизм тут ни к чему — яхта у меня маленькая, мотор подвесной, может подвести. А до нее еще необходимо было добраться на резиновой лодке, но и она могла перевернуться.

По словам Панова, гибнущий "Шокальский" снимали двумя фотоаппаратами. Впоследствии пленку изъяли сотрудники транспортной прокуратуры. Однако после проявки одна оказалась совершенно чистой — по невыясненной причине смылась вся эмульсия. С другой пленки получились нечеткие кадры, на которых трудно что-либо разобрать.

Взгляд профессионала

Наиболее подробные и точные показания дал Владимир Черемных. Он долгое время работал на морях Северного Ледовитого океана, имел опыт наблюдения за состоянием обстановки в море и смог позже составить схему ситуации гибели теплохода:

"Около 9 часов в районе мыса Дыроватого (находится перед мысом Красный Яр. — Прим. ред.) я увидел катер с белой надстройкой, он шел курсом на север. Лодка за рубкой была серой. Катер шел ровно, не качаясь, и опасений за его судьбу не было. На палубе не было ни людей, ни груза. За 2 или 3 километра он начал рыскать, попал в полосу шквального ветра. Ветер менялся. Я начал наблюдать за катером неотрывно.

Корабль появился на траверсе нашей стоянки, но в 9.30 шквальный ветер усилился и появилась стенка, шедшая с севера. Я на мгновение повернулся к костру, и, когда оглянулся снова к озеру, корабль был уже вверх днищем. Не было никаких плавающих предметов. Шквальный ветер еще более усилился. Шли высокие волны в 2—3 метра, фронтом 50—100 метров, которые время от времени образовывали водяные смерчи высотой 20 метров, которые шли в разных направлениях и через 30—40 секунд возникали снова. Небо было в разрывах, с проблесками голубого цвета. А над серединой Байкала небо было совершенно чистым и голубым.

Когда судно плавало днищем вверх, через 5—8 минут на носовой части днища появился человек и побежал к рулю. Еще через пять минут появились два человека. На плаву судно еще держалось 10—15 минут. Люди были на одном месте. Возник смерч, стена брызг накрыла судно, и, когда стена прошла, не было ни судна, ни людей".

А вот выдержка из показаний еще одного свидетеля, Олега Козлова:

"Я включил радио, но погоду передали только по Иркутску, Бурятия тоже ничего про Байкал не сказала, хотя на море творилось невообразимое, его как будто встряхивали снизу. По морю гуляли смерчи, они фонтанами опадали на берег, как будто шел дождь. Ветер вздымал в воздух гальку. Нашу лодку выбросило на берег и разнесло в клочья. Мы пошли к яхтсменам поговорить о лодках. Один из них пошел фотографировать на берег, потом мы услышали его страшный крик: "Мужики!" Увидели — в полутора километрах от берега судно лежит на боку. Через пять минут оно перевернулось вверх днищем. Трое выбрались к рулю. Потом оно исчезло".

Обломки кораблекрушения

Когда утихомирился Байкал, правее того места, где погиб корабль, над водой собралось много чаек. Один из лодочников поехал туда и привез мерный шест, сиденье красного цвета, 20-литровую канистру с бензином и помятый топливный бак от подвесного мотора. Позднее к берегу прибило пенопласт, два спасательных круга с надписью Г-314 и буквами ИУГМС. А еще позднее — деревянную лестницу и садовую скамейку.

Часа через два после гибели "Академика Шокальского" на север прошло судно, принадлежность которого не удалось установить. Ближе к вечеру мимо проходила лодка "Казанка", ее остановили и попросили людей сообщить о гибели властям в Бугульдейке.

Рассказывает Юрий Панов:

— Пошли по берегу. Нашли весла, пустые канистры, деревянный трап. На берегу возле камней волны катали желтую пластмассовую бочку. Это был спасательный надувной плот, он может спасти 6 человек. Но там хитрая система: плот должен крепиться капроновым тросом к катеру. При крушении судна плот автоматически открывается, если, конечно, привязан, а он у них, видно, валялся на палубе. Я потянул за трос, сильно дернул, раздался треск, железные обручи на бочке лопнули и плот стал надуваться. Они бы, конечно, спаслись. Не все. Те, кто выбрался на днище судна.

На теплоходе "Академик Шокальский" в тот момент находился спасательный плот конструкции ПСН-6. В 70—80-е годы ими оснащались малотоннажные суда и плот являлся довольно эффективным средством для спасения экипажа при аварии корабля. ПСН-6, приведенный в рабочее состояние, представлял собой что-то вроде надувной плавучей палатки.

Плот в свернутом виде помещался в контейнер и должен был находиться на корме или в рубке, и обязательно жестко крепился тросом к судну. В случае аварии трос вытягивали из контейнера, срабатывал замок-чека, слетали металлические обручи и происходило автоматическое наполнение плота от баллона со сжатым воздухом. Плот развертывался за несколько минут, забравшись внутрь, люди могли продержаться на нем продолжительное время.

Как установило следствие, надувной плот с теплохода "Академик Шокальский" не сработал из-за обрыва шланга баллона.

P. S. У мыса Красный Яр на склоне горы напротив места кораблекрушения стоит памятный знак. На нем указаны фамилии семи человек. Каждый год 2 августа сюда приходит теплоход с родственниками погибших моряков. Они справляют здесь печальную тризну. Бывает, что идущие мимо суда причаливают рядом и отдают дань памяти экипажу корабля "Академик Шокальский".

Из летописей можно узнать следующее. Осенью 1772 года бот "Св. Кузьма" был выброшен на восточный берег Байкала у Посольского монастыря и поврежден. В 1879 году бот "Адриан и Наталья" сорвало с якорей, выбросило на Посольскую каргу и закидало льдом. Этот бот ходил дольше всех — 14 лет. Не зря после крушения его переименовали в "Эверс", что значит "вечный". Там же выбросило на берег боты "Николай" и "Ермак". В том же районе затонул транспорт "Иркутск", построенный в 1833 году. Команда спаслась, судно утонуло. В 1880 году поздней осенью погиб пароход "Наследник цесаревич".

В 1901 году в сентябре сарма застигла в Малом море пароход "Потапов" с тремя баржами и несколькими лодками на буксире. Два судна вдребезги разбило о скалы. Погибло тогда 156 человек. А пароход на полных парах едва-едва выгреб к противоположному берегу. Да и там с трудом удержался при работающих машинах и на всех якорях. По числу человеческих жертв это была самая крупная катастрофа на Байкале.